Святитель Митрополит Константин І 1156-1159
Митрополит Киевский и всея Руси Константин был греком, из черниговских епископов, был рукоположен в Константинополе Патриархом Лукою Хрисоверхом в 1155 году, в Киев прибыл 1156 года.
После Изяслава Мстиславича престол киевский перешел к Георгию Владимировичу, сыну Мономаха. Он не пожелал иметь митрополитом киевским Климента, как рукоположенного незаконно. В это именно время, по просьбе великого князя, и прибыл из Константинополя от святейшего Патриарха вселенского в Киев Митрополит Константин. Константин властью, данной ему Патриархом, отрешил от архиерейства и от престола митрополичьего Климента, а также отрешил от служения и всех тех, кого Климента рукоположил в тот или другой духовный сан.
Спустя несколько лет великий князь Киевский Георгий Владимирович Мономахович скончался. И начались великие несогласия среди князей русских, как относительно престола великокняжеского, так и относительно престола митрополичьего: ибо одни считали пастырем Константина, другие требовали вторичного возведения на престол митрополита Климента; в частности, сын умершего великого князя Изяслава Мстиславича, Мстислав Изяславич, правнук Владимира Мономаха, стоял не за Константина, а за Климента. Он говорил так: "Я не желаю, чтобы Константин был Митрополитом Киевским, потому что отца моего многие проклинали за Климента".
Вследствие этого князьям русским пришлось отрешить от престола обоих митрополитов и Климента, и Константина. Потом князья отправили в Константинополь к святейшему патриарху просьбу о том, чтобы он прислал к ним нового митрополита. Святейший патриарх, желая прекратить смуты и несогласия среди князей русских, послал в Киев нового митрополита, по имени Феодор. Тогда блаженный Константин, видя несогласия среди князей и желая уйти от мятежа, оставил престол еще раньше прибытия в Киев нового Митрополита.
Выйдя из Киева, Константин отправился в Чернигов, где вскоре умер - 5 июня 1159 года, удивив современников своим необычным завещанием. Он вручил запечатанную духовную грамоту епископу Черниговскому Антонию и требовал, чтобы тот клятвенно обязался выполнить последнюю волю умирающего. Епископ Антоний в присутствии князя Святослава сломал печать и с удивлением прочитал такое: "не прячьте моего тела, пусть будет оно вытянуто из гроба и преданно псам". Епископ не осмелился нарушить клятву, но князь, боясь гнева небесного, велел на третий день привезти тело Митрополита в Чернигов и с почестями похоронить в соборной церкви Спасителя, рядом с могилой князя Игоря Ярославича, убитого киевлянами. Летописцы рассказывают, что в те три дня в Киеве была ужасная буря и молния: одним только громовым ударом убило восемь человек, а ветер сорвал шатер из здания князя Ростислава, который стоял тогда в поле вблизи Вышгорода, ночью же над телом Митрополита появились три огненных столба. Князь Ростислав ревностно молился, буря не стихала, но вдруг наступила тишина. Это случилось тогда, когда тело Митрополита было похоронено.
Память святителя Константина совершается 5 июня ст. ст.
После Изяслава Мстиславича престол киевский перешел к Георгию Владимировичу, сыну Мономаха. Он не пожелал иметь митрополитом киевским Климента, как рукоположенного незаконно. В это именно время, по просьбе великого князя, и прибыл из Константинополя от святейшего Патриарха вселенского в Киев Митрополит Константин. Константин властью, данной ему Патриархом, отрешил от архиерейства и от престола митрополичьего Климента, а также отрешил от служения и всех тех, кого Климента рукоположил в тот или другой духовный сан.
Спустя несколько лет великий князь Киевский Георгий Владимирович Мономахович скончался. И начались великие несогласия среди князей русских, как относительно престола великокняжеского, так и относительно престола митрополичьего: ибо одни считали пастырем Константина, другие требовали вторичного возведения на престол митрополита Климента; в частности, сын умершего великого князя Изяслава Мстиславича, Мстислав Изяславич, правнук Владимира Мономаха, стоял не за Константина, а за Климента. Он говорил так: "Я не желаю, чтобы Константин был Митрополитом Киевским, потому что отца моего многие проклинали за Климента".
Вследствие этого князьям русским пришлось отрешить от престола обоих митрополитов и Климента, и Константина. Потом князья отправили в Константинополь к святейшему патриарху просьбу о том, чтобы он прислал к ним нового митрополита. Святейший патриарх, желая прекратить смуты и несогласия среди князей русских, послал в Киев нового митрополита, по имени Феодор. Тогда блаженный Константин, видя несогласия среди князей и желая уйти от мятежа, оставил престол еще раньше прибытия в Киев нового Митрополита.
Выйдя из Киева, Константин отправился в Чернигов, где вскоре умер - 5 июня 1159 года, удивив современников своим необычным завещанием. Он вручил запечатанную духовную грамоту епископу Черниговскому Антонию и требовал, чтобы тот клятвенно обязался выполнить последнюю волю умирающего. Епископ Антоний в присутствии князя Святослава сломал печать и с удивлением прочитал такое: "не прячьте моего тела, пусть будет оно вытянуто из гроба и преданно псам". Епископ не осмелился нарушить клятву, но князь, боясь гнева небесного, велел на третий день привезти тело Митрополита в Чернигов и с почестями похоронить в соборной церкви Спасителя, рядом с могилой князя Игоря Ярославича, убитого киевлянами. Летописцы рассказывают, что в те три дня в Киеве была ужасная буря и молния: одним только громовым ударом убило восемь человек, а ветер сорвал шатер из здания князя Ростислава, который стоял тогда в поле вблизи Вышгорода, ночью же над телом Митрополита появились три огненных столба. Князь Ростислав ревностно молился, буря не стихала, но вдруг наступила тишина. Это случилось тогда, когда тело Митрополита было похоронено.
Память святителя Константина совершается 5 июня ст. ст.
← Митрополит Феодор 1161-1163 | Митрополит Климент (Смолятич) 1147-1159 → |
---|
Церковные Таинства
— Запасными, то есть ранее приготовленными, Святыми Дарами в случае необходимости причащают больного человека, который из-за своего физического состояния не может присутствовать на богослужении. Эти Дары освящаются в Великий Четверг во время Божественной литургии, которая служится в этот день Великого поста в память об установлении Господом Таинства Евхаристии. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— К телу умершего человека Церковь относится с благоговением, поскольку, в отличие от атеистов, мы верим, что будет всеобщее воскресение мертвых, когда душа опять соединится со своим телом. И этого не избежать, даже если мертвое тело сжечь, а прах развеять с самолета на высоте десяти километров. Не навредит этому и тот, кто вскрытием устанавливает причину смерти. |
Подробнее ... |