Митрополит Климент (Смолятич) 1147-1159
Митрополит Климент по происхождению был русичом. Фамилия Смолятич дает повод допускать, что родом он был из Смоленска.
К архиерейской хиротонии он был схимником-затворником в монастыре, который находился в городе Зарубе.
Его кандидатуру на первосвятительский престол выдвинул Великий Князь Киевский Изяслав Мстиславич, невзирая на противодействие ряду епископов, которые выступали против назначения Митрополита без санкции Константинопольского патриарха.
27 июня 1147 года Собором Русских Епископов Климент был поставлен Митрополитом Киевским главой святого Климента, Папы Римского (эта святыня находилась в Киеве), подобно тому, как греки ставили своих Митрополитов рукой святого пророка Иоанна Предтечи.
Под руководством святого Нифонта, епископа новгородского, и князя Юрия Долгорукого против Климента возникла влиятельная церковно-политическая оппозиция. Попытки Митрополита Климента привлечь на свою сторону колеблющихся (см., например, его послание к смоленскому князю Ростиславу) остались безрезультатными. Налицо был церковный раскол: святитель Нифонт и прочие придерживавшиеся традиции епископы оказались в непосредственном подчинении патриарха.
Служение Митрополита Климента зависело от результатов борьбы за киевский стол. Он был вынужден покинуть столицу вместе с Изяславом 26 августа 1149 г., вернулся туда в апреле 1151 г.
Вскоре после смерти Великого Князя Изяслава и передачи Киевского престола Юрию Долгорукому 20 марта 1155 года Митрополит Климент был переведен с Киевской Митрополии в Владимир-Волынский и низложен Контантинопольским Патриархом Лукою Хрисоверхом через присланного в Киев Митрополита Константина по просьбе князя Юрия Долгорукого.
В последний раз Климент служил в Софийском соборе примерно в течение трех месяцев, после того как 22 декабря 1158 г. Киев оказался в руках Изяславова сына Мстислава.
После смерти митрополита Феодора (1163) киевский князь Ростислав обратился в Константинополь с ходатайством утвердить задним числом Климента в качестве митрополита, однако успеха это ходатайство не имело.
Богословская эрудиция Климента, знание им греческого языка, владение приемами риторики, а также компетентность в вопросах церковного права заставляют предполагать, что он получил образование в одной из высших школ в Византии (ср. его прозвище «Философ»). Ипатьевская летопись (под 1147 годом) характеризует Климента как "книжника и философа", подобного которому не было "в Русской земле". Однако к нам дошла лишь одна творческая наработка, которая бесспорно ему принадлежат, - "Послание, написанное Климентом, Митрополитом Русским, Фоме, пресвитеру, истолковано Афанасием монахом".
Умер Митрополит Климент после 1164 года во Владимире на Волыни.
Его кандидатуру на первосвятительский престол выдвинул Великий Князь Киевский Изяслав Мстиславич, невзирая на противодействие ряду епископов, которые выступали против назначения Митрополита без санкции Константинопольского патриарха.
27 июня 1147 года Собором Русских Епископов Климент был поставлен Митрополитом Киевским главой святого Климента, Папы Римского (эта святыня находилась в Киеве), подобно тому, как греки ставили своих Митрополитов рукой святого пророка Иоанна Предтечи.
Под руководством святого Нифонта, епископа новгородского, и князя Юрия Долгорукого против Климента возникла влиятельная церковно-политическая оппозиция. Попытки Митрополита Климента привлечь на свою сторону колеблющихся (см., например, его послание к смоленскому князю Ростиславу) остались безрезультатными. Налицо был церковный раскол: святитель Нифонт и прочие придерживавшиеся традиции епископы оказались в непосредственном подчинении патриарха.
Служение Митрополита Климента зависело от результатов борьбы за киевский стол. Он был вынужден покинуть столицу вместе с Изяславом 26 августа 1149 г., вернулся туда в апреле 1151 г.
Вскоре после смерти Великого Князя Изяслава и передачи Киевского престола Юрию Долгорукому 20 марта 1155 года Митрополит Климент был переведен с Киевской Митрополии в Владимир-Волынский и низложен Контантинопольским Патриархом Лукою Хрисоверхом через присланного в Киев Митрополита Константина по просьбе князя Юрия Долгорукого.
В последний раз Климент служил в Софийском соборе примерно в течение трех месяцев, после того как 22 декабря 1158 г. Киев оказался в руках Изяславова сына Мстислава.
После смерти митрополита Феодора (1163) киевский князь Ростислав обратился в Константинополь с ходатайством утвердить задним числом Климента в качестве митрополита, однако успеха это ходатайство не имело.
Богословская эрудиция Климента, знание им греческого языка, владение приемами риторики, а также компетентность в вопросах церковного права заставляют предполагать, что он получил образование в одной из высших школ в Византии (ср. его прозвище «Философ»). Ипатьевская летопись (под 1147 годом) характеризует Климента как "книжника и философа", подобного которому не было "в Русской земле". Однако к нам дошла лишь одна творческая наработка, которая бесспорно ему принадлежат, - "Послание, написанное Климентом, Митрополитом Русским, Фоме, пресвитеру, истолковано Афанасием монахом".
Умер Митрополит Климент после 1164 года во Владимире на Волыни.
← Святитель Митрополит Константин І 1156-1159 | Митрополит Михаил ІІ 1130-1145 → |
---|
Церковные Таинства
— Согласно церковным правилам женщина, которая родила ребенка, не принимает участия в церковных Таинствах и не посещает храм в течение первых 40 дней после родов. По окончании этого срока специально для нее читается "молитва женщине после родов", и она возвращается к полноценной церковной жизни. Стоит отметить, что молитва эта читается независимо от того, остался ребенок жить или, к несчастью, умер. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Тарас Шевченко — великий сын нашего народа, великий поэт и православный христианин. Об этом свидетельствуют не только стихотворения Тараса Григорьевича, но и его картины. В советское время церковная тема была закрыта для исследователей творчества Шевченко; возможно, именно поэтому и возникают вопросы о его отношении к Богу и Церкви. |
Подробнее ... |