Проповедь за вечерней перед чином Прощения

Закончилось время приготовления к Великому посту. Перед нашим духовным взором прошли образы мытаря и фарисея, блудного сына, картина Страшного суда и изгнания из рая. Церковь напоминала нам о молитве простой, смиренной и сердечной. Церковь напоминала нам о безграничном милосердии Божием, превышающем нашу греховность, лишь бы мы пришли к Отцу нашему с искренним покаянием и желанием стать лучше. Церковь напоминала нам о вечной жизни и конечном суде Божием. А рассказом об изгнании из рая Церковь предупреждает нас о страшной силе греха. Подготовительные недели перед Великим постом кончились. Теперь начинается пост, святая Четыредесятница.

Святой апостол Павел об этом говорит нам сегодня так: "Наступил уже час пробудиться нам от сна... Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света" (Рим.13,11-12). Что же это, братья и сестры, за дела тьмы, которые следует отвергнуть, очистив свой ум, свою волю и сердце, и что такое дела света, к которым призывает апостол Павел каждого человека? Дела тьмы есть дела тьмы—это все нечистое, греховное и постыдное, что мешает и препятствует человеку быть настоящим человеком, с достоинством носящим в себе образ и подобие Божие. А дела света—это все противоположное тьме, это все праведное, светлое, радостное и прекрасное, что уподобляет нас, людей, Богу и святым Ангелам.

Сегодня мы вступаем в особое время, милостию Божиею и любовию святой Церкви предназначенное для нашего исправления и совершенствования, т.е. для того, чтобы отвергнуть дела тьмы и принять оружие света. Мы вступаем в спасительный пост—период особого труда, молитвы и покаяния. Как всякий путешественник, чтобы достигнуть цели, старается взять с собой в путь самое необходимое, так и мы, вступая в период святой Четыредесятницы, берем сегодня в святом храме в первую очередь благословение Господне и молитвы святой Церкви.

Святое Евангелие предлагает нам, вступающим в период поста, взять с собой мир и любовь. Пост предназначен для того, чтобы просить у Бога помощи и прощения за все наши грехи и беззакония, исправиться и милостию Божией духовно возродиться. Невозможно получить, говорит святое Евангелие, прощение от Бога, если мы не прощаем людей, согрешивших против нас. Невозможно получить божественный мир, превосходящий всякое человеческое понимание и превышающий всякое человеческое благо, если мы не можем примириться с окружающими людьми. Только простивший людей получает прощение от Бога. Только примирившийся с окружающими может надеяться на божественный мир.

Отчего же в жизни так часто не только из сердца человеческого исходят, но и господствуют в людях злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, зависть, богохульство, гордость, безумство (Мк.7,21-22) и т.д.? Оттого, что не хватает в наших сердцах любви, которая "долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, никогда не перестает" (1 Кор. 13,4-8). Святой апостол Петр говорит: "Имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов" (1 Петр.4,8), а книга Притчей и больше того говорит: "Любовь покрывает все грехи" (Притч. 10,12). Если нет среди нас мира—значит, нет любви; если есть среди нас зависть и гордость—значит, нет в нас любви; оттого и ум лукавствует, что нет в нем любви; оттого и сердце излучает злые помыслы, что нет в нем любви; оттого и ноги человеческие избегают путей правды и мира, что нет любви. Этот дар—божественный дар, он необходим всегда и особенно сегодня, когда мы готовимся глубоко заглянуть в свою душу и сердце и сделать из этого полезные и благоприятные выводы.

Все Божественное Откровение, пророчества, сущность евангельского благовестия, сам смысл нашей жизни и нашего конечного назначения зиждутся на двух божественных заповедях: любовь к Богу и любовь к человеку. Не случайно Христос Спаситель, обращаясь к людям, говорит: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга" (Ин. 13,34). Апостол Павел подтверждает в послании к Римлянам, что "любящий другого исполнил закон. Любовь есть исполнение закона" (Рим.13,8,10). Без любви нет всепрощения и мира. Она необходима нам, христианам, для того, чтобы исполнять закон Христов. В этом случае любящий Господь, обращаясь к нам, говорит: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13,35). Говоря сегодня об этой божественной добродетели, мы просим Бога, чтобы Он ниспослал в мир, в наши сердца этот великий чудодейственный дар, благодаря которому мы можем найти в себе силу и мужество испросить себе прощение и простить другим.

Усилия каждого из нас в борьбе с самим собой, в борьбе со злом должно восприниматься верующим человеком как участие во всеобщем искоренении зла на земле и созидании добра во всемирном масштабе. Бог есть любовь, говорит Божественное Откровение, и пребывающий в любви в Боге пребывает.

Испросим же, братья и сестры, прощения у Бога и у людей и сами простим других, чтобы, получив мир свыше, радостно вступить в спасительные дни Великого поста. Они ведут нас не только к обновлению, но и ко встрече с Воскресшим Христом, к вечной радости.

И я, милостию Божией, убогий архиерей, дерзающий призывать всех вас к миру, любви и к взаимному примирению, первый нуждаюсь в вашем братском снисхождении и прощении, в вашей любви и в молитвах. Благословите, отцы, братья и сестры, и простите меня, елика согреших словом, или делом, или помышлением.

Бог же благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит всех вас и благословит. Аминь.
 

Церковные Таинства

—    Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не дает человеку принимать дар Божией благодати, лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, необходимо усиленное внимание к себе, борьба с грешными помыслами и горькое сожаление о своих ошибках.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    К телу умершего человека Церковь относится с благоговением, поскольку, в отличие от атеистов, мы верим, что будет всеобщее воскресение мертвых, когда душа опять соединится со своим телом. И этого не избежать, даже если мертвое тело сжечь, а прах развеять с самолета на высоте десяти километров. Не навредит этому и тот, кто вскрытием устанавливает причину смерти.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru