Почему на праздник Преображения Господня, 19 августа по н.ст., освящают плоды, и можно ли до этого вкушать яблоки нового урожая?
— В день праздника Преображения Господня совершается освящение плодов. Обычай освящать плоды — древний. Предписания относительно этого изложены уже в 3-м Апостольском правиле.
Основанием приурочения этого освящения к 6 августа (19 августа по н.ст.) было то, что на Востоке к этому времени поспевают злаки и виноград, которые приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов, а также из-за прямого их отношения к Таинству Евхаристии, мысль о чем выражается в самой молитве, читаемой над гроздьями винограда. Там, где виноград не растет или не поспевает к этому времени, освящаются яблоки. Яблоки, заменяющие виноград, освящаются молитвой на освящение начатков овощей.
Освящение плодов в день праздника Преображения, по учению Церкви, имеет таинственно-символическое значение: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое, преображенное, благодатное состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Господа и которое осуществится в общем воскресении. Вся природа, когда в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство, и теперь она вместе с человеком ожидает обновления от благословения Божия.
Обычай освящать постом время приготовления к великим праздникам восходит к практике Древней Церкви. Так перед праздником Преображения Господня возник обычай воздержания от вкушения винограда нового урожая и других плодов. Обычай освящения яблок в нашей Церкви имеет древнее происхождение. Вызвано это тем, что в силу географического положения виноград на северо-востоке Руси к этому времени не успевал вызревать. Поэтому вместо него воздерживались от употребления яблок нового урожая до их освящения на праздник Преображения. А поскольку обрядовая сторона в церковной жизни варьируется в довольно широких пределах и Церковь никогда не выступала против местных обычаев, не противоречащих вероучительным истинам, то благочестивый обычай воздерживаться от вкушения яблок вместо виноградных плодов имеет в нашей Церкви широкое распространение.
Однако необходимо помнить, что любые аскетические подвиги должны совершаться с рассуждением. И если, к примеру, в южных областях Украины урожай к этому времени практически собран, то было бы неразумно не воспользоваться этим даром Божиим.
Освящение плодов в день праздника Преображения, по учению Церкви, имеет таинственно-символическое значение: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое, преображенное, благодатное состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Господа и которое осуществится в общем воскресении. Вся природа, когда в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство, и теперь она вместе с человеком ожидает обновления от благословения Божия.
Обычай освящать постом время приготовления к великим праздникам восходит к практике Древней Церкви. Так перед праздником Преображения Господня возник обычай воздержания от вкушения винограда нового урожая и других плодов. Обычай освящения яблок в нашей Церкви имеет древнее происхождение. Вызвано это тем, что в силу географического положения виноград на северо-востоке Руси к этому времени не успевал вызревать. Поэтому вместо него воздерживались от употребления яблок нового урожая до их освящения на праздник Преображения. А поскольку обрядовая сторона в церковной жизни варьируется в довольно широких пределах и Церковь никогда не выступала против местных обычаев, не противоречащих вероучительным истинам, то благочестивый обычай воздерживаться от вкушения яблок вместо виноградных плодов имеет в нашей Церкви широкое распространение.
Однако необходимо помнить, что любые аскетические подвиги должны совершаться с рассуждением. И если, к примеру, в южных областях Украины урожай к этому времени практически собран, то было бы неразумно не воспользоваться этим даром Божиим.
Какое отношение имеет освящение мака к празднику Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня? Что нужно освящать в церкви в этот день? → |
---|
Церковные Таинства
— Миропомазание совершается сразу после Таинства Крещения. Лоб, глаза, нос, уста, грудь, руки и ноги новокрещенного священник или епископ помазывает миром, произнося каждый раз: "Печать Дара Духа Святого. Аминь". |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Из Церковного Предания известно, что даже среди первых ближайших последователей Христа был врач — апостол и евангелист Лука. В XX в. жил и творил богоугодный врач — известный хирург, ученый — святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Православная Церковь прославила его среди святых. Этот пример показывает, что сочетание врачебного искусства с глубокой верой в Бога может приносить вместе и телесные, и духовные плоды. |
Подробнее ... |