Размышления о насущном

Представьте себе картину — ребенок лежит в комнате один и плачет от боли. Нет никого, кто мог бы ему помочь. Он кричит — и нет никого, кто бы его услышал, кто бы ему ответил. Есть только страдание, боль, одиночество и отсутствие любви. Может ли быть что-либо более гнетущее? Однако это — атмосфера мира, в котором живут те, кто не верит в Бога.

А теперь представьте, что в комнате находится мать этого ребенка. Она склоняется над младенцем, жалеет его, окружает его любовью. Теперь картина полностью изменилась. Когда есть кто-то, кто заботится о нас, кто склоняется над нами с любовью, то самая сильная боль, самое большое страдание переносятся легко и не так болезненно.

Если мы вручаем нашу жизнь в руки Божии, то никогда не будем одиноки. Ибо Он постоянно заботится о нас, склоняется над нами со Своей любовью, подавая утешение во всевозможных жизненных трудностях. По Своей безграничной любви Господь заботится, чтобы ни один из тех, кто верует в Него, не погиб и в вечности: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 16).

* * *

Однажды весь мир прекратит свое существование. Солнце померкнет, звезды погаснут и луна не даст своего света. Но есть два светила, которые никогда не погаснут, которых смерть никогда не одолеет — это Бог и человеческая душа. Человек — это одновременно и телесное, и духовное существо. Но единственное в человеке, предназначенное Господом для вечности, — его душа.

Что такое душа? Обычно мы слышим, что люди говорят о душе, когда кто-то умирает. Но душа не является чем-то, что неожиданно появляется в минуту смерти. Душа — это сама сущность человека. Тело лишь дом, в котором живет душа, это только инструмент, посредством которого душа самовыражается. Душа человека — это та его часть, которая никогда не умирает.

И наконец, когда человек сталкивается с реальностью, что жизнь заканчивается, неминуемо возникает главный вопрос: "Когда человек умрет, будет ли он жить дальше?" Здесь мы нуждаемся в чем-то большем, чем только слова. Нам необходим наглядный пример. И мы имеем его в Иисусе Христе, Который воскрес из мертвых и Который сказал: "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет" (Ин. 11, 25).

* * *

Какое слово чаще всего было на устах Иисуса Христа? Этим словом было "придите". Священное Писание содержит заповеди, есть в нем обвинения, есть обличения и предостережения, но над всеми голосами слышится призыв: "Придите".

"Приди", — обратился Христос к Петру, который трижды отрекся от Него. Петр пришел со слезами раскаяния и стал одним из самых верных апостолов.

"Приди", — обратился Христос к Иуде. Трагедией Иуды было то, что он не пришел. Он бы был прощен, если бы пришел. Однако он погиб.

"Придите", — говорил Христос ворам, убийцам, всем заблудшим сыновьям и дочерям этого мира. Они пришли и нашли в Христе все, чего только искали, и даже больше того.

Даже на Кресте руки Христа были распростерты, словно бы Он приглашал всех к Себе словом: "Придите".

Сейчас, чувствуя духовный голод, многие пытаются найти смысл жизни, кое-кто отчаянно ищет счастья и мира, но если человек не приходит ко Христу, он от этого счастья и мира, напротив, отдаляется, ибо Христос говорит и обещает: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф. 11, 28).

* * *

Господь Иисус Христос говорит: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мф. 16, 26). Должны ли мы рисковать потерей чего-то, что ценнее всего мира?

Есть разные виды обеспокоенности: одна — о временном, другая — о вечном; одна — о теле, другая — о душе. К сожалению, человек в этой жизни под воздействием этого мира склонен излишне заботиться о временном, но очень мало — о вечном.

Но Господь призывает нас обратиться, покаяться, принести достойные плоды покаяния. И если человек кается и приносит достойные плоды, по словам Христа Спасителя, он унаследует не 50, 70 или 90 лет благополучия, а всю вечность в мире, несравнимо лучшем этого.

Один великий христианский писатель сравнил этот мир с тоннелем, ведущим в потустороннюю жизнь, а ведь тоннели являются очень незначительными местами. Еще менее важным является их оформление или то, что в них находится. Мы просто спешим через них к нашей цели по ту сторону тоннеля. А цель по ту сторону жизни есть действительное назначение человека, к которому он призван, — вечная жизнь с Богом.

* * *

Естественным отношением человека к смерти является протест. Человек не может понять смерти.

Хлеб — это понятно. Свет — это понятно. Истина — это понятно. Любовь — это понятно. Но смерть, человеческая смерть, кажется, не имеет никакого смысла.

Человек внутренне протестует против смерти не случайно, а потому, что изначально смерть не была частью человеческой жизни. Когда Бог создал человека, Он создал его для вечной жизни. Лишь по причине человеческого греха смерть пришла в мир.

Но когда Христос умер, то что-то случилось со смертью. Люди перестали ее бояться, потому что Христос не только сказал, что Он есть "воскресение и жизнь", но и подтвердил это Своим возвращением из мертвых. И это не являлось какой-то аллегорией, это было настоящим торжеством жизни над смертью.

Как через первого человека — Адама — смерть вошла в мир, так через Богочеловека Христа к нам пришла вечная жизнь. Христос пришел, чтобы преодолеть грех и возобновить изначальный Божий план относительно человека, план, который не включал смерти. Это и было осуществлено — смерть Христа стала вратами в вечную жизнь.

* * *

В жизни мы настолько сильны, насколько надежным является то, на что мы уповаем. Например, если мы захотим переплыть океан и доверим свою жизнь камышовой лодке, то наши силы не будут превышать ее прочности. Но если мы будем находиться на океанском лайнере, то будем такими же крепкими, как и он, и, кроме того, у нас будет уверенность, что мы доберемся до места назначения.

Все мы в жизни на что-то надеемся. Кто на деньги, кто на свое социальное положение или должность. Но как бы там ни было, если эта надежда не на Бога, она непременно нас подводит. Трудности и скорби нашей жизни ставят перед каждым человеком вопрос: "На что в жизни я уповаю? Насколько крепкой является мое упование?"

Тот в жизни сильнее, кто полагается на Всемогущего Господа. "Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться?" (Пс. 26, 1), — говорит Священное Писание. Тот уверен и в вечности, кто в своей жизни полагается на Всемогущего Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, который Сам есть "воскресение и жизнь" (Ин. 11, 25) для всего сущего.

* * *

Человек — это венец Божия творения. Лишь человек был создан Богом особенным творческим актом. Лишь человек был создан по образу и подобию Бо-жию. Лишь человек наделен умом и свободной волей. Лишь человек может построить сверхвысотный небоскреб и летать быстрее звука. Об исключительности человека свидетельствует Священное Писание: "Что значит человек... Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его" (Евр. 2, 6-8).

Несмотря на всю уникальность человека, Бог был бы жерстокосердным, если бы человеческое существование было ограничено лишь нынешней жизнью. Если не существует потусторонней жизни, то человек является самым жалким существом из всех Божиих творений.

Нет! Одной жизни недостаточно. Ее и не может быть достаточно. Наша земная жизнь не имеет смысла, если не существует жизни иной. Ибо, бесспорно, что Господь создал человека не для страданий и боли.

И Воскресший Христос как раз является доказательством, что иная жизнь существует. Говоря о жизни вечной, Он говорит всем верующим в Него: "Я живу, и вы будете жить... всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек" (Ин. 14, 19; 11, 26).

* * *



Нередко можно услышать, что, говоря о животных, люди наделяют их некоторыми человеческими чертами. Овцу называют глупой, поскольку, отстав от отары, она уже не может найти правильную дорогу. Ей нужна помощь пастыря, который привел бы ее обратно в отару.

В подобной ситуации находится и грешник. Человек на пути к вечности может потеряться, заблудиться, может идти, вместо пути ко спасению, путем к вечной гибели.

В Евангелии очень четко определено служение Господа нашего Иисуса Христа: "Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Мф. 18,11). Это — слова надежды для всех заблудившихся.

Существует множество людей, которые хотят видеть в Боге только традицию. Возможно, причина такого слабого отклика на весть о Боге в том, что человек не понимает, почему Господь о нас заботится. Люди очень часто думают о Боге как о Судии, но Он является еще и любящим Отцом. Он также и Тот, Кто ищет заблудших, — не для того, чтобы испугать их угрозами, а для того, чтобы утешить и привести назад, домой, — туда, где тепло и безопасно.

* * *



Как тяжело бывает нам в жизни прощать кого-то. Нам кажется, что прощение — это признак слабого характера человека, который не умеет как следует отстоять свое достоинство и отплатить обидчикам тем же, а при благоприятном стечении обстоятельств — еще и большим. Конечно, это не так. Прощают люди с сильным характером. Ибо без прощения ненависть — это яд, который в первую очередь уничтожает того человека, который позволяет себе его принимать.

Прощение лечит тяжелые раны в семье, в обществе, в народе, в государстве. Когда возникает потребность кого-то наказать ради его пользы, то это следует делать рассудительно, не из желания мести, а из желания научить и исправить, чтобы спасти от бездны.

В частности, это касается взаимоотношений между родителями и детьми. Никто не дал нам права наказывать своего отца или сестру. Если и есть необходимость в этом, то нужно говорить об их грехе против нас со смирением, с осознанием своей вины и готовностью простить их и принять назад, в близкое общение с нами, подражая Милосердному Господу, Который всегда готов принять любого грешника, если он к Нему приходит и просит прощения.

* * *


Можем ли мы дать что-то Христу Спасителю? Кажется, что нет. Он имеет все, ибо Он создал все и все является Его собственностью. Как же мы можем что-то дать Христу? Ответ на этот вопрос дает Сам Господь: "Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне... так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне" (Мф. 25, 40, 45).

Кто же эти "меньшие братья Иисуса?" Ими являются все те, кому мы можем помочь, кого можем накормить, напоить, одеть, принять в свой дом, поддержать словом и советом.

Нужно осознать, что все люди созданы Богом и тем самым соединены с Ним. Мы все соединены с Ним нашим рождением на земле и своим назначением для вечной жизни на небе. Иисус Христос Своим рождением как человек отождествил Себя с людьми, и в первую очередь с убогими. Он отождествил Себя и с теми, кто может помочь другим, поскольку все, что они имеют, Он им одолжил, это Его собственность. И за то, каким образом человек использует полученное от Бога, он также несет ответственность перед своим Творцом.

* * *


Прошло уже 2000 лет с тех пор, как Христос сказал, что будет Страшный Суд, но его все еще нет. Господь не приходит сейчас судить людей только потому, что ждет их обращения, дает им время, чтобы исправиться, перестать грешить и обратиться к Богу. Он не хочет приговорить многих к вечным мукам, но ожидает их обращения, чтобы взять на небо.

Однако Божия справедливость имеет границы, определенные Самим Богом. Следовательно, Бог не медлит, но долго терпит. У него, Вечного, есть время и Он пользуется им для обращения грешников. Но эта надежда, как и все в нашем мире, имеет конец. Мы не знаем когда, но знаем, что Господь придет судить каждого по его делам.

Какой будет суд, мы также знаем из Евангелия. Следовательно, Иисус Христос Своим Страшным Судом напоминает о том, что Господь есть еще и Судия и не следует злоупотреблять Божиим терпением. Поэтому не следует медлить с покаянием в своих грехах и откладывать его на какое-то другое время, чтобы час Страшного Суда не застал нас врасплох и мы вдруг не оказались неготовыми.

* * *

В качестве условия прощения грехов, кроме раскаяния, Господь Иисус Христос требует от человека искренне простить своим ближним всяческие обиды. Но иногда это бывает очень тяжело. Некоторые обиды велики. Но ни одна из них не может превысить ту, которую простил Сын Божий всем, кто Его распинал. Углубляя смысл Страданий Христовых, к распинающим Его можно причислить и себя, ибо и ради наших грехов Он отдал Себя на распятие. И каждый раз, когда мы согрешаем, мы опять заставляем Его страдать.

Но если Он простил, то с Его помощью и мы можем прощать других. Если же этого не делаем, то становимся врагами самих себя, поскольку лишаем себя великой милости и покоя. Ради того, чтобы удерживать в своем сердце чувства, которые не приносят нам никакой пользы, а наоборот — настроение грустное, беспокойное, гневливое, влияющее к тому же и на окружающих.



Так будем же прощать оскорбивших нас и просить прощения у тех, кого оскорбили мы, уповая, что с Бо-жией помощью не будем впадать больше в этот грех и станем на путь, ведущий нас в Царствие Отца Небесного.
* * *

Соблюдение поста является делом святым и угодным Богу. Пост — это воздержание от той пищи, которая усиливает телесные греховные желания. Поэтому у постящегося они не могут быть такими сильными, как у того, кто не постится.

То, что пост угоден Богу, следует уже из того, что Он Сам завещал нам поститься. Священное Писание приводит примеры, когда Бог, разгневанный человеческими грехами, умилостивлялся после того, как люди налагали на себя строгий пост.

Но христианин должен поститься не только телом, но и душой. И как душа несравненно выше и дороже тела, так и пост духовный выше и несравненно более угоден Богу, чем пост телесный. Пост телесный и дан нам для того, чтобы, выполняя его, мы могли лучше выполнить пост духовный.

Святая Церковь объясняет, в чем заключается пост духовный. Она говорит, что пост есть удаление от всего злого и греховного и выполнение добрых и душеспасительных дел.

Во время поста будем чаще молиться дома и посещать храм Божий. Никого не будем обижать, а кто нас обидел, тому простим. Будем помнить о нищих, помогая им по силам, и лечить свою душу Святой Евхаристией.

* * *

Христос пришел в мир, чтобы светом Своего евангельского благовестия рассеять тьму грехов, окутывающую человечество. Люди всегда одинаковы. Не следует думать, что те, кто распял Христа, были более грешны, чем мы, и что мы поступили бы иначе со Христом. Разница заключается лишь в том, что мы живем не в одно время с распинателями Христа, но распинаем Господа иным способом — своими грехами: согласно христианскому учению, любое искушение, которое действует в нас, вредит ближнему и нарушает заповеди Божии, является греховным, а значит новым распинанием Сына Божия.

Но Священное Писание говорит нам, что Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного в жертву за грехи людей. И хотя, может быть, мы недостойны Его святой милости, может быть, наши сердца были глухи к призыву Христа и мы не желали слышать Его слов, не выполняли Его заповедей и не шли тем путем, которым звал нас Христос, Он все готов простить нам: всю злобу, всю неправду и вражду, если только мы будем каяться от всего сердца и решим жить по Его заповедям.
* * *

Голгофские страдания Христа, в связи со всей глубиной их значения, всегда будут стоять в центре внимания человечества. Только в свете страданий Христовых человек постигает высшую цель своей жизни — жизни также полной страданий.

И не видим ли мы аналогии между страданиями Богочеловека Христа и страданиями человечества? Христианство говорит нам, что страдание — это нарушение установленного порядка, это следствие бунта человека против Бога, следствие греха.

Но страдание и грех не пропорциональны друг другу. Было бы ошибкой думать, что тот, кто более грешен, тот и больше страдает, и наоборот.

Два разбойника были распяты вместе с Господом и умирали в муках на Голгофе, но один исповедал веру во Христа, а другой — богохульствовал. Один раскаялся, другой — озлобился. Поэтому значение страданий определяется не их силой, а тем, как они воспринимаются человеком.

Для неверующего страдания — это причина ропота на свою судьбу, для верующего же они имеют глубокий смысл и могут дать плоды в вечности, что мы и видим на примере разбойника, который раскаялся и был первым, кто вслед за Христом взошел в Царствие Небесное.
* * *

Если Бог добр и владеет всем, то почему в мире так много страданий? Есть ли какая-то окончательная цель, оправдывающая наше терпение?

Ответ на эти вопросы мы находим в Кресте Господнем. Мы не станем преувеличивать наши страдания, если вспомним Распятого на Кресте Совершенного Богочеловека, Который всем Своим естеством желал творить лишь добро, а мир приговорил Его за это к смерти на кресте. Значит и нам, которым далеко до совершенства, никак не уйти от своей доли страданий.

Но мы также видим, что Крест Христов — это врата, через которые Он добыл победу, — на третий день после смерти на Кресте Он воскрес, и уже ни смерть, ни страдание над Ним власти не имели.

И наши жизненные кресты могут иметь значение для нашего спасения настолько, насколько мы их соотносим с Крестом Господним. Когда мы стараемся принимать трудности с терпением, с надеждой на Бо-жию помощь, тогда они ведут нас к совершенству. Скорби даются даже лучшим из людей, ибо Бог, посылая испытание, благословляет, Он испытывает скорбями только для того, чтобы благословить.

* * *

Страдания и скорби не только просвещают наш ум и смиряют Богу нашу волю, но являются жизнью и для нашего сердца. Жизненный опыт показывает нам, что временное земное счастье развивает в человеке самолюбие, которое ведет к забвению тех, кто страдает.

Следовательно, Господь, когда хочет привести сердце кого-либо к праведной и глубокой любви и милосердию, указывает ему путь к этому посредством страданий и скорбей. И тот, кто заболеет какой-то болезнью, иногда только в своей немощи начинает думать о болезнях других.

Мы часто проходим мимо глухих, слепых, убогих, и все эти несчастные становятся нам близки только тогда, когда подобная беда угрожает нам. Из такого опыта рождается в нас соболезнование к людям, побуждающее нас сострадать другим и являющееся для нас самым большим утешением, которое мир когда-либо знал.

Тогда мы начинаем понимать, что и Церковь Христова, которая благодатью Божией изменяет мир, в сущности своей основана на том, единственном в своем роде, несравнимом и неописуемом страдании, которое претерпел Господь и Бог наш Иисус Христос на Своем Кресте на Голгофе.

* * *

Чтобы не согрешать, чтобы не уклоняться от выполнения заповедей Божиих, нам нужно молиться Господу. Молитва — это проводник благодати Святого Духа.

Но разве молитва — это единственное, что требуется от нас? Нет, это — главное, но еще не все. Чтобы наши страсти нас не смущали и не уводили от пути благочестия, кроме молитвы нужен еще пост.

Цель поста — ослабление господства нашей плоти над духом. Истинный пост — это не только воздержание от скоромной пищи, но и отказ от страстей и пороков. Ибо какая польза, когда мы не будем есть мяса, но в то же время будем раздражать своего ближнего.

Значение поста не во внешнем, а в том, что скрывается под этим внешним — не в теле, а в душе. Пост для тела необходим, чтобы сохранить душу от нападений врагов нашего спасения.

Церковь послабляет пост для тех, кто не может его придерживаться. Но безосновательный отказ от поста всегда осуждался Церковью. Сам Иисус Христос заповедал нам поститься и Сам дал пример, постясь 40 дней. Так пусть же истинный пост духовный в сочетании с искренней молитвой послужит для нашей душевной и телесной пользы.
* * *

Воскресший Христос открыл всем, верующим в Него, райские двери. Грех противления воли Божией, грех непослушания Богу, проклятие за нарушение закона омыты Его Пречистой Кровью. Мы искуплены ценой Крови Господа нашего Иисуса Христа и очищены от проклятия и смерти.

До воскресения из мертвых Спасителя род человеческий был рабом греха. Смерть была страшна, ибо она лишала людей света Божия, разлучала с Богом.

Грехами, как сетями, диавол опутал людей и сделал их своими рабами. Грех лишал людей начал добра и правды. Но Своим воскресением Иисус Христос уничтожил силу ада, и смерть уже не так ужасна, ибо Своей победой над ней Спаситель открыл путь к Царствию Небесному.

Мы веруем в Сына Божия, веруем в Христа Воскресшего, и своей верой приобщаемся к жизни вечной, утверждая надежду на свое воскресение.

* * *

Жизнь дана нам для того, чтобы мы разумно проводили ее, соработая Божией милости, чтобы, когда придет время отдать жизнь Творцу, мы могли утешаться тем, что мир был чем-то обогащен нашим пребыванием в нем.

Каждый человек в этом мире должен нести крест страданий и скорбей. Господь, который в этом мире заботится о каждом человеке, всегда рядом с нами, Он все видит и всегда готов нам помочь.

Очень часто эта помощь приходит от другого человека, который также нуждается в нашей помощи. Таким образом каждый становится посредником помощи, которую дает человеку Господь. Тогда и наш крест становится легче.

Вокруг нас много тех, кому мы можем чем-то помочь. Это призыв к каждому христианину: пройдем ли мы безразлично мимо этих людей или услышим их и подадим руку помощи. Если мы хотим следовать Тому, Кто ради нас Сам Себя отдал на муки и смерть, а на третий день воскрес, открыв нам врата жизни вечной, то не будем безразличными, а будем отзываться на этот призыв.
* * *

Проповедь Христа о том, что законы неба могут изгнать неправду с лица грешной земли, часто не находит отклика в человеческих сердцах. Иногда возникает вопрос: "Не останется ли Христос в ужасном одиночестве?"

Но в том и сила Господа нашего Иисуса Христа, что Он, оставленный всеми, победил, когда Его распяли на Кресте.

Когда враги Христа выискивали все новые мучения для Него на Кресте, с другого креста, из уст разбойника, прозвучало великое исповедание веры в Христа как Бога и Спасителя.

И вот — Христос умер на Кресте. Казалось бы, и все Его дело умерло вместе с Ним. Но в это же время возле самого Креста Христова сотник, римский воин, исповедует Его как Сына Божия.

Своим воскресением Христос победил мир, и ныне Его Крест ведет за собой всех, кто устал от тщетности этого мира и своих грехов. Христос утешает, вселяет небесный покой и радость в сердца с верою приходящих к Нему. И так будет, по словам Самого Спасителя, всегда, пока будет существовать человечество.

* * *

Человеку тяжело жить на земле, в этом месте плача, немощи, бед и многоразличных страданий. Но Спаситель видит наши скорби и страдания, Он всегда рядом с человеком, Он знает, что человечество не может выбраться из них, а поэтому освещает вселенную Своим вечным светом. Он Благой и Милостивый и поэтому засветил для людей истинный маяк — Свою Церковь, увенчанную Его святым Крестом. И ныне каждый, как бы низко он ни пал, отовсюду может увидеть этот небесный огонь и, устремившись к нему, выбраться на путь истинный.

Святой Крест Христов является символом страдания, а вместе с тем — и спасения нашего. Тот, кто в морозную ночь сбился с пути и близок к смерти, увидев перед собой огонь, напрягает последние усилия и, достигая цели, радуется своему спасению. Все мы блуждаем в темноте грехов, ведущих к страданиям и скорбям, но всегда перед нами мерцает свет Креста Христова. Он зовет к себе, освещает дорогу, греет теплом Божией милости и дает спасение.

* * *

Милость Божия. Что мы знаем о ней? Христос пришел в мир спасти грешников. Но мир отвернулся от правды Божией, полюбил тьму, и тьма грехов и пороков заполнила человечество.

Христос для всех людей раскрыл на Кресте Свои преисполненные любви объятия, собирая в Свое лоно все народы. В ответ люди пробили грудь Христову копьем.

Христос, сочувствуя страдающим, исцелял больных, возвращал зрение слепым, воскрешал мертвых. Он всегда протягивал людям руки Своей помощи. В ответ люди эти руки прибили гвоздями ко Кресту.

Христос ходил по нашей грешной земле и благовес-твовал милосердную волю Бога Отца. Своими стопами Он освятил землю. В ответ люди прибили Христовы ноги ко Кресту.

Христос пришел в мир для славы Божией, чтобы спасти людей, дать им жизнь вечную. В ответ люди отдали Христа на страдание и смерть.

Но, несмотря на все это, Господь любит человека, вновь и вновь призывает его к Себе. Мы видим, что милость Божия не имеет границ. Лишь бы человек был готов отозваться на нее раскаянием в грехах и исправлением своей жизни.

* * *

Жертва и любовь — это не только суть христианской религии, это также основа нашего общества. Церковь, как и нация, строится на семье, а душой каждой семьи является мать, это ее предназначение. Мать — это тот великий идеал жертвы и любви, который может воплотить и немощный человек. Материнская любовь — это самое точное отражение любви Бо-жией к грешным и неблагодарным людям.

Примером самоотверженной материнской любви является Богородица и Приснодева Мария — Матерь Господа нашего Иисуса Христа, Которая была со Своим Сыном и сострадала Ему до самой Его смерти на Кресте.

Так и каждая мать переживает за своего ребенка, сочувствует ему в его скорбях, молится о нем Богу. Сегодняшние матери своей жертвенной материнской любовью, на которую всегда в молитве откликается Господь, могут заживить все раны человечества. И общая молитва в наших семьях под руководством матери разогреет семейный очаг. И тогда вернется в наши дома мир и любовь, тогда мы воочию увидим Божие

благословение над нашими семьями.
* * *

Христос Спаситель, перед тем как отдал Себя на распятие за всех нас, говорил, что если мы хотим наследовать жизнь, существующую вне времени и пространства, жизнь вечную, то мы найдем ее только в познании Единого Истинного Бога Иисуса Христа, посланного Богом Отцом.

К сожалению, нужно признать, что большинство удовлетворяется собственными рассуждениями о Боге и о жизни. Но нет на то воли Божией, чтобы каждый сам измышлял или додумывался, что означает наша жизнь и Кто есть Бог. Для этого Бог дал нам Церковь, которая заключает в себе вечную живую память о священных событиях и учении Господа нашего Иисуса Христа.

Церковь хранит это в Священном Писании, которое она создала и которое в ней проповедуется. У нее есть и Святое Предание, к которому относятся ее молитвы, богослужения, иконы и многое другое.

Мы можем во всем этом найти помощь и наполнить смыслом свою жизнь как христиане, как люди, созданные по образу и подобию Божию, — познать Единого Истинного Бога Иисуса Христа, Который был послан для нашего спасения и благодаря Которому мы будем иметь жизнь вечную.

* * *

Господь заповедал нам почитать своих родителей. Благодаря им мы пришли в этот мир, получили воспитание и стали теми, кем являемся в этом мире сегодня.

Быть отцом — это большая честь, а вместе с тем и очень большая ответственность. "Отец" является одним из определений, которое мы даем Самому Богу, Творцу и Промыслителю вселенной, — так называл Его Господь наш Иисус Христос, давая нам молитву Господню.

Когда в мире так много нестабильности, так мало любви, на отца смотрят с надеждой, что он сможет обеспечить безопасность ребенка. Но прежде ребенку нужно почувствовать и родительскую любовь, чтобы иметь силу и уверенность в себе по отношению к внешнему миру со всеми его опасностями.

Но родители также люди, а это означает, что и они несовершенны. Они также нуждаются в любви и доверии своих детей, чтобы быть сильными и иметь возможность дать детям ту помощь и ту безопасность, которые им так нужны.

Поэтому нужно молиться Богу о наших родителях, чтобы Он хранил их и давал им силу и мудрость для выполнения своего нелегкого предназначения в этом мире.

* * *

Из любви к роду человеческому воплотился Сын Божий, из любви Он отдал Себя на смерть Крестную, чтобы снять с нас проклятие греха и смерти. Смерть после Воскресения Христова не имеет уже прежней власти над человеком. Поэтому христиане были, есть и будут готовы на подвиги ради своей веры в Господа и ради своего ближнего, ибо смерть больше не может отлучить от Бога, в Котором все живы.

Господь Иисус Христос одновременно является Истинным Богом и Истинным Человеком. Он в совершенстве соединил в Себе эти две природы, которые со времени грехопадения человека в Раю были враждебны и чужды друг другу. Значит, как Своей смертью Христос примирил человека с Богом, так Своим вознесением Он вознес человеческое естество на небеса.

Следовательно, нам действительно есть чему радоваться. Это должно быть признаком христианина, — радость, которую нельзя заглушить ничем. Даже в скорбях христианин должен радоваться, ибо слезы временны, и некогда, по словам Божиим, исполнится время, и навеки утрется каждая слеза, а радость в Боге никогда не пройдет.
* * *

Без благодати Божией ничто в этом мире не может не только полноценно жить, но и вообще существовать. А без животворящей силы Духа Святого невозможно ни расти духовно, ни совершенствоваться нравственно. Дух Святой приходит к верующим во Христа, наполняя их и наделяя силами для служения Богу.

Он побеждает всевозможные препятствия. Он лечит наши немощи. Он зажигает в сердцах наших любовь к Богу и ближнему. Он пробуждает в нас голос совести и побуждает к исправлению своей жизни. Он готовит подвижников веры. Он указывает нам путь правды. Он приводит нас к жизни вечной.

Если развращенные становятся целомудренными, лжецы — честными, скупые — щедрыми, пьяницы — трезвенниками, а равнодушные — чуткими, то это действие Духа Святого. Без Его помощи мы не способны ни познать истин Божиих, ни жить по-христиански, ни войти в Царствие Небесное.

На вопрос: "Где находится Бог?" — апостол Павел отвечает: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа" (1 Кор. 6, 19). Следовательно, смиренно, с верой и надеждой на Его пришествие в молитве откроем свои сердца к Нему и пусть Он пребывает в нас всегда.
* * *

Почему мы обращаемся в молитве к святым? Мы знаем, что нужно всегда молиться друг о друге, знаем, что смерть не является преградой для нас, ибо Христос Своим воскресением уничтожил ее силу, отлучающую нас от Бога и друг друга.

Хотя святые и отошли от нас в вечность, мы все равно верим, что как члены Церкви, которая является Телом Христовым, мы все незримо соединены между собой. А потому обращаемся к святым, чтобы те за нас заступались, вспоминая нас перед Престолом Всевышнего, с Которым они постоянно пребывают в самом тесном единстве.

Источником благодати является Сам Бог. Но из Священного Писания можно увидеть, что Бог всегда действует в этом мире через Ангелов или людей. И когда мы молимся друг о друге, и когда за нас молитвенно заступается святой, то милость Божия действует через нас и завершает то, что Он Своей волей постановляет.

Вот почему мы верим и исповедуем, что Бог — "Дивный во святых Своих", а их мы величаем, прославляем и стараемся следовать их примеру в своей жизни.

* * *

Христос дает некоторым Своим избранникам великую благодать, а они, в свою очередь, стяжают ее своими подвигами во славу Божию. Церковь их провозглашает святыми, но святость — не только для избранных, для исключительных людей. И святые не считали себя таковыми во время своего земного пути и смиренно просили молитв о себе.

Господь всех призывает к святости жизни, указывая на Свою святость. Святость Бога мы своими силами не в состоянии постичь. Так же, как мы не в состоянии постичь всего того, что Господь нам дает и делает для нас. Все — Его дар, Его благодать. Для нас очень важно — находиться в гармонии с этой Божией благодатью.

По сравнению с деяниями Бога, наше действие минимально, однако оно необходимо. Когда мы делаем к Богу один шаг, Он делает к нам тысячу шагов. Однако без нашего единственного шага Господь не делал бы этого, поскольку Он дает нам свободу выбора.

Всякий раз, когда мы направляем свое сердце на молитву или какое-то доброе дело, мы должны знать, что в этом случае мы отзываемся на Божий призыв. И Бог сможет употребить наши слабые усилия на совершение великих и славных дел, лишь бы у нас было искреннее намерение.

* * *

Божия милость — это чудо Божией любви, которая полностью изменяет человеческую душу и делает ее богоподобной. Милость — это дар сверхъестественный, укрепляющий человека. Каждый получает этот дар в Таинстве Крещения, но не каждый умеет его оценить и им дорожить.

Тяжкий грех приводит к тому, что мы теряем этот дар, поскольку как только человек оскорбит Бога тяжким грехом, милость Господня покидает его, он теряет силу Божией благодати, теряет здоровье и зрение души и становится несчастным, темным человеком.

Если на нивы, колосящиеся прекрасными посевами, внезапно упадет град, который за несколько минут истребит все, то пропадет труд целого года. Так же действует грех на человека — он уничтожает все упования и надежды.

Потому тяжкий грех и отождествляется со смертью, что он убивает душу, лишая ее животворящей силы Божией благодати. Об этом блаженный Августин справедливо сказал: "Ты плачешь о теле, которое покинула душа, плачь лучше о душе, которую покинул Бог".

Но Милосердный Господь дарует нам для исцеления души и возвращения Своей милости Таинство Покаяния, возрождая в нем потерянные здоровье и зрение души, чтобы мы узрели путь нашей жизни и имели силы достичь жизни вечной в Царствии Небесном.
* * *


У людей разные глаза. У одних — рассеянные, другие закрывают или отворачивают глаза, либо временами не могут оторвать их от чего-либо.

А бывают люди ослепленные, а то и вовсе слепые по отношению к своему окружению, красоте жизни и мира, в котором, если хорошо присмотреться, везде можно увидеть Бога.

Выходит, что Бога они не видят, так как тайна видения Бога, видения окружающего мира, видения человека — это дело сердца, точнее, чистого сердца: "Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5, 8), — говорит Спаситель.

Очищение искренним раскаянием в своих грехах — это тот единственный путь, который может вернуть зрение нашему сердцу. Это чудо милости Божией к грешному человечеству. И это чудо начинается тогда, когда человек сам захочет, чтобы его сердце прозрело и уверовало, что Господь Иисус Христос сможет его исцелить. Ибо наибольшим увечьем является нежелание прозреть, нежелание видеть свою поврежденость, испорченность.

И наоборот, наибольшее духовное совершенство — видеть, сколько Своей милости, сколько незаслуженной милости дарит Господь человеку, чтобы он познал, что в жизни есть то, что достойно любви, что на земле есть отпечаток Неба, чтобы человек смог увидеть руку Божию в каждом событии своей жизни, в

каждом человеке, который встретится ему на пути.

* * *


Каждый день приносит свои печали, хлопоты, труды, заботы... И их нужно выполнить должным образом, терпеливо перенести трудности, решить проблемы — в этом заключается христианский долг.

Когда Христос говорит не заботиться о завтрашнем дне, то это означает, что не нужно доставлять себе переживаний без причины, поскольку каждая печаль так или иначе вызывает боль. Христос этим не освобождает нас от труда. Но никто не хочет страданий ради самих страданий, тем более не вызывает их искусственно. Например, будет ли здоровый человек ложиться на больничную койку, стонать и плакать по причине того, что через полгода может прийти какая-то болезнь?

То, что прошло, остается в памяти. Настоящее находится в наших руках, а будущее — в руках Божиих. Однако воля Божия — это не слепое человеческое своеволие, это проявление Божией природы, которая есть любовь. Поэтому Господь всегда желает дать нам только добро, даже тогда, когда посылает нам кресты терпения.

Следовательно, наилучшим поступком во всех случаях, возникающих на земном пути христианина, является молитвенное упование на волю и милосердие Божие, заступничество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии и святых, предстоящих за нас у Престола Божия.

* * *


В храме Божием, в Таинствах Своей благодати Спаситель невидимо приходит к нам, учит нас с помощью Священного Писания, но мы часто остаемся глухи к Его призывам, думая лишь о том, что нам приятно, что нам выгодно. О Боге же вспоминаем по большей части случайной фразой, когда подтверждаются наши желания, когда достигаем чего-либо такого, что мало или совсем не имеет ничего общего с христианскими требованиями.

А когда случается какая-то беда, разве не бывает так, что человек не только не обращается к Богу, но даже ропщет на Него. Этим он отдаляет себя от Него, лишая себя в будущем тех благодеяний, которые Господь даровал бы ему при покорности Его воле.

Господь всегда с нами, и слова Его неизменны. Он призывает к Себе всех и подает все средства для нашего спасения. Заботясь о потребностях нашей земной жизни, самоотверженно работая для общего блага, не будем забывать и о жизни небесной: отдаляя себя от Бога в этой жизни, человек теряет жизнь с Богом в вечности.

Поэтому будем делать здесь, на земле, как можно больше добрых дел, выполняя заповеди Божии, чтобы не услышать на Страшном Суде, которого никто не минует, тот страшный окончательный приговор, который лишит человека Божия присутствия в вечности.

* * *


Человек подвергается влиянию греха самыми разнообразными способами. Безусловно, первым виновником этого является враг нашего спасения — диавол, который, как свидетельствует Священное Писание, "ходит, как рыкающий лев, ища кого проглотить" (1 Пет. 5, 8).

Часто человека доводят до греха злые люди, которым не нужна жизнь на земле по правде Божией и спасение в вечности на Небе, которые не имеют христианской любви к ближнему и живут по своим прихотям и похотям.

Грех — корень всякого зла, он отравляет всю жизнь. Грех — это для христианина первый главный и самый страшный враг, с которым нужно бороться. Грех во всех его проявлениях губит и поражает нестроением человеческую жизнь. Не исцелившись от него, невозможно жить по заповедям Божиим.

Но выздоровление от греха возможно. В окружающем мире солнце своими лучами тепла и света наполняет все животворящей силой — так и в нашей духовной жизни. Пока наша душа обращена ко Христу — Солнцу правды, пока ее орошают молитвы, она духовно растет, развивается, цветет и приносит плоды, что, в итоге, решает нашу судьбу в вечности.

* * *


Почему Христос исцелял больных? Он исцелял не всех, кого встречал на Своем пути. Даже не всех, кто был возле Него. Например, Лазарь, близкий для Спасителя человек, был болен и даже умер. Апостол Павел часто просил Бога избавить его от "жала плоти", исцелить от болезни. Но Господь сказал ему: "Довольно для тебя благодати Моей" (2 Кор. 12, 9). Апостол не был исцелен, но Бог дал ему силу перенести недуг.

Часть ответа заключается в том, что Иисус Христос творил чудеса в подтверждение того, что Он есть Истинный Бог, обещанный Спаситель человечества. Христос требовал от тех, кого исцелял, прежде всего веры.

Православная Церковь всегда признавала, что для членов Церкви в их человеческих печалях, скорбях и болезнях необходимы вера и молитва.

Поэтому пусть любая молитва приводит нас к тому выводу, который находим в Евангелии, в словах Самого Спасителя, обращенных к Своему Отцу Небесному: "Пусть будет не Моя воля, а Твоя". И, основываясь на этом, в нашей повседневной жизни вручим себя святой воле Божией, помня, что когда даже мир перестанет существовать, верующие во Иисуса Христа будут жить, будут спасены Им — Тем, Кто избавлял людей во время Своей земной жизни от горя, недугов, болезней и смерти.

* * *


Господь Иисус Христос для нас, христиан, есть тем, чем является хлеб для нашего тела. Как тело не может жить без хлеба, так христианин не может жить без Христа. Как пища, которую мы употребляем, становится частью нашего тела — его костями, мышцами, образует организм, так Христос должен стать для нас тем, что составляет нашу жизнь.

Сам Спаситель об этом говорит: "Я есмь хлеб жизни" (Ин. 6, 35). Но если Христос является духовной пищей, то каким образом мы можем употребить ее? Безусловно, в Святом Причастии, где мы признаем, что Святые Дары — самое Пречистое Тело Христово и самая Честная Кровь Его.

Отсюда также берет начало особенное почтение к благословенному в храме Божием хлебу — просфоре, артосу. Употребляя освященный хлеб, человек и сам освящается, старается стать духовно лучше.

Духовно обогащают нас также и добрые дела, и милосердие к другим, к тому, кто голоден или жаждет, кто сбился с пути истинного или ищет его, кто впал в отчаяние, испытывает духовный голод или озлобился и требует, чтобы кто-то смилостливился над ним и поделился с ним христианской любовью. Ведя себя таким образом, мы верим, что будем жить в блаженной вечности с Господом нашим Иисусом Христом, поскольку Он обещал таким вечную жизнь в Царствии Небесном.

* * *


Когда апостол Петр с другими апостолами во время бури на Геннисаретском море услышал голос Спасителя, то обратился с просьбой прийти к Нему по воде. Христос ответил: "Иди" (Мф. 14, 29). И произошло чудо: апостол Петр шел по воде настолько долго, насколько сердце его было преисполнено веры в силу Господню, насколько глаза его были обращены ко Христу, а уши настроены слушать Спасителя.

Святые отцы сравнивали жизнь человека с путешествием по морю. Буря забот бросает нас на жизненном пути то в одну сторону, то в другую, нам страшно, мы одиноки и боимся утонуть. Но Христос всегда рядом и всегда готов протянуть Свою руку, чтобы поддержать нас. Вопрос заключается лишь в нас самих.

Когда апостол Петр всего лишь на какое-то мгновение отвернулся от Христа, посмотрел на воду, начал прислушиваться к завыванию ветра вместо голоса Спасителя, то в это время начал тонуть. Так часто бывает и с нами.

Но залогом того, что Господь готов спасти каждого верующего в Него, является существование Православной Церкви. На протяжении веков, несмотря на все бури, она не утонула, а живет и, как и в начале своего существования, спасает тех, кто в ней находится.

* * *


Возможно ли наследовать Христа? Спаситель был Богом, но был и Человеком, а поскольку Он был Человеком, то и мы, как человеческие существа, можем наследовать Его.

И все же, каким образом возможно следовать за Христом? Мы можем говорить на языке Спасителя и таким образом следовать за Ним. Язык Христа — это язык правды, это — когда мы говорим правду в то время, когда другие обманывают.

Безусловно, нужно следовать за Христом и в поступках, как пишет апостол Иаков: "Будьте же исполнители слова, а не слышатели только" (Иак. 1, 22), это — когда мы любим, в то время как другие ненавидят.

Но в первую очередь для того, чтобы следовать за Христом, нужна вера, которая находит свое отражение в молитве. Сам же Спаситель добавляет, что кроме молитвы, нужен пост, вмещающий в себя воздержание от мясной и молочной пищи, а также ограничение количества пищи в определенный период времени, установленный Церковью со времен апостольских.

Только при этих условиях мы, собственно, и можем следовать за Христом. Так брали пример со Спасителя все святые и множество поколений христиан, которые жили до нас. Так должны действовать и мы, следуя их примеру, чтобы унаследовать Царствие Небесное.

* * *

Прощение наших грехов Богом зависит от того, как мы прощаем грехи ближнему. Это, в свою очередь, означает, что человек должен так долго прощать, как долго он живет. Сколько он живет, столько он нуждается в прощении от Бога.

Господь хочет, чтобы мы, как христиане, носили в своем сердце не ненависть по отношению к ближнему своему, а любовь. Чтобы мы платили не злом за зло, но на ошибку нашего ближнего отвечали добром, тогда Господь благословит и наше раскаяние перед Ним.

У каждого человека есть свобода воли, но кто гневается и не хочет прощать, должен знать, что и ему, по словам Спасителя, не будет прощения. Непрощение никогда не было добрым свидетельством для кого бы то ни было. Прощение вины ближнему — это заповедь Христа. А как часто в нашей жизни случается, что какая-то маленькая обида делает людей непримиримыми, а иногда даже злейшими врагами.

Следовательно, когда нас кто-то обидел, даже очень сильно, то скажите словами Самого Христа Спасителя: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают" (Лк. 23, 34). И тогда мы сможем с чистой совестью произносить слова молитвы Господней: "И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим" (Мф. 6, 12).

* * *


Что нужно человеку сделать для того, чтобы стать настоящим христианином? Настоящий христианин уповает на Бога, несмотря на сложные обстоятельства, трудности, всевозможные неурядицы, создаваемые современным окружающим миром, который по большей части враждебно настроен к христианским ценностям. Верующий человек всегда знает, что даже в самых трудных условиях Господь не оставит его, если только он сам останется верным Ему.

Что придает крепости в вере христианину? Безусловно, познание Христова учения, которое содержится в Евангелии и которому учит нас Церковь Христова. В основе этого учения, как жизни по этому учению, лежит любовь человека к Богу. Любить Бога нужно всегда, при любых обстоятельствах, в благосостоянии или горе, в здоровье или болезни. Любить несмотря ни на что!

Другой стороной этой любви к Богу, по словам Спасителя, является любовь к ближнему, которая для христианина является внешним выражением его любви к Богу. И тогда Сам Господь укрепляет человека на всех путях его жизни, а в свою очередь человек благодатью Божией духовно обогащает свою жизнь добрыми поступками и деятельностью, в которой через самого человека в этом мире ярко светит свет веры Христовой.

* * *


Знамением нашего спасения в нашей Святой Православной Церкви является восьмиконечный крест. Взгляните на нижнюю перекладину нашего креста. Одно объяснение о ней говорит, что она напоминает о двух разбойниках, распятых с нашим Господом Иисусом Христом. Один признал Его как Вышнего Царя и Сына Божия и был введен Христом в Рай, поэтому правая часть идет вверх. Второй упрекал Спасителя и пошел дальше своей дорогой, которая вела к вечному отдалению от Бога, в ад, поэтому левая часть креста указывает вниз.

Бог дал нам этот прекрасный мир — жизнь, нашу семью и друзей, храм для Его чествования. А как мы благодарим Его? Не живем ли мы так, словно Бога нет? Является ли наше отношение к ближнему таким, о каком говорит Спаситель в Евангелии? А если мы и сделали какое-то доброе дело, то не исказили ли его своей гордостью и стремлением прославиться?

Но Господь сегодня, как и тогда на Кресте, любя, обращается к нам, зовет нас вернуться к Нему, признать Его как Владыку нашей жизни. И тогда слова Иисусовы, сказанные раскаявшемуся разбойнику о принятии в Свое Царство, будут сказаны и нам.

* * *


Люди, не верящие в Бога, говорят: "Как мне в Него верить, если я Его никогда не видел?"

Как мы познаем людей? Мы говорим с ними и слушаем, что они говорят нам. С Господом Богом мы также должны говорить. Этот разговор с Богом называется молитвой, и невозможно познать Бога, если не говорить с Ним.

Мы познаем людей по делам, которые они совершили. Бога также можно познать по Его творениям. Весь окружающий мир говорит о Боге, Его величии и всемогуществе.

Мы познаем людей, когда с ними часто встречаемся. У христиан есть возможность встречаться с Господом, в первую очередь в Таинстве Причащения, а также, по словам Спасителя, в каждом из наших ближних.

Познаем людей еще и по тому, что о них говорят те, кто их хорошо знает. Священник, который согласно своему сану имеет от Бога благодать Таинства Священства, может правильно ответить каждому человеку на его вопросы, Кто есть Бог, какой Он и как человек должен к Нему относиться.

Познание Бога, по воле Которого мы пришли в этот мир и к Которому мы раньше или позже придем, не является чем-то сложным и зависит лишь от желания, в конечном итоге это и является целью жизни и смыслом существования человека в этом мире.

* * *


Господь Бог не ждет от нас, чтобы мы делали что-то удивительное в Его честь. С христианской точки зрения, великий человек — не тот, который совершил вещи, заметные своим величием или которого мир считает великим за его успехи. Нет, Господь употребляет другое мерило для каждого человека. Величайшим человеком Он считает того, кто был наиболее верен Ему. Поэтому главное, что Бог требует от христианина, — это верность Ему в усилиях верующего идти за Ним.

На этом жизненном пути Господом широко отворены двери для каждого. У каждого человека есть какой-либо талант от Бога. Каждый человек имеет что-то такое, благодаря чему он может быть благословенен для других. Ибо Бог дает человеку дар, чтобы он мог делиться с другими — со своими ближними. Так Божий дар, который предоставляется каждому, и его полезные духовные плоды растут.

Мы должны делать все, что только можем, для того, чтобы делиться своими дарами, которые Господь вручил нам, с другими — с теми, кто рядом с нами, чтобы, по словам Спасителя, получали пользу и они, и мы. И за это у нас будет блаженное упование на благую участь в вечности с Господом нашим, когда мы будем держать ответ перед Тем, Кто дал нам эти дары.

* * *


Иногда можно услышать от, казалось бы, верующего человека такое: "В Бога я верю, но в храм хожу редко, поскольку служба длинная и очень утомительная".

А какой опыт вообще получает христианин в общей молитве во время службы в храме Божием?

Он получает едва ли не самый важный опыт духовной жизни — опыт стойкости в молитве. Для этого нужно совсем немного — лишь желание и готовность пожертвовать ради Господа своим временем и вниманием.

Все действия во время богослужения в храме Божи-ем имеют сакральное символическое значение. Верующий человек своей молитвой также приобщается к этому. Следовательно, служба Божия учит человека стойкости не только в молитве, но и в вере, в надежде, в творении добрых дел, несмотря на то, что иногда наш труд кажется тщетным и неблагодарным.

Стойкость — это очень ценный дар в наше время, когда люди так легко поддаются пессимизму и апатии, начинают безразлично относиться к Богу, к вопросам веры и из-за этого не способны изменить свою жизнь к лучшему. Следовательно, пребывание на службе Божией не является каким-то грузом для человека, а есть очень важный фактор в деле его спасения, определения его судьбы в вечности.

* * *


Часто в нашем мире нельзя сделать ничего большего, как просто стремиться работать в надежде на Господа, в надежде, что труд не окажется напрасным и принесет плоды. А бывают и радостные, прекрасные минуты, когда человек собственными глазами видит эти плоды: тогда он весел и возвышен духом. После этого нужно опять трудиться с верой в результат своего труда.

Если мы надеемся на Бога, то никогда не впадем в отчаяние и не подвергнемся влиянию грустных мыслей, иногда приходящих на ум. Наши предки это хорошо знали, поэтому любой труд, любое дело начинали крестным знамением и словами "Боже, помоги!" или "Господи, благослови!". Так приветствовали и каждого, кого видели трудящимся, а тот всегда отвечал: "Пусть и вам Бог помогает" или "Спаси, Господи".

Христианин всегда осознает, что важнее всего — это хранить и развивать в своей душе веру в Бога. Ибо только вера дает нам возможность проходить через труды и сложности нашей жизни в мире. Вера связывает нас с силой Божией — с Его Светом и вдохновением, без которого все наши попытки опереться лишь на себя будут напрасными и, в конце концов, бесплодными.

* * *


Живя в обществе, мы нередко приходим в отчаяние, когда серьезно стараемся жить по заповедям Христовым. Кажется, что никто или почти никто не живет так. Чаще всего люди думают только о себе и о своем материальном благосостоянии. А бывает и так, что даже насмехаются над верующим человеком или создают преграды на пути того, кто живет по-христиански. И часто бывает, что нет никакой благодарности за такой труд. Но вера и надежда дают христианину силу продолжать его путь вслед Господу.

Для духовной поддержки на этом пути следует помнить, что мы никогда не должны уделять много времени каким-либо делам, которые могут лишить нас возможности дать своей душе то, в чем она нуждается, — молитву, участие в богослужении, чтение Священного Писания и святоотеческой литературы, Причастие Святых Христовых Таин. Наша душа нуждается в духовной пище ежедневно, дабы не прийти в духовный упадок.

И, будучи верными в этом, мы найдем также силу на остальные труды наши. И всегда обретем в своем сердце покой, который имеют те, кто знает, что их усилия не напрасны и они не одиноки — ибо с ними Бог.

* * *


Христос пришел в этот мир, чтобы примирить человека с Богом. Он совершал это, проявляя глубокую любовь к человеку. Во Христе мы видим, что это любовь, которая не уничтожает, не принуждает силой, не ищет ответа. Это любовь, которая прежде всего заботится о тех, кого любит, и собою жертвует ради них. Это любовь, которая не ищет ни наказания, ни мести. Мы не можем оставить без внимания такое понимание любви Божией, когда рассматриваем земную жизнь Господа нашего Иисуса Христа.

В частности, когда на Кресте страдает Господь, мы видим, что Его любовь распространяется на всех: на учеников и фарисеев, евреев и римлян, друзей и врагов — чтобы всех привлечь к Себе, заключить в Свои животворящие, любящие и освобождающие от греха объятия.

Любовь к ближнему, по словам Спасителя, является выражением и измерением веры человека в Бога. Поэтому всякая ненависть и враждебное отношение к ближнему не имеют оправдания перед Богом. Христианин должен в своей жизни следовать примеру Христа в Его самоотверженной любви к ближнему и бороться со своими страстями, даже если они считаются в мире благородными качествами.

* * *


Все мы время от времени чувствуем неуверенность и бессилие, сталкиваясь с кем-то, кто переживает глубокую печаль. Что делать, что говорить, чтобы хоть как-то помочь, облегчить страдание?

Но на самом ли деле плач является признаком слабого характера человека? Спаситель, среди других, дал и такую Заповедь Блаженства: "Блаженны плачущие, ибо они утешатся" (Мф. 5, 4). А это означает, что уметь плакать тогда, когда необходимо, значит быть блаженным. Это реальный подход к действительности.

Человек, умеющий печалиться, когда приходит на то время, принимает жизнь такой, какая она есть. И это является признаком силы его характера, который реально воспринимает жизненные события и соответственно на них отзывается, понимая их последствия.

Священное Писание, и в частности Евангелие, свидетельствует и заверяет нас, что Бог не относится к нашим страданиям, к нашей печали безразлично. На все это Его святая воля. И Он заботится о нас в наших страданиях. Он всегда с нами! Те, которые плачут с надеждой и верой в Господа, находят и всегда найдут утешение и силу перенести печаль, выпавшую на их долю. А окончательное, самое большое утешение — участие в вечном Царствии Господа, где печаль и плач станут лишь воспоминаниями.

* * *


Мы, христиане, должны стремиться к духовному возрождению души, чтобы жить с Богом. Безусловно, мы можем этого достичь только с помощью благодати Святого Духа. Его действия на душу человека разнообразны, и возрождение души происходит по-разному. Об этом есть множество свидетельств в Священном Писании.

Действия обновляющей душу человека благодати Божией проявляются и теперь. Каждого из нас Господь встречает на нашем жизненном пути и желает нашего духовного воскресения. Он призывает нас к новой жизни повседневно, ежечасно. Этот призыв мы можем слышать во время чтения Священного Писания, посещения храма Божия, когда становимся причастниками в Святых Таин. И если мы услышали этот голос, искренне, от всего сердца раскаялись в своих грехах, изменили свою греховную жизнь, значит, наше духовное воскресение произошло.

Христианину следует быть внимательным к своей духовной жизни и радоваться, когда по милости Божией происходит его духовное обновление, ибо тогда он ясно осознает, что двери Царствия Небесного, которое Господь приготовил для всех любящих Его и выполняющих Его заповеди, могут быть открыты и для него.

* * *

Все мы плачем при потере дорогих и близких нам людей. Но Господь сильнее смерти, и мы, как христиане, не должны грустить. Христос победил смерть, и для тех, кто во Христе, разлуки смертью уже не существует, ибо все живы в Господе, Который Сам есть Воскресение и Жизнь.

В Господе Иисусе Христе все живы, поскольку Крещением и верой принадлежат Ему. Мы не перестаем молиться об умерших, потому что эта молитва является постоянным свидетельством, что смерть побеждена.

Как мы молились друг о друге во время нашей жизни в этом мире, так продолжаем молиться и после того, как кто-то отошел в вечность. Мы не беремся узнавать, как действует эта молитва: мы оставляем это Тому, Кому молимся, — Господу Иисусу Христу.

Но мы не можем позволить смерти положить конец нашим молитвам о наших близких, потому что этим мы будем отрицать победу Христа над смертью. Мы верим также, что и усопшие вспоминают нас перед Престолом Божиим, — таким образом, единство верующих во Христа неразрывно — оно побеждает смерть. Оно вечно, как вечен Господь, на Котором наше единство основывается.

* * *

Иногда можно услышать, что в храм Божий ходить не обязательно, потому что можно молиться и дома. Конечно, не только можно, но и нужно христианину молиться у себя дома, домашней молитвой. Но можно ли сравнивать молитву в церкви и дома, а тем более их противопоставлять?

Нужно осознать, что не посещающие храм по причине молитвы домашней или вовсе не заботящиеся о молитве не понимают спасительной силы церковной молитвы. В молитвах и славословиях Святой Церкви дышит благодать пророков, апостолов, святых, в них Сам Дух Святой помогает нам в наших немощах.

Церковная молитва является более важной, чем домашняя, еще и потому, что она возносится от целого собора людей, где может быть много чистых молитв от смиренных сердец, которые возносятся к Господу и которые Он принимает, словно кадило благовонное. Между молитвами таких людей и наши молитвы, хоть и немощные, принимаются Господом. Также не будем забывать, что по учению Святой Церкви, в храме во время молитвы вместе с нами молятся и наши небесные заступники, святые Божии и Заступница всего рода человеческого Пресвятая Владычица наша Богородица и Приснодева Мария.
* * *

Словом Божиим христианину нужно дорожить, как духовным сокровищем. Сам Господь Иисус Христос называет таких людей блаженными: "Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его" (Лк. 11, 28). Но жизненная суета и наша невнимательность часто не дают нам возможности даже подумать о духовной жизни. Потому что на дело Божие у нас всегда не хватает времени.

Так бывает с человеком слабовольным — желание что-то сделать для души есть, но он никак не может собраться, потому что воля его ослаблена. Преподобный Макарий Египетский говорил, что "воля человеческая является существенным условием: если нет воли человека, Сам Бог ничего не сделает".

Часто можно увидеть картину — отец берет ребенка за руку, чтобы помочь ему перейти опасную дорогу, а тот упирается, а иногда и вырывает руку. Такими непослушными и неумными детьми по отношению к Отцу нашему Небесному часто бываем и мы, не понимая того, что Бог желает нашей душе добра и спасения и стремится помочь нам, немощным.

Будем же внимательно относиться к услышанному или прочитанному слову Божию, всем сердцем стремиться следовать ему, чтобы слова, сказанные Спасителем о блаженных, которые дорожат словом Божиим, были отнесены и к нам.

* * *

Когда человек молод, здоров, материально обеспечен, он может думать, что находится на вершине счастья. Но когда приходят старость, болезни, потеря имущества, способен ли он дать правильную оценку истинного счастья? Он убеждается, что постоянного счастья, в нашем земном понимании, нет, и что единственным истинным счастьем и, по сути, целью жизни является его единение с Богом в вечности.

Это счастье нужно уметь искать, хотя в то же самое время его можно найти на каждом шагу. Взгляните, например, сколько счастья приносит человеку дело милосердия к ближнему. Этим делом милосердия может стать подание голодному куска хлеба, дружеское утешение и совет, искреннее прощение. А по утверждению святого Иоанна Златоуста, дела милосердия — это те дела, которые легче всего заглаживают наши грехи перед Богом.

Человеческая жизнь очень коротка. В связи с этим, не стоит ли всем нам стремиться к тому, чтобы все дни нашей жизни проходили в Божией милости, доброте и отношении ко всему, что сотворено, в особенности к человеку — образу и подобию Божию, — с любовью в Господе Иисусе, ибо в этом залог нашей благой участи в вечности с Ним.

* * *

Иисус Христос предостерегает нас от самолюбия, указывая нам на наш долг заботиться о ближних. Святая Церковь, устами своих священнослужителей проповедуя веру Христову, постоянно делает акцент на двух основных заповедях — любви к Богу и любви к ближнему. Эти заповеди, по словам Спасителя, являются фундаментом жизни, счастья и спасения человека.

На Своем суде Он спросит нас, накормили ли мы голодного, напоили ли жаждущего, одели ли нагого, приняли ли в дом путника. Мы можем ответить, что мы не видели их. Но это нас не оправдывает. Да, мы не жестоки к бедным, мы их не толкаем, не бьем в лицо, не причиняем им неприятностей. Одним словом, мы ничего не делаем.

Когда Святая Церковь говорит, чтобы мы не были безразличны к человеческой беде, мы не должны оправдываться: "Я его не обижаю, ничего плохого ему не делаю, пусть делает как я, и у него все будет". Слушать Евангелие легко. Говорить о помощи бедным также ничего не стоит, но жить по Евангелию не так легко, и немного тех, кто на самом деле хочет так жить. Но будем помнить, что бедные помогают нам своими молитвами перед Богом и что наши поступки решают нашу судьбу в вечности.
 

Церковные Таинства

— По мере необходимости церковные люди обращаются к Таинству Покаяния. Происходит это в храме в присутствии священника, который после того, как выслушает исповедь верующего, читает над ним разрешительную молитву и Богом данной властью отпускает грехи. Такое Покаяние можно назвать храмовым.

Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Из Церковного Предания известно, что даже среди первых ближайших последователей Христа был врач — апостол и евангелист Лука. В XX в. жил и творил богоугодный врач — известный хирург, ученый — святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Православная Церковь прославила его среди святых. Этот пример показывает, что сочетание врачебного искусства с глубокой верой в Бога может приносить вместе и телесные, и духовные плоды.
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Октябрь 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627293031

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru