Архиепископ Пантелеимон (Рудик) 1941-1943

Архиепископ Пантелеимон (в миру Петр Рудык) родился в простой очень набожной крестьянской семье 16 июня 1898 г. в селе Липовцы Перемышлянского уезда Галиции, вошедшей после раздела Польши в состав Австро-Венгерской империи. Мальчиком Петр Рудык тайно перешел австрийско-русскую границу, чтобы стать насельником знаменитой Почаевской златоглавой лавры.

В 1912 г. четырнадцатилетний Петр Рудык прибыл в Почаевскую лавру и по благословению выдающегося русского архиерея Антония (Храповицкого), архиепископа Житомирского и Волынского, Священноархимандрита Лавры, был принят в число ее воспитанников с правом ношения подрясника.

В четырехклассной церковно-приходской школе при лавре отрок Петр получил начальное образование. При приближении линии австро-российского фронта во время Первой мировой войны в 1915 г., он вместе с  братией Почаевской лавры был эвакуирован в Святогорскую Успенскую пустынь Харьковской епархии (с 2004 г. Свято-Успенская лавра Донецкой епархии). В это время Петр числился уже послушником.

После возвращения из эвакуации двадцатидвухлетний послушник Петр в 1920 г. по благословению епископа Кременецкого Дионисия (Валединского), управляющего Волынской епархией, был пострижен в монашество с наречением нового имени Пантелеимон в честь святого великомученика Пантелеимона.

В 1922 г. монах Пантелеимон закончил полный курс Иноческо-Богословской школы при Почаевской лавре и был рукоположен во иеродиакона. В том же году 21 июля, в праздник обретения Казанской иконы Божией Матери, состоялась его хиротония в сан иеромонаха. После окончания богословских классов Волынской семинарии в Кременце, в начале 1925 г. он  был направлен на новооткрывшийся Православный Богословский факультет Варшавского университета. В 1928 году иеромонах Пантелеимон закончил курс Богословского факультета Варшавского университета.

С 1925 г. иеромонах Пантелеимон – настоятель Георгиевского храма во Львове (освящен 14 (27) октября 1901 г.). Самым надежным помощником отца Пантелеимона стал молодой иеромонах Вениамин (Новицкий) из Белоруссии. Совместно с ним иеромонах Пантелеимон открыл миссионерскую школу по подготовке миссионеров для просвещения униатов из местных кадров.

В 1929 году игумен Пантелеимон по указу митрополита Варшавского и всея Польши Дионисия становится настоятелем Загаецкого святого Иоанна Милостиваго мужского монастыря на Волыни (ныне в Шумском районе Тернопольской области) с возведением в сан архимандрита.

В 1933 году архимандрит Пантелеимон назначается наместником Свято-Успенской Почаевской лавры. Он всей душей отдается высокому и ответственному служению, которое нес до 1941 года. Годы революции, гражданской и советско-польской войн расстроили не только огромное хозяйство лавры, но и её внутреннюю уставную жизнь.

1 сентября 1939 г. началась Вторая мировая война и 19 сентября 1939 г. Западная Украина отошла к Советскому Союзу. После прихода советских войск в 1939 г. наместнику отцу Пантелеимону пришлось пережить еще одну напасть: у Лавры новой властью были отняты все сельскохозяйственные машины, весь инвентарь, весь скот, запасы зерна, продукты питания и т.д. Преставители советской власти с издевательствами таскали наместника по чердакам монастырских корпусов, проверяя нет ли там оружия. Перестали существовать детские приюты, приходская школа и вообще вся жизнь на территории монастыря, за исключением богослужебной. Всех послушников и молодых монахов выгнали из Лавры, оставили только пожилых и стариков. Число насельников Почаевской Лавры уменьшилось с 300 до 80 человек.

28 октября 1940 г. Синод Русской Церкви образовал Экзархат Западных Украины и Белоруссии. Тогда же Экзархом и архиепископом Волынским и Луцким, священноархимандритом Почаевской лавры, был назначен выдающийся проповедник архиепископ Николай (Ярушевич; 1891-1961). В феврале 1941 г. владыка Николай с архипастырским визитом посетил Львов. В своем рапорте Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому) он докладывал о встрече с представителями православного прихода во Львове, о необходимости продолжить апостольское дело присоединения униатов к Православной Церкви и важности для поднятия престижа Православной Церкви в Галиции назначения на Львовскую кафедру епископа. Кандидатом на Львовскую кафедру митрополит Николай предложил архимандрита Пантелеимона, который во времена Польши «более других послужил делу православной миссии в Галичине».

Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Местоблюстителя Патриаршего престола признал наместника Почаевской лавры архимандрита Пантелеимона достойнейшим кандидатом на епископское служение и избрал на древнюю и вакантную с начала XVIII-го века через захват униатами православную Львовскую кафедру. 27 марта (14 марта по старому стилю) 1941 года в Елоховском Богоявленском соборе г. Москвы он был хиротонисан во епископа Львовского с оставлением в должности наместника Почаевской лавры. Хиротонию совершили Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский), Экзарх Западных областей Украины и Белоруссии митрополит Волинский и Луцкий Николай (Ярушевич), Экзарх Латвии и Эстонии митрополит Литовский и Виленский Сергий (Воскресенский), архиепископ Ровенский и Кременецкий Алексий (Громадский), епископ Камень-Каширский Антоний (Марценко), архиепископ Острожский Симон (Ивановский), архиепископ Орловский Николай (Могилевский; причислен к лику святых Русской Православной Церкви в 2000 году.). В юрисдикцию новорукоположенного епископа вошли все возвратившиеся из унии приходы новообразованных Тернопольской и Львовской областей (бывшей исторической Галиции). Наместником лавры он пробыл еще около двух месяцев и 2 июня 1941 г. Синодом был освобожден от этого послушания с предписанием постоянного пребывания во Львове, в котором для него была подготовлена резиденция.

После начала Великой Отечественной войны и оккупации Украины гитлеровцами, 18 августа 1941 года епископ Львовский Пантелеимон по приглашению архиепископа Алексия (Громадского; 1.11.1882–8.5.1943) принимал участие в Епископском совещании в Почаевской лавре. Члены этого собрания при составлении принятых ими постановлений назвали «собором». На этом совещании-соборе он с другими православными архиереями, оказавшимися на оккупированной территории Украины, ввиду невозможности какой-либо связи через линию фронта со Священноначалием Русской Православной Церкви в Москве провозгласили временное создание автономной Украинской Церкви. Члены совещания-собора основывали каноническое положение Автономной Церкви в составе Русской и под каноническим возглавлением Патриаршего Местоблюстителя митрополита Московского Сергия (Страгородского) на решении Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 гг. о даровании Православной Церкви на Украине автономного статуса, потом, впрочем, упраздненного Святейшим Патриархом Тихоном (о чем в постановлении Почаевского совещания епископов упомянуто не было). Главой автономной Украинской Православной Церкови был избран старейший по хиротонии Волынский архиепископ Алексий (Громадский; рукоположен в викарного епископа 3.09.1922г.), возведенный затем в сан митрополита.

Хотя Автономная Церковь Украины и не порывала канонической связи с Московским Патриархатом, ее автономный статус так и не был признан Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием и экзархом Украины митрополитом Киевским Николаем (Ярушевичем). При этом ее члены не считались раскольниками и не подвергались каноническим прещениям. После освобождении страны от фашистов и возвращения иерархических структур Московского Патриархата на Украину иерархия и духовенство Автономной Церкви вошли в родную Церковь-Мать в сущем сане.

В декабре 1941 года иерархия Православной Автономной Церкви для канонического возрождения древней Киевской епархии, почти полностью уничтоженной воинственным атеизмом и разгромленной липковцами-самосвятами, направила в Киев лучших представителей волынско-галицкого православного духовенства во главе с епископом Львовским Пантелеимоном (Рудыком). Назначенный Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием 15 июля 1941 года на вакантную Киевскую кафедру с титулом митрополит Киевский и Галицкий владыка митрополит Николай (Ярушевич), Экзарх Украины, не смог находиться в Киеве по обстоятельствам военного времени.

18 декабря 1941 г. епископ Пантелеимон на правах епархиального архиерея прибыл в Киев. Проживавший на покое в Киеве единственный на всю находившуюся под советской властью Украину архиерей канонического рукоположения синодального периода престарелый схиархиепископ Антоний вошел в каноническое общение с епископом Пантелеимоном.

В Киеве епископ Пантелеимон сразу же открыл Епархиальное управление и временно обосновал свою резиденцию в том корпусе возрожденного с приходом немцев Свято-Покровского женского монастыря, в котором сейчас покои игумении. При помощи своих помощников Владыка начал освящать новооткрытые храмы, назначать в них священников и выдавать антиминсы. Первоначально в нижнем храме Николаевского монастырского собора, так как верхний еще не был освобожден от каких-то установленных безбожной властью в 30-е гг. механических станков, он по возможности литургисал ежедневно, совершая диаконские и священнические хиротонии для заполнения духовенством всех новооткрывавшихся и возвращающихся из автокефального раскола храмов Киева и Киевщины.

Для пополнения духовенства в Киеве с благословения епископа Пантелеимона были образованы проверочные комиссии из лиц с богословским образованием. Владыка иногда сам подбирал и экзаменировал ставленников перед хиротонией. Главное же пополнение шло через обучение кандидатов на краткосрочных (от 1 до 6 месяцев) курсах. Правда, затем оккупанты запретили их, как и организацию высшего богословского образования. Только осенью 1943 г., когда советские войска уже приближались к городу, архиепископу Пантелеимону разрешили создать духовную семинарию в Киеве. Но времени для реализации этого плана уже не оставалось.

Трудами  и благословением епископа Пантелеимона в Киевской епархии в 1942 г. было открыто 8 монастирей (в самом Киеве было возрождено 6 обителей с 760 насельниками: 3 мужских — Киево-Печерская Лавра, Ионовский и Михайловский и 3 женских монастыря — Покровский, Фроловский и Введенский) и 318 храмов (в 1943 г. приходов было уже 500), из них в самом Киеве 28 (осенью 1943 г. число киевских храмов достигло 40). В епархии под омофором владыки Пантелеимона служили 434 священника.20 В 1943 г. число приходов в епархии достигло почти 50% дореволюционного уровня, а количество священнослужителей — 70%. Автономной Церкви был возвращен Владимирский собор, который подготавливался к торжественному освящению после мерзости безбожного осквернения, готовились к передаче Митрополичьи палаты и здание Консистории на территории Софиевского собора.

Кроме сугубо епархиальных дел владыке Пантелеимону приходилось решать дела, касающиеся всего Православия на Украине. Киев в годы Великой Отечественной войны стал после Волыни вторым местом, в котором развернулась тяжелая борьба канонической Автономной Церкви и раскольническо-националистической организации, называемой «автокефальной церковью», созданной при участии Варшавского митрополита Дионисия (Валендинского) раскольническими действиями Поликарпа (Сикорского).22 Отношение епископа Пантелеимона к преемникам «соборноправної благодаті» «митрополитов» Васыля Лыпкивского и Мыколы Борецкого, остатки которых заявили о себе на съезде в Киеве 29 сентября 1941 г., было всегда строго каноническим. Во время переговоров со старыми самосвятами-липковцами и нео-липковцамии Поликарпа, он настаивал на принятии их в общение как обновленцев, т.е. только после публичного покаяния с условием нового посвящения при отсутствии канонических препятствий.

Архиепископ Пантелеимон, как и все епископы, духовенство и верующие Автономной Церкви, которых на Украине было абсолютное большинство, выступил против неканонического объединения с раскольниками, подписанного 8 октября 1942 г. в архиерейском доме на территории Почаевской лавры. Тогда митрополит Алексий (Громадский) под давлением и шантажем прибывших автокефальных «епископов» – Чигиринского Никанора (Абрамовича) и Переяславского Мстислава (Скрыпника), не имея на то полномочий от епископата Автономной Церкви, поспешно согласился с предложенным ему «Актом поєднання».

Епископ Пантелеимон, обсудив с архиепископом Черниговским Симоном (Ивановским; 1.02.1888-1.02.1966) и епископом Полтавским Вениамином (Новицким) этот неканонический документ за подписью Первоиерарха Автономной Церкви, который раскольники всюду преподносили как свою «победу», настоял на срочном собрании Архиерейского собора. Собор состоялся 30 октября 1942 г. и постановил разослать к чадам Автономной Церкви разгромное «Архипастырское Послание» против Акта «поєднання», составленное епископом Вениамином.

Благодаря ревности своих собратьев-архиереев и их единству с верующими митрополит Алексий, осознав свою ошибку, анулировал свою подпись под неканоническим и предательским Актом «поєднання». Став на путь строгого церковного правопорядка и соблюдения канонов владыка сохранил себя и Автономную Церковь в канонической чистоте. В ответ националисты начали религиозную войну с захватом храмов, убийствами иерархов и духовенства. 8 мая 1943 г. по дороге из Кременца в Дубно между селами Николаевка и Смыга нынешнего Дубенского района Ровенской области митрополит Алексий (Громадский) был убит украинскими «самостийныками», близкими к Поликарпу (Сикорскому).

Архиепископ Пантелеимон через вмешательство немецких властей не смог принять участия в Архиерейском соборе в Ковеле 6 июня 1943 г., на котором новым предстоятелем Автономной Церкви был избран на старейший по хиротонии епископ Каменец-Подольский Дамаскин (Малюта; 22.10.1903-1944; 9.08.1940 г. хиротонисан во епископа Житомирского) с возведением его в сан архиепископа. Владыку не устроило навязанное немецкими захватчиками наименование архиепископа Дамаскина только «старшим епископом» Автономной Церкви и он планировал возвращение титула «Первоиерарха» на Соборе, который должен был состояться в Киеве 19 сентября 1943 г. в связи с торжественным освящением Владимирского собора. Но быстрое приближение фронта и освобождение украинских земель от захватчиков помешало планам владыки.

Приблизительно за месяц до освобождения Киева Советской армией, 25 сентября 1943 года, архиепископ Пантелеимон вместе со своим келейником и иподиаконом монахом Димитрием (Щур) по распоряжению немецкой власти об эвакуации гражданского населения был вынужден эмигрировать на Запад.

После уезда из Киева епископ Пантелеимон остановился в Варшаве. Митрополит Варшавский Дионисий, узнав, что глава Автономной Церкви архиепископ Дамаскин советскими военными властями арестован в Каменец-Подольске, единолично в апреле 1944 г. передал титул Первоиерарха Украинской Автономной Церкви владыке Пантелеимону (Рудыку). Так архиепископ Пантелеимон был назначен временным главой Автономной Церкви, которая к тому времени заканчивала свое существование на землях Украины. Таким образом, он оказался третьим и последним предстоятелем Автономной Церкви на Украине, существовавшей в годы Великой Отечественной войны. Имеются свидетельства, что архиепископ Пантелеимон (Рудык) в конце 1944 г. в Берлине представлялся главой Автономной Украинской Православной Церкви.

5 апреля 1946 г. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) в Мюнхене под председательством митрополита Анастасия (Грибановского) архиепископ Пантелеимон (Рудык) в числе других 12-ти архиереев Автономных Украинской и Белорусской Церквей был принят в Русскую Зарубежную Церковь в сущем сане. Обе Автономные Церкви военного времени тогда прекратили свое существование.

Руководством Зарубежной церкви в 1947 г. архиепископ Пантелеимон был назначен на служение в Аргентину с титулом Буэнос-Айресский. Не долго он прослужил в юрисдикции Зарубежного Синода в странах Южной Америки и в первой половине 1950 г. был командирован в Иран, а потом в Тунис.

В 1952 г. переведен в Канаду и до 1957 г. управлял Монреальской и Восточно-Канадской, а затем Эдмонтонской и Западно-Канадской епархиями РПЦЗ. 5 марта 1959 г. архиепископ Пантелеимон, всегда желавший в период своих долгих скитаний по чужой земле возвратиться в лоно Матери-Церкви, воссоединился с Московским Патриархатом. Согласно Журнальному постановлению №4 Священного Синода Московского Патриархата архиепископу Пантелеимону было дано право священнослужения в храме во имя вмц. Варвары в городе Эдмонтоне и в прочих православных храмах. 8 мая 1959 года в Николаевском соборе Нью-Йорка владыка Пантелеимон возглавил архиерейскую хиротонию во епископа Нью-Йоркского Досифея (Иванченко). 8 августа 1959 г. одновременно с учреждением Эдмонтонско-Канадской епархии Московского Патриархата архиепископ Пантелеимон был назначен первым и, как оказалось в дальнейшем, последним её правящим архиереем с титулом Эдмонтонский и Канадский.
В ознаменование 50-летия служения Святейшего Патриарха Алексия Святой Православной Церкви в епископском сане и в память совместного служения Указом Патриарха от 11 мая 1963 г. архиепископ Пантелеимон был награжден церковным орденом св. кн. Владимира I-ой степени. За многолетнее ревностное служение архиепископа Пантелеимона духовенство и паства Эдмонтонской епархии решили ходатайствовать перед Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием (Симанским) о возведении своего достойного архиерея в сан митрополита. Только внезапная смерть архиепископа Пантелеимона помешала осуществлению этого искреннего намерения.

С 7 сентября 1961 г. архиепископ Пантелеимон посетил родную Церковь-Мать, которая переживала сложное время хрущевских гонений. Во время своего двухнедельного пребывания в нашей стране он совершал богослужения в храмах Москвы, Троице-Сергиевой лавры, Троицкой Александро-Невской лавры, Ленинграда, поклонялся святыням, молился за свою паству и всю Русскую Церковь, имел беседы с Патриаршим Экзархом в Америке митрополитом Борисом (Виком) и Председателем ОВЦС архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым).

По приглашению Святейшего патриарха Алексия (Симанского) архиепископ Пантелеимон в 1967 году в очередной раз побывал на Русской земле. С 24 мая по 22 июня он посетил церковные святыни Москвы, Троице-Сергиевой Лавры, Ленинграда, Киева, Одессы, Львова, Почаевской лавры, Корецкого Троицкого женского монастыря и Ровно.

Ко дню своего Тезоименитства 1968 года по благословению Священноначалия нашей Церкви и приглашению Константинопольского патриарха Афинагора архиепископ Пантелеимон с 25 июля посетил Святую Гору Афон, чтобы помолиться у святынь земного удела Богоматери и поддержать оскудевшую числом русскую братию.

Скончался архиепископ Пантелеимон 2 октября 1968 г. в 5 часов 30 минут утра в ближайшем от архиерейской резиденции госпитале имени королевы Александры города Эдмонтон.

В воскресенье, 6 октября в Варваринском соборе, после служения литургии, чин погребения владыки, который длился с 2 часов дня до 5-ти вечера, возглавил архиепископ Нью-Йорский и Алеутский Ионафан (Кополович; 1912-1988). Согласно с высказанным в свое время пожеланием владыки, чтобы его похоронили вне шумного города, прах архиепископа Пантелеимона был погребен на центральном месте кладбища ближайшего прихода на Нискю (Nisku, Rabbit Hill) в 16-ти милях от г. Эдмонтона, перед входом во храм Рождества Пресвятой Богородицы, который он освятил.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru