Проповедь на Вход Господень в Иерусалим

Сегодняшний праздник—праздник божественного торжества. В этот день весь город пришел в движение (Мф.21,10), народ спешил навстречу Христу, направляющемуся в Иерусалим. Люди постилали свои одежды по дороге, резали ветви с дерев и постилали по дороге, восклицая: "Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних" (Мф.21,9).

Наступило какое-то чрезвычайное озарение. Кажется, весь народ иерусалимский узнал в Нем Христа и Бога, творящего чудеса, воскрешающего мертвых. Народ ликовал.

Минуты такого озарения бывают у каждого из нас. Вдруг станет все таким ясным—и бытие Божие, и бессмертие человеческой души... Что же может вызвать такое чувство, такое высокое озарение и просветление?—Красота божественного мироздания, мудрость и закономерность во всем, успех или неудача, радость или горе, счастье или несчастье...

На темном небосводе нашего сознания, которое так часто заволакивают тучи житейской суеты и мелочных забот, наступает вдруг просветление, и человек поет "осанна".

Иерусалимская ликующая толпа, которая сегодня восклицает Христу: "Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев" (Ин.12,13), через два-три дня будет кричать: "Распни, распни Его!" (Ин. 19,6,15). То же происходит, к сожалению, и с нами. Меняется быстро наше настроение, а с ним утрачивается и просветление. Иерусалимляне скоро забыли радостное "осанна" и стали требовать смерти Невинного. Еще слышны крики приветствия и радостного "осанна", а Иуда замышляет предать Христа...

Своими грехами и беззакониями, неправдой и нечистотой люди всякий раз изменяют Богу и требуют Его новых страданий и нового распятия.

Собравшись сегодня в святом храме, чтобы верой, сердцем и душой встретить Грядущего на заклание божественного Агнца, будем помнить, что в наших сердцах живет "осанна", будем давать возможность развиваться этому состоянию во славу Божию и для нашего спасения. Когда же нас теснит злоба, раздражение, зависть, маловерие или уныние, вспомним, что во Христе—наше просветление и вразумление.

Праздник Входа Господнего во Иерусалим—праздник торжества и радости, но этот же праздник—начало Страстей Господних, начало того великого недоразумения человеческого, невинной жертвой которого стал Господь наш Иисус Христос. Жители Иерусалима хотели видеть в Нем земного царя и владыку, а Его царство и владычество—бесконечно на все времена и века, для всех народов и для всех поколений. Они хотели видеть в Нем освободителя Израиля, а Он пришел освободить весь мир от греха и смерти. Он—сама вечность. Он шествует через века, творит великое и божественное. Благо человеку, который постигает это и становится наследником Христовых даров. Худо тому, кто не воспринимает этого, кто далек от этого, ибо тот сам себя делает нищим.

Детская невинность, указывая на которую Христос говорил: "Таковых есть Царство Небесное..." (Мф.19,14), плененная Его божественной красотой, воссылает Ему искреннюю хвалу: "Осанна Сыну Давидову!" (Мф.21,15). Будем подобны детям сегодня, и завтра, и всегда.

Пройдем со смирением и сокрушением вместе со Христом через наступающие страстные дни и события. Будем сострадать Христу на Его крестном пути. Пусть примут в этом участие наш ум, наше сердце, наша душа, ибо сострадание, сораспинание, соумира-ние Христу обязательно приводят к воскресению с Ним. Аминь.

 

Церковные Таинства

—    Само по себе имя (как набор звуков или букв) никоим образом не может влиять на судьбу человека. Наша судьба зависит исключительно от того, какую жизнь мы ведем. Также можно вспомнить народную мудрость: "Не имя красит человека, а человек имя".
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Православие никогда не "канонизировало" ни одну из форм общественного строя и способа управления государством. Об этом Церковь официально заявила в "Основах социальной концепции" — документе, регулирующем церковногосударственные и церковнообщественные отношения.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru