Проповедь на Вход Господень в Иерусалим

Сегодня мы празднуем евангельское событие—земное явление Небесного Царя, Вход Господень в Иерусалим.

В течение Своей земной жизни Христос неоднократно бывал во Иерусалиме. Но накануне Своих страданий Он входит в Иерусалим, как подобает войти настоящему Царю. Он имеет на это полное право. "Все же сие было,—говорит Евангелие,—да сбудется реченное через пророка" (Мф.21,4). О Нем как о Царе предсказывали ветхозаветные пророки. Они же призывали к радости дщерь Сиона—Иерусалим, ибо ее посещает Царь Славы, несущий мир и избавление. "Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним" (Ис.62,11). "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий" (Зах.9,9).

Псалмопевец Давид, предсказывал, что из уст младенцев и грудных детей Христос совершит Себе хвалу (Пс.8,3).

Христос Спаситель неоднократно говорил апостолам и народу о Своем царском служении, но люди склонны были скорее видеть в Нем Царя земного, Который даст им земные блага. До того и особенно на суде у Пилата Он свидетельствует, что царство Его не от мира сего, и потому ему не будет конца. Эту истину Церковь исповедует в своем Символе веры. Царство Христа вне времени и места. Оно обнимает собой мир видимый и невидимый. Накануне Своих страданий, на Фаворе, во время Преображения, Господь открыл на мгновение Своим ученикам всю славу и свет божества, чтобы, по словам Церкви (кондак Преображению), когда они увидят Его распинаемого, могли бы понять тайну Его вольных страданий и проповедать миру, что он—Отчее сияние.

Царство Христово не от мира сего, но оно неотделимо от Церкви, от земли и от человечества, оно для людей. В нынешний день Христос совершает царский вход во Иерусалим для людей и ради людей. Он въезжает в город подобно древним победителям и владыкам. Народ постилает свои одежды, бросает под ноги ветви и восклицает: "Осанна!",—что значит спасение,—"благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!" (Мф.21,8-9). "Весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского" (Мф.21,10-11).

Но пройдет очень немного времени, и те же люди покажут, как в мире все изменчиво и непостоянно, они будут кричать: "Распни Его!". После торжественного Входа в Иерусалим наступают для Христа дни уничижения и страдания. Дни Его истинного царственного величия.

Священное Писание называет Христа вторым Адамом. В первом Адаме люди согрешили и подверглись бедственным последствиям греха. Во втором Адаме люди получили новую жизнь и спасение. Первого Адама в раю встречало радостно все сотворенное, в своем гармоническом состоянии и подчинении ему. Второго Адама ныне в Иерусалиме встречает ликующая толпа—взрослые и младенцы. На первого Адама надвигался мрак греха, к которому он, к сожалению, склонился. Когда еще не умолкла приветствующая и ликующая толпа, уже собирались злые на Господа и на Христа своего. Недовольные торжественной встречей, палимые ревностью и завистью книжники, фарисеи и первосвященники иудейские готовят уже сети коварства. Первый Адам, уступив соблазну, согрешил и навлек трагедию на все человечество. Второй Адам—Христос как бы на время дает возможность восторжествовать неправде и греху людскому, отдавая себя в руки человек беззаконных. Кажется, что восторжествовало зло в акте Его предательства, Его уничижений и позорной смерти через распятие. Но там желание возвыситься, быть, как боги, гордость привели к падению, ко злу, к греху. Здесь же вольное уничижение, неизреченное смирение привели к возвышению, к победе добра над злом, к победе над грехом. Таков закон духовного мира: только через уничижение—к возвышению, только через поражение—к победе.

Дрогнула вся окружающая природа, солнце померкло, камни распались, завеса церковная раздралась, а люди не уразумели вольного ради них распятия. От того не умалилось Божественное величие Христа. Его торжество над грехом и смертью дано всему миру на все времена.

Христос сегодня входит в Иерусалим, чтобы принять крестный подвиг, затем войти через Воскресение в славу нового Иерусалима. Путь Христов—это путь через Голгофу к небесному Иерусалиму. Последуем за Ним. Необходимо идти Ему навстречу, чтобы иметь радость общения и жизнь вечную. Встречать Его, как встречали ныне в Иерусалиме, постилая вместо ветвей добродетели, вместо одежд—любовь. Такая встреча будет Ему благоприятна и нам спасительна. Он пришел в мир, Он идет в Иерусалим, Он идет к каждому из нас ради нас, ради торжества правды и вечной жизни. Устремимся к Нему, восклицая: "Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!" (Мф.21,9). "Ей, гряди, Господи Иисусе!" (0ткр.22,20). Аминь.

 

Церковные Таинства

—    Само по себе имя (как набор звуков или букв) никоим образом не может влиять на судьбу человека. Наша судьба зависит исключительно от того, какую жизнь мы ведем. Также можно вспомнить народную мудрость: "Не имя красит человека, а человек имя".
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Время откровенной антирелигиозной и антицерковной пропаганды, к счастью, миновало. Но, конечно, хотелось бы, чтобы авторы школьных программ и учебников учитывали мировоззренческую позицию и пожелания православных верующих — значительной части граждан Украины.
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Октябрь 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
181921222324
25262728293031

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru