Проповедь за вечерней перед чином Прощения

Есть духовное чувство различия времен церковных. Словно разным воздухом мы дышим в будние дни, в дни воскресные и в дни великих праздников. И совершенно исключительным в нашей жизни является время святого Великого поста, светлого и покаянного, радостного и многотрудного. Торжественная серьезность и легкость вселяются в душу, когда она отдается покаянию. Душа тогда возносится над обыкновенным уровнем и дышит разреженным и бодрящим воздухом горных вершин. Святой Великий пост дает нам чувство ответственности за жизнь и возможность видеть себя перед Богом в свете вечности. Свет Великого поста просвещает тьму нашей души, а радость духовного ведения рождает в нас "печаль яже по Бозе", которая призывает к труду покаяния.

Истинное покаяние—это прежде всего умение различать и по достоинству оценивать добро и зло, свет и тьму. Чтобы покаяться во зле, нужно видеть добро. И мало этого—нужно любить его, чувствовать его силу и веровать в него.

Истинное покаяние—это путь труда и подвига, это путь веры в Бога и в божественное милосердие, веры в человека, которому присуще богосыновство. И чем больше мы размышляем о первом, тем жизненнее ощущается второе. И потому истинное покаяние— это не саморасслабление, а истинное укрепление человека в истинной человечности.

Истинное покаяние, по словам святого Евангелия, невозможно без взаимного примирения и всепрощения: "Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших" (Мк. 11,26). Потому, вступая в дни Великого и спасительного поста, желая через покаяние получить прощение от Бога, мы должны со всей искренностью и серьезностью простить своих обидчиков, тех, кто нам причинил скорбь, огорчение или неприятность. Простить обидчиков—нелегкая вещь. Это знает каждый человек из своего жизненного опыта. Но простить необходимо, ибо это веление Божественного закона, закона духовной жизни, без которого нет подлинной человечности и настоящего христианства.

На пути к взаимному примирению и прощению встречаются многие преграды. Одна из самых трудных—это наше самолюбие, которое мы ложно называем чувством собственного достоинства. Когда ущемляется наше самолюбие, тогда все и осложняется. Если человек поборет свое самолюбие, он сможет простить обидевшего его.

Для того чтобы простить других, необходимо вспомнить о человеческой добродетели, имя которой—справедливость, и так, как велит справедливость, отнестись к самому себе и к окружающим людям. Мы любим, ожидаем и требуем, чтобы тот, кто оскорбил нас, первым испросил прощения и примирился с нами. Но сами не делаем это первыми, носим не месяцами, а годами горечь обиды, растравляя свое сердце и душу памятозлобием. Если чувство справедливости доступно нашему уму и сердцу, то появится и возможность прощения и взаимного примирения, ибо какою мерою мерите другим, такой мерой отме-рится и вам. Великой помощью в деле прощения и примирения является благодать Господня и слово Божие. Если мы верим во Христа, то Его слово для нас—истина и закон, обязательный для нашего исполнения. Кто сам не способен простить, тот никогда не примет со всей серьезностью прощения, ибо дух всепрощения и мира может помочь нам понять, осмыслить и примириться со всеми окружающйми. Люди, которые наносят нам оскорбление, достойны глубокого христианского сожаления, о них надо молиться, о них надо искренне печалиться и содействовать исцелению. Уже одно то, что человек способен сделать зло, причинить горе, оклеветать или оскорбить,—свидетельство тому, что этот человек слаб, болен, уязвим. Он легко поддается диавольскому наваждению.

Сегодня мы вступили в очистительные дни святого Великого поста. Испросим, братья и сестры, у Бога благословения, а у святых угодников Божиих—молитвенного предстательства, дабы умягчились наши сердца, чтобы мы могли от всей души с помощью Божией простить всех своих обидчиков, а через прощение других и сами получили прощение Божие и благословение.

Бог мира и любви да вселит в сердца наши дух мира и подлинного братства, дух искренней любви и человечности.

За свои вольные и невольные согрешения прошу у вас, возлюбленные отцы, братья и сестры, прощения!

Бог же Своею благодатию да простит всех вас и благословит! Аминь.
 

Церковные Таинства

—    Совершение вместе Таинства Крещения и Миропомазания — традиция Православной Церкви. Истоки такой традиции — в словах самого Спасителя, когда он говорит о необходимости для человека родиться "от воды и Духа". Духовное рождение "от воды" — это Таинство Крещения, а рождение "от Духа" — это Таинство Миропомазания.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Воскресная школа объединяет и обучение, и воспитание, и общение, и душеполезный досуг. В рамках воскресных школ действуют кружки по интересам. Дети вместе со священниками и педагогами осуществляют паломничество ко всемирно известным святыням и в монастыри нашей земли, посещают другие приходы, знакомятся со сверстниками из других воскресных школ.
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Октябрь 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
181921222324
25262728293031

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru