Проповедь на Сретение Господне

На земле в убогом вертепе родился "Отроча младо, Превечный Бог". Но местом Его был храм. Двенадцатилетний Отрок Иисус однажды на вопрос Матери ответил: "Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?" (Лк.2,49).

В нынешний день, в сороковой день после Рождества, Пресвятая Дева приносит Богомладенца в храм, чтобы, как говорит слово Божие, "представить пред Господа" (Лк.2,22), посвятить Господу.

Ныне Христос Спаситель приходит в Иерусалимский храм не для того, чтобы принять подобающие Ему честь и поклонение, но чтобы исполнить закон. "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мф.5,17). Он приходит в храм не как Господь Вседержитель, а как раб подзаконный, в убожестве плоти и рабского зрака скрывая сияние Своего Божества. За Него, безгрешного, Его Пренепорочная Мать, держащая на руках Жертву за весь мир, "приносит в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы, или двух птенцов голубиных" (Лк.2,24).

Смиренно исполняя веление небес, сегодня в храме Иерусалимском Христос Спаситель осуществляет встречу двух Заветов—Ветхого и Нового.

Великое всегда кроется в малом; непревзойденное—в смиренном; глубокое—в неприметном, тихом. Как мир, так и храм не узнали великого Посещения и Того, Кто посетил их. Не узнали и не встретили должным образом своего Владыку: не разорвалась завеса церковная, не вышел навстречу Грядущему во имя Господне первосвященник Иерусалимского храма, не отверзлась Святая Святых. Все это до времени оставалось на своих местах, исполняя свое назначение. И все же встреча произошла. Встреча с человечеством двух Заветов. Те, кто знал пророчества, символы, прообразы и предсказания, не встретили Христа. Те же, кто чаял утешения, встретили Его в лице праведного Симеона и пророчицы Анны. Старцу Симеону, праведному и благочестивому, всю долгую жизнь свою стоявшему пред Богом, "было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня" (Лк.2,26). Предсказание исполнилось: по вдохновению Симеон пришел в храм, взял Христа на руки, благословил Бога и сказал: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром..." (Лк.2,29). Встретила Христа в храме и Анна пророчица, "которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь" (Лк.2,37).

От всего ветхозаветного человечества праведный Симеон произносит вдохновенные слова, славящие спасение, принесенное миру Христом. Вместе с этим он высказывает пророчество о Христе: "Се лежит Сей на падение и восстание многих...", и о Божией Матери: "Тебе Самой оружие пройдет душу..." (Лк.2,34,35). А пророчица Анна славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления (Лк.2,38). Праведный Иосиф и Матерь Его дивились сказанному (Лк.2,33).

Устами старца Симеона в гимне: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко..."—сказало последнее свое слово ветхозаветное человечество. Начинается новое время, исполняются пророчества Богоприимца Симеона.

В связи с событием нынешнего дня каждому христианину важно вспомнить, что в свое время наша мать принесла нас в храм и тоже поставила перед Господом, чтобы мы стояли в твердости веры и святости жизни. Слова "ныне отпускаешь..." относятся не только к ветхозаветной Церкви, к ветхозаветному человечеству, они относятся к каждому из нас. Рано или поздно они коснутся нас всею своею сущностью. Поэтому очень важно каждому христианину помнить о них, а вместе с этим и о том, что мы всегда стоим перед Богом, хотя не всегда сознаем это или заглушаем это сознание суетой, грехами и непокорностью воле Божией.

Пусть, братья и сестры, нынешний праздник пришествия Христа в храм Божий и встреча Его в этом храме подвигнут нас к христианскому размышлению о Боге и о себе самих, о нашем неизбежном "ныне отпускаешь...", и да будет оно для нас мирной и радостной встречей со Христом Богом нашим, к Которому всегда стремится христианская душа. Аминь.

 

Церковные Таинства

—    Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не дает человеку принимать дар Божией благодати, лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, необходимо усиленное внимание к себе, борьба с грешными помыслами и горькое сожаление о своих ошибках.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Мы имеем прямое указание от Самого Господа, ибо Он, как описано в Евангелии, взял дитя, поставил его посреди учеников, обнял его и сказал: "Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня" (Мк. 9, 37). Поэтому, если верующий человек усыновляет ребенка, он выполняет заповедь Спасителя.

Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru