Проповедь на Сретение Господне
На земле в убогом вертепе родился "Отроча младо, Превечный Бог". Но местом Его был храм. Двенадцатилетний Отрок Иисус однажды на вопрос Матери ответил: "Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?" (Лк.2,49).
В нынешний день, в сороковой день после Рождества, Пресвятая Дева приносит Богомладенца в храм, чтобы, как говорит слово Божие, "представить пред Господа" (Лк.2,22), посвятить Господу.
Ныне Христос Спаситель приходит в Иерусалимский храм не для того, чтобы принять подобающие Ему честь и поклонение, но чтобы исполнить закон. "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мф.5,17). Он приходит в храм не как Господь Вседержитель, а как раб подзаконный, в убожестве плоти и рабского зрака скрывая сияние Своего Божества. За Него, безгрешного, Его Пренепорочная Мать, держащая на руках Жертву за весь мир, "приносит в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы, или двух птенцов голубиных" (Лк.2,24).
Смиренно исполняя веление небес, сегодня в храме Иерусалимском Христос Спаситель осуществляет встречу двух Заветов—Ветхого и Нового.
Великое всегда кроется в малом; непревзойденное—в смиренном; глубокое—в неприметном, тихом. Как мир, так и храм не узнали великого Посещения и Того, Кто посетил их. Не узнали и не встретили должным образом своего Владыку: не разорвалась завеса церковная, не вышел навстречу Грядущему во имя Господне первосвященник Иерусалимского храма, не отверзлась Святая Святых. Все это до времени оставалось на своих местах, исполняя свое назначение. И все же встреча произошла. Встреча с человечеством двух Заветов. Те, кто знал пророчества, символы, прообразы и предсказания, не встретили Христа. Те же, кто чаял утешения, встретили Его в лице праведного Симеона и пророчицы Анны. Старцу Симеону, праведному и благочестивому, всю долгую жизнь свою стоявшему пред Богом, "было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня" (Лк.2,26). Предсказание исполнилось: по вдохновению Симеон пришел в храм, взял Христа на руки, благословил Бога и сказал: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром..." (Лк.2,29). Встретила Христа в храме и Анна пророчица, "которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь" (Лк.2,37).
От всего ветхозаветного человечества праведный Симеон произносит вдохновенные слова, славящие спасение, принесенное миру Христом. Вместе с этим он высказывает пророчество о Христе: "Се лежит Сей на падение и восстание многих...", и о Божией Матери: "Тебе Самой оружие пройдет душу..." (Лк.2,34,35). А пророчица Анна славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления (Лк.2,38). Праведный Иосиф и Матерь Его дивились сказанному (Лк.2,33).
Устами старца Симеона в гимне: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко..."—сказало последнее свое слово ветхозаветное человечество. Начинается новое время, исполняются пророчества Богоприимца Симеона.
В связи с событием нынешнего дня каждому христианину важно вспомнить, что в свое время наша мать принесла нас в храм и тоже поставила перед Господом, чтобы мы стояли в твердости веры и святости жизни. Слова "ныне отпускаешь..." относятся не только к ветхозаветной Церкви, к ветхозаветному человечеству, они относятся к каждому из нас. Рано или поздно они коснутся нас всею своею сущностью. Поэтому очень важно каждому христианину помнить о них, а вместе с этим и о том, что мы всегда стоим перед Богом, хотя не всегда сознаем это или заглушаем это сознание суетой, грехами и непокорностью воле Божией.
Пусть, братья и сестры, нынешний праздник пришествия Христа в храм Божий и встреча Его в этом храме подвигнут нас к христианскому размышлению о Боге и о себе самих, о нашем неизбежном "ныне отпускаешь...", и да будет оно для нас мирной и радостной встречей со Христом Богом нашим, к Которому всегда стремится христианская душа. Аминь.
← Проповедь на Сретение Господне | Проповедь на Сретение Господне → |
---|
Церковные Таинства
— Во время исповеди важно избежать двух крайностей. Первая — это когда мы бываем настолько немногословными, что за сжатостью изложения прячется суть содеянного. Когда обобщаем конкретные грехи и пытаемся лишь формально выразить их посредством широких понятий. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Нередко болезни тела являются следствиями болезней души. Одновременно болезнь может быть испытанием, которое человеку необходимо преодолеть, чтобы стать духовно более крепким и приблизиться к Богу. Поэтому во время болезни нужно обязательно обратить внимание на духовную жизнь. Уместным будет усилить молитву, исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. |
Подробнее ... |