Проповедь на Сретение Господне

Каждое священное евангельское событие именно потому именуется священным, что совершилось оно ради освящения и спасения рода человеческого. Святая Церковь совершает воспоминание этих священных событий, чтобы воспитать в нас стремление к Богу, к истине, к спасению. Священные события имеют прямое и непосредственное отношение к людям. В них, как правило, принимают участие не только небожители или святые Ангелы, но и представители рода человеческого.

Рождество Христово... В нем архангел Гавриил, святые Ангелы и Богоизбранная Отроковица с праведным Иосифом, с простыми искренними пастухами и ищущими Христа мудрецами.

Крещение Господне... В нем глас Бога Отца, сошествие Духа Святого, крещение Сына и Иоанн Предтеча, свидетельствующий о Мессии, Спасителе мира, и совершающий над Ним крещение в водах Иорданских.

В Преображении, кроме небожителей—пророка Илии и Моисея, святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн.

В Сретении мы видим Сына Божиего—Сыном Человеческим и представителей человечества—Матерь Божию, святого праведного Симеона и святую пророчицу Анну.

В каждом священном событии есть свидетельство небес. В Рождестве—песнь Ангелов, славящих Бога и взывающих: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!" (Лк.2,14). В Крещении— глас Отца Небесного: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф.3,17). И в Преображении тоже глас Отца: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте" (Мф.17,5; Мк.9,7). В событии Сретения Господня Дух Святой, Который был на Симеоне, предсказал ему, что он "не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня" (Лк.2,26). По исполнении предреченного Духом Святым Симеон Богоприимец произнес прекрасные слова, ставшие молитвой и священным гимном для нас: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, с миром..." (Лк.2,29-32). Этими словами мы исповедуем Христа Светом миру и славой людей.

Когда мы вместе со Святой Церковью вспоминаем и заново переживаем то или иное евангельское событие, мы не только очами нашей веры видим само событие, факт его явления и лиц, участвующих в нем, но и стараемся проникнуть в его священную и спасительную сущность.

Что же, братья и сестры, может быть для нас важным в событии Сретения Господня, которое имеет двухтысячелетнюю давность? Что может связывать нас, людей двадцатого века, с тем, что произошло так давно?—Та же самая, присущая всем людям жажда Богопознания, стремление к Богу и к жизни в Боге, жажда личного совершенства, вопреки всем терниям греха, и стремление к спасению.

Христос приходит ныне в храм исполнить закон. Он, будучи Законодателем, исполняет предписания закона, чтобы нас освободить от рабства закону. Он приходит в храм, чтобы засвидетельствовать перед всеми своими последователями, что храм—это дом Отца Небесного, это дом молитвы и постоянной встречи с Богом, что в храме вечно живет истина. Встречают Христа Спасителя два человека: святой праведный Симеон и святая пророчица Анна. Что связывает нас с ними? Прежде всего то, что они являются представителями рода человеческого—не только своих современников, но и всех людей. Симеон был муж праведный и благочестивый, и Дух Святой был на нем (Лк.2,25). Его праведность и благочестие—пример для христианского подражания. За свою праведность Симеон сподобился держать Богомладенца на своих руках. А вот пророчица Анна, которая не отходила от храма, постом и молитвою служила Богу день и ночь, не только сподобилась видеть Богомладенца, но и славить Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления... (Лк.2,37-38).

Событие Сретения Господня напоминает нам, братья и сестры, о том, что мы постоянные участники Божественного дела, мы же и главный предмет Божественной любви. Христос в силу Своего неложного обещания пребывает в этом мире и с этим миром до скончания века. Он всегда и всюду с нами. Он всегда первым ищет с нами встречи, ибо такова природа любви, а Бог любовь есть и по имени и по существу. Он стоит у дверей нашего сердца и стучит. Благо тому, кто отвечает на Его зов, кто ищет с Ним встречи. Скрыться от Него невозможно, миновать Его тоже нельзя. Каким бы человек ни был умным, способным, могущественным (ему действительно многое дано, потому что он сын Божий), чего бы человек ни достиг, он все равно остается человеком. Встречи с Богом ему не избежать. Это встреча—в нашей жизни, в нашей вере, в радостях и скорбях, в болезни и в печали, она в Церкви, в святых Таинствах, она в храме Божием и в храме окружающего нас мира, она, наконец, в нашей смерти.

Однажды Христос родился, рождество никогда не повторится. Один раз Господь крестился в Иордане, крещение Его никогда не повторится. Однажды Он умер за грехи наши—смерть Христова больше не повторится. Один раз было Его преславное воскресение—другого такого воскресения в мире не будет. Один раз было и Его сретение в Иерусалимском храме, и оно повторяется в течение всей человеческой жизни, на протяжении всей истории. Оно дано нам как счастье, как залог настоящего и будущего блаженства. Чтобы наша последняя встреча с Богом была вечной радостью, святая Церковь воспитывает нас в любви к Богу, в вере и надежде на Него. Для этого мы собираемся в храмы, слушаем евангельское благо-вестие и молимся. Из-за этого мы переживаем и осмысливаем события домостроительства нашего спасения. Для этого мы размышляем и о Сретении Господнем.

Пусть нынешняя наша встреча с Богом в храме обрадует нас, обновит наше истлевшее грехом естество, вселит в наши души и сердца дух разума и благочестия, дух чистоты и кротости, дух милосердия и праведности, дабы, пройдя достойно земное течение, достигнуть нам последней и вечной с Богом встречи в Царствии Его. Аминь.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru