Проповедь на Благовещение Пресвятой Богородицы

"Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!" (Лк. 1,28). Это слова, обращенные посланником небес к Божией Матери. В них—сущность нынешнего праздника Благовещения. Этими словами начинается наше спасение. Эти слова возвещают миру тайну Бого-воплощения, приносят известие небес о великой любви Божией к роду человеческому. Ныне Сын Божий Сыном Девы становится. На какую же высоту поднимается человеческое естество, особенно естество женское!

Бог принимает плоть и кровь человеческую, чтобы, став по всему, кроме греха, нам подобным, избавить нас от греха и смерти. Бог приходит на землю, чтобы нас возвести на небо. Об этом сегодня вещает Деве Марии Архангел. С тех пор слово радости пронеслось по всему миру. С этим словом на устах и чувством в сердцах святые апостолы прошли всю вселенную. Чувством неземной радости исполнены страдания и подвиги святых мучеников и подвижников, которые в скорби радовались тому, что могут страдать ради Христа. Радостью просветлена и наполнена вся наша святая Церковь, которая несет всегда и всем весть радости. Эта радость дана Богом каждому человеческому сердцу и каждой душе. Проникнемся, братья и сестры, и мы глубиной настоящего радостного события, извлечем из этого праздника хотя бы частицу радости для себя, унесем ее отсюда, из храма, в наши дома и в наши дела.

Ныне в Лице Божией Матери человечество предоставило Сыну Божьему свою плоть и свою кровь для того, чтобы Он, искупив и освятив эту плоть, восстановил союз между небом и землей, между Богом и человеком. Радость Благовещения есть вместе с тем уже начало крестной печали и страдания. Эта мысль прекрасно выражена в одном из древнерусских изводов иконы Благовещения, поражающей наш взгляд смелостью вдохновения. Эта икона именуется "Страстное Благовещение". На ней архангел Гавриил предстоит Божией Матери с крестом. Матерь Божия держит на руках Божественного Младенца, Который от этого явления как бы в испуге и трепете. С правой стороны надпись—слова Божией Матери, обращенные к Архангелу: "О, Архангеле, уже прежде ты возвестил Мне радость, что Я зачну во утробе и рожду миру Сына Божия, царствию Которого не будет конца; теперь вижду тебя с крестом и ужасаюсь..." Затем идут слова Архангела к Божией Матери: "Подобает Сыну Человеческому много пострадать и распяту быть и погребену и в третий день воскреснуть".

Страстное Евангелие, Страстное Благовещение! Священное Предание сообщает о том, что Божией Матери было и второе Благовещение—крестное. В радости Архангелова благовестил скрывается крест, крестный путь, Симеоново предсказание: "И Тебе Самой оружие пройдет душу,—да откроются помышления многих сердец" (Лк.2,35).

Священное Предание свидетельствует, что архангел Гавриил явился Божией Матери в тот момент, когда Она читала пророка Исайю. Она, конечно, знала, что пришедший в мир Сын Божий должен был кровию Своею заплатить за наше избавление. С сознанием этого Она смиренно ответила Архангелу от лица всего рода человеческого: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лк.1,38). В тот самый момент Она смиренно склонила Свою пречистую голову под крест Сына Божия, Спасителя мира, возлюбив Бога и всех нас. Как нет любви без жертвенности и нет жертвенности без креста, так нет и радости совершенной без крестной скорби. Только за Голгофой следует неизреченная радость Воскресения.

Само пришествие в мир Сына Божия—это и радость, это и начало жертвенности божественной любви: "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3,16). Вот свидетельство божественной жертвенной любви. Благовестие Архангела Деве Марии есть начало этой любви.

Сын Божий приходит на распятие, смерть и вольное погребение, чтобы дать людям избавление и вечную радость. Архангел Гавриил возвещает ныне Божией Матери: "Радуйся!" (Лк. 1,28). Через Нее это "радуйся" относится к каждому человеку, верующему во Христа и в Его божественную любовь.

Переживая ныне евангельское событие—Благовещение—возблагодарим Господа за Его неизреченную к нам любовь и прославим Божию Матерь, послужившую тайне нашего спасения. Воскликнем Ей вместе с Архангелом: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!". Аминь.

 

Церковные Таинства

— Традиционно епитимию, то есть духовное послушание после Покаяния для преодоления греха, на человека налагает священник. Он видит, какая именно должна быть епитимия. Если человек духовно зрелый, он получает одно послушание, если начинающий в вере — другое.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Для каждого дела имеется соответствующая одежда: в вечернем платье вы не пойдете на стадион, а в спортивном костюме — в театр. Так же существует традиция соответствующего наряда во время посещения храмов, а особенно монастырей.
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Октябрь 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
181921222324
25262728293031

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru