Некоторые утверждают, что поститься обязательно только первую и последнюю седмицы Великого поста. Как к этому относится Церковь?

— Традиция 40-дневного Великого поста повсеместно в Церкви была принята ко II в. Как на основную причину введения Святой Четыредесятницы святитель Иоанн Златоуст указывает на ослабление ревности верующих к Таинству Причастия, которое во времена первых христиан совершалось за каждым воскресным богослужением. В силу указанного обстоятельства возникла необходимость в более достойной подготовке к принятию Святых Христовых Таин, приступать к которым стало обязательным в торжественные дни, особенно в день Светлого Христова Воскресения.

В IV в., по свидетельствам святителей Василия Великого и Григория Нисского, Великий пост перед Пасхой хотя и был общецерковным, однако не всегда длился именно 40 дней и начинался не везде одновременно. Церковь в этом отношении не стесняла местных обычаев. Особое внимание к соблюдению поста Церковь стала проявлять с появлением ересей. Некоторые ереси ставили пост на один уровень с высшими нравственными обязанностями христианина, другие, наоборот, полностью отрицали его значение.

На Востоке, где в основном и возникали ереси, строгость соблюдения поста была усилена, и его нарушение наказывалось очень строго. Такое отношение к посту перешло и к нам с принятием христианства. Отсюда то особое почитание поста, которое существует в Православной Церкви и традициях нашего народа. На Западе тенденция к ослаблению авторитета древне-церковного учения о посте проявлялась постоянно. В итоге протестантизм полностью отрицает пост как нравственную обязанность.

Итак, "традицию" поститься в первую и последнюю седмицы Великого поста нельзя назвать святоотеческой или благочестивой. Возможно, и правы те, кто говорит, что лучше поститься так, чем никак. Но с другой стороны, полупост — это не пост. С точки зрения церковных канонов, нарушение поста — это нарушение поста. А для того, чтобы ослабить или прекратить пост, необходимы уважительные причины. Одна из них — это болезнь. Но и в таком случае нужно посоветоваться и взять благословение у духовника или приходского священника. Кстати, поститься первую и последнюю неделю поста, по просьбе родителей, можно благословить детям-подросткам, которые едва лишь начинают поститься.

Но нужно всегда помнить, что существует Церковный Устав, который мы должны пытаться выполнять. А согласно ему Великий пост является постом сорокадневным, а не постом первой и последней недели.
 

Церковные Таинства

— Миро (в переводе с греческого — благовонное масло) — это вещество, освященное Предстоятелем Церкви, которое используется в Таинстве Миропомазания, при освящении престолов и антиминсов православных храмов и при венчании на царство.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    К телу умершего человека Церковь относится с благоговением, поскольку, в отличие от атеистов, мы верим, что будет всеобщее воскресение мертвых, когда душа опять соединится со своим телом. И этого не избежать, даже если мертвое тело сжечь, а прах развеять с самолета на высоте десяти километров. Не навредит этому и тот, кто вскрытием устанавливает причину смерти.
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Октябрь 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627293031

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru