Почему на праздник Преображения Господня, 19 августа по н.ст., освящают плоды, и можно ли до этого вкушать яблоки нового урожая?
— В день праздника Преображения Господня совершается освящение плодов. Обычай освящать плоды — древний. Предписания относительно этого изложены уже в 3-м Апостольском правиле.
Основанием приурочения этого освящения к 6 августа (19 августа по н.ст.) было то, что на Востоке к этому времени поспевают злаки и виноград, которые приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов, а также из-за прямого их отношения к Таинству Евхаристии, мысль о чем выражается в самой молитве, читаемой над гроздьями винограда. Там, где виноград не растет или не поспевает к этому времени, освящаются яблоки. Яблоки, заменяющие виноград, освящаются молитвой на освящение начатков овощей.
Освящение плодов в день праздника Преображения, по учению Церкви, имеет таинственно-символическое значение: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое, преображенное, благодатное состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Господа и которое осуществится в общем воскресении. Вся природа, когда в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство, и теперь она вместе с человеком ожидает обновления от благословения Божия.
Обычай освящать постом время приготовления к великим праздникам восходит к практике Древней Церкви. Так перед праздником Преображения Господня возник обычай воздержания от вкушения винограда нового урожая и других плодов. Обычай освящения яблок в нашей Церкви имеет древнее происхождение. Вызвано это тем, что в силу географического положения виноград на северо-востоке Руси к этому времени не успевал вызревать. Поэтому вместо него воздерживались от употребления яблок нового урожая до их освящения на праздник Преображения. А поскольку обрядовая сторона в церковной жизни варьируется в довольно широких пределах и Церковь никогда не выступала против местных обычаев, не противоречащих вероучительным истинам, то благочестивый обычай воздерживаться от вкушения яблок вместо виноградных плодов имеет в нашей Церкви широкое распространение.
Однако необходимо помнить, что любые аскетические подвиги должны совершаться с рассуждением. И если, к примеру, в южных областях Украины урожай к этому времени практически собран, то было бы неразумно не воспользоваться этим даром Божиим.
Освящение плодов в день праздника Преображения, по учению Церкви, имеет таинственно-символическое значение: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое, преображенное, благодатное состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Господа и которое осуществится в общем воскресении. Вся природа, когда в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство, и теперь она вместе с человеком ожидает обновления от благословения Божия.
Обычай освящать постом время приготовления к великим праздникам восходит к практике Древней Церкви. Так перед праздником Преображения Господня возник обычай воздержания от вкушения винограда нового урожая и других плодов. Обычай освящения яблок в нашей Церкви имеет древнее происхождение. Вызвано это тем, что в силу географического положения виноград на северо-востоке Руси к этому времени не успевал вызревать. Поэтому вместо него воздерживались от употребления яблок нового урожая до их освящения на праздник Преображения. А поскольку обрядовая сторона в церковной жизни варьируется в довольно широких пределах и Церковь никогда не выступала против местных обычаев, не противоречащих вероучительным истинам, то благочестивый обычай воздерживаться от вкушения яблок вместо виноградных плодов имеет в нашей Церкви широкое распространение.
Однако необходимо помнить, что любые аскетические подвиги должны совершаться с рассуждением. И если, к примеру, в южных областях Украины урожай к этому времени практически собран, то было бы неразумно не воспользоваться этим даром Божиим.
Какое отношение имеет освящение мака к празднику Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня? Что нужно освящать в церкви в этот день? → |
---|
Церковные Таинства
— Традиционно епитимию, то есть духовное послушание после Покаяния для преодоления греха, на человека налагает священник. Он видит, какая именно должна быть епитимия. Если человек духовно зрелый, он получает одно послушание, если начинающий в вере — другое. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Причиной болезней, а в конечном итоге и самой смерти, является сам человек. Бог, создав человека, одновременно со свободой воли дал Адаму заповедь послушания: не употреблять плодов дерева познания добра и зла. Первый человек нарушил этот запрет, поэтому в мир вошли болезни и смерть. |
Подробнее ... |