Проповедь на Благовещение Пресвятой Богородицы

"Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!" (Лк. 1,28). Это слова, обращенные посланником небес к Божией Матери. В них—сущность нынешнего праздника Благовещения. Этими словами начинается наше спасение. Эти слова возвещают миру тайну Бого-воплощения, приносят известие небес о великой любви Божией к роду человеческому. Ныне Сын Божий Сыном Девы становится. На какую же высоту поднимается человеческое естество, особенно естество женское!

Бог принимает плоть и кровь человеческую, чтобы, став по всему, кроме греха, нам подобным, избавить нас от греха и смерти. Бог приходит на землю, чтобы нас возвести на небо. Об этом сегодня вещает Деве Марии Архангел. С тех пор слово радости пронеслось по всему миру. С этим словом на устах и чувством в сердцах святые апостолы прошли всю вселенную. Чувством неземной радости исполнены страдания и подвиги святых мучеников и подвижников, которые в скорби радовались тому, что могут страдать ради Христа. Радостью просветлена и наполнена вся наша святая Церковь, которая несет всегда и всем весть радости. Эта радость дана Богом каждому человеческому сердцу и каждой душе. Проникнемся, братья и сестры, и мы глубиной настоящего радостного события, извлечем из этого праздника хотя бы частицу радости для себя, унесем ее отсюда, из храма, в наши дома и в наши дела.

Ныне в Лице Божией Матери человечество предоставило Сыну Божьему свою плоть и свою кровь для того, чтобы Он, искупив и освятив эту плоть, восстановил союз между небом и землей, между Богом и человеком. Радость Благовещения есть вместе с тем уже начало крестной печали и страдания. Эта мысль прекрасно выражена в одном из древнерусских изводов иконы Благовещения, поражающей наш взгляд смелостью вдохновения. Эта икона именуется "Страстное Благовещение". На ней архангел Гавриил предстоит Божией Матери с крестом. Матерь Божия держит на руках Божественного Младенца, Который от этого явления как бы в испуге и трепете. С правой стороны надпись—слова Божией Матери, обращенные к Архангелу: "О, Архангеле, уже прежде ты возвестил Мне радость, что Я зачну во утробе и рожду миру Сына Божия, царствию Которого не будет конца; теперь вижду тебя с крестом и ужасаюсь..." Затем идут слова Архангела к Божией Матери: "Подобает Сыну Человеческому много пострадать и распяту быть и погребену и в третий день воскреснуть".

Страстное Евангелие, Страстное Благовещение! Священное Предание сообщает о том, что Божией Матери было и второе Благовещение—крестное. В радости Архангелова благовестил скрывается крест, крестный путь, Симеоново предсказание: "И Тебе Самой оружие пройдет душу,—да откроются помышления многих сердец" (Лк.2,35).

Священное Предание свидетельствует, что архангел Гавриил явился Божией Матери в тот момент, когда Она читала пророка Исайю. Она, конечно, знала, что пришедший в мир Сын Божий должен был кровию Своею заплатить за наше избавление. С сознанием этого Она смиренно ответила Архангелу от лица всего рода человеческого: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лк.1,38). В тот самый момент Она смиренно склонила Свою пречистую голову под крест Сына Божия, Спасителя мира, возлюбив Бога и всех нас. Как нет любви без жертвенности и нет жертвенности без креста, так нет и радости совершенной без крестной скорби. Только за Голгофой следует неизреченная радость Воскресения.

Само пришествие в мир Сына Божия—это и радость, это и начало жертвенности божественной любви: "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3,16). Вот свидетельство божественной жертвенной любви. Благовестие Архангела Деве Марии есть начало этой любви.

Сын Божий приходит на распятие, смерть и вольное погребение, чтобы дать людям избавление и вечную радость. Архангел Гавриил возвещает ныне Божией Матери: "Радуйся!" (Лк. 1,28). Через Нее это "радуйся" относится к каждому человеку, верующему во Христа и в Его божественную любовь.

Переживая ныне евангельское событие—Благовещение—возблагодарим Господа за Его неизреченную к нам любовь и прославим Божию Матерь, послужившую тайне нашего спасения. Воскликнем Ей вместе с Архангелом: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!". Аминь.

 

Церковные Таинства

— Тот, кто решил идти к исповеди, прежде всего должен отбросить лишний стыд, прийти в церковь или монастырь и спросить священника о своей духовной потребности.

Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Человек, переступая порог храма Божия, входит в место особого Его присутствия, для молитвенного общения с Господом, Пресвятой Богородицей, святыми, которым от Господа, перед Которым они предстоят, дарована благодать помогать нам в земных нуждах. Сам Спаситель говорит о необходимости такого молитвенного обращения: "Просите, и дано будет вам,.. ибо всякий просящий получает" (Мф. 7, 7-8).
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Октябрь 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
181921222324
25262728293031

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru