Проповедь на Вход Господень в Иерусалим

"И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем" (Лк. 19,41). О каком же городе плачет в торжественный момент Сладчайший Спаситель? Может, о Тире, Сидоне и Вавилоне, которые, не зная истинного Бога, погибали в разврате и беззаконии? А может, Он плачет и жалеет о другом каком-либо городе, который не знает Бога?—Нет, Христос Спаситель плачет в нынешний день о том городе, который отличен Божиим благоволением, который избран из всех городов для особого Богоприсутствия, для Божьего жилища, для откровения славы Божией.

Он плачет о городе, в котором через несколько дней совершится искупление рода человеческого, о том городе, который первым услышит весть о преславном Воскресении Христовом и из которого эта весть распространится во все концы вселенной. Об этом городе плачет сегодня Христос. Что же исторгает пречистые Его слезы в этот радостный день, когда, по свидетельству Евангелия, все восклицали Ему "осанна", когда "весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?" (Мф.21,10), встречая Его как истинного Царя и Бога?

Святое Евангелие свидетельствует, что Христос за время Своей земной жизни трижды плакал. Плакал Он вчера над другом Своим Лазарем, будет плакать через несколько дней в Гефсиманском саду, молясь до кровавого пота о Чаше и прося Отца Небесного: "Если возможно, да минует Меня чаша сия" (Мф.26,39). Плачет Христос и сегодня, в день торжественного входа в Иерусалим. Слезы в Гефсиманском саду исполнены глубокой тайны и не подлежат объяснению. Слезы сострадания людскому горю, плач над другом Лазарем тоже исполнены таинственности. К чему было плакать Спасителю над тем, кого Он, вырвав из объятий холодной и жестокой смерти, воскресит через какое-то мгновение? Слезы же, сегодня проливаемые Христом при виде Иерусалима, больше всего понятны. Христос плачет над Иерусалимом, над его жестокостью, заблуждением и нераскаянностью. Плачет над его жителями, которые сами себя обрекли на осуждение. Они с восторгом встречают Его, входящего в город, оказывают Ему почести—и не признают в Нем Вестника Царства Небесного, Царства, которое Он вместе со Своим пришествием низвел на землю, давая возможность желающим войти в него. Плачет, что люди не познают времени своего спасения: "О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих" (Лк. 19,42). И потому "... окружат тебя и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего" (Лк. 19,43-44).

Не уразумел Иерусалим Божественного посещения. Не разумеем, братья и сестры, и мы его. И плачет Христос не только о Иерусалиме и о его жителях, плачет Он о каждом из нас. Плачет Он о тебе, жестокий человек, когда ты не имеешь в своем сердце мира, всепрощения и любви и оттого сам страдаешь и причиняешь горести другим. Плачет, когда ты не исполняешь заповедей Христовых, когда ты, будучи христианином, не живешь по-христиански, губишь время в суете, забывая, что "едино есть на потребу". Плачет Он и о простом мирянине, и о недостойном священнослужителе—о всех нас, когда мы не понимаем Его посещения ради нашего спасения. Такими посещениями исполнена жизнь каждого из нас. Их трудно перечислить, потому что они неповторимо личные. Особым посещением можно, к примеру, назвать дар веры, любви и христианской надежды, дар молитвы, дар богослужения, церковных праздников, дар таинств святой Церкви. Какой богатый дар—Покаяние и Причащение, в которых происходит благодатное соединение с Господом! "Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем... и Я воскрешу его в последний день..." (Ин.6,53,56,54). Есть особые посещения в минуты житейской скорби, болезни, потерь и лишений. Благочестивые люди обычно в такой момент говорят: меня посетил Господь. Такие посещения помогают более трезво оценивать себя и других, все происходящее вокруг, они помогают человеку подчас проснуться от греховного сна и прийти в разум истины. Бывают особые посещения и в минуты жизненной радости и благополучия, когда душа на крыльях воодушевления подымается горе. Посещений множество. Нынешнее преславное посещение Господне Иерусалима касается не только города и живущих в нем, но и каждого сердца, каждой человеческой души. Важно быть зрячим, чтобы увидеть, важно быть способным уразуметь в Божественных посещениях милость своего Бога и Спасителя, в меру возраста Которого мы призваны возрастать (Еф.4,13).

Изменчивы нравы людей. Меняется наше настроение, меняются наши действия и поступки. Вот Иерусалимские жители: потрясся город от восторгов, жители постилают свои одежды на пути, по которому идет Господь. Дети бросают ветви к Его ногам. Криками "осанна" все воздают Ему честь и славу, признают Его и Сыном Давида, и своим Царем. Но пройдет очень немного времени—и тот же самый народ будет злобными криками "распни, распни Его!" требовать Его крови и Его смерти.

Бывает особое осенение и особый восторг и в нашей жизни. Его можно назвать состоянием нашего "осанна". Кажется, в такой момент все становится ясным как Божий день: и бытие Бога, и наше бессмертие, и крест, и цель существования. Но проходит какое-то время—и все меняется: мы вновь, осуетив-шись, становимся мрачными, мелочными, раздражительными и завистливыми, уподобляемся иерусалимской толпе. Забыв светозарные моменты Божьего посещения, мы своими греховными мыслями и делами распинаем вновь Христа.

Если мы, братья и сестры, пришли сегодня в храм Божий, чтобы прославить нашего Спасителя по случаю входа Его в Иерусалим, зажжемся светом и радостью Божественного посещения и будем помнить, что оно необходимо для дела нашего спасения. Будем побеждать в себе всякую низменность, порочность и нечистоту, всякую неправду и всякий мрак, помня о том, что помощь Божия всегда с нами! Христос сопутствует нам, наставляет нас на всякую истину, плачет о нашем неразумии и радуется нашему восстанию от греховного сна. Познаем, братья и сестры, время нашего посещения (Лк. 19,44) и вместе со множеством народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, воскликнем: "Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израи-лев!" (Ин.12,13). Аминь.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru