Слышал, что воцерковленные люди постятся почти полгода. Зачем так много постных дней?

—    Согласно Священному Писанию, заповедь о посте была дана людям еще в раю (Быт. 2, 15-17). Это единственное ограничение, которое Господь наложил на первых людей. Отсюда становится понятным, почему пост есть во всех религиях. Однако смысл поста понимается по-разному. Христианская традиция, будучи преемницей традиции ветхозаветной, рассматривает пост как ограничение себя в желаниях, пище, поведении, как особое понуждение себя ко внутреннему нравственному изменению, как своего рода добровольное жертвоприношение верующего.

Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди предостерегает: пост не должен быть лицемерным, показным. Нужно "явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6, 18).

Установленное Церковью количество постных дней имеет под собой древнее основание и традицию. Уже во времена Иисуса Христа существовал обычай поститься дважды в неделю (Лк. 18, 12). В христианской традиции это дни воспоминания: о предании Иисуса Христа Иудой (среда) и о Распятии Спасителя (пятница). Исключением являются так называемые сплошные седмицы: Светлая седмица (Пасхальная неделя), седмица Пятидесятницы, а также период от Рождества Христова до Богоявления (с 25 декабря/7 января по 5/18 января) и две подготовительные недели перед Великим постом (Мытаря и фарисея и Сырная).

Другие однодневные посты также имеют свое значение. На праздник Воздвижения Честного Креста Господня (14/27 сентября) — в память об искупительной жертве Спасителя. В день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (29/11 августа) — день памяти пророка, о котором Сам Господь Иисус Христос свидетельствовал, что "из рожденных женами не восставал больший" (Мф. 11, 11; Лк. 7, 28), и который сподобился крестить Спасителя. Навечерие Богоявления (5/18 января) — Крещения Господня (дня, когда Господь Иисус Христос начал Свой искупительный подвиг и чудесным образом был явлен народу как Сын Божий (Мф. 3, 13—17; Мк. 1, 9—11; Лк. 3, 22), как предреченный древними пророками Избавитель человечества от проклятия греха: "Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин. 1, 29).

Многодневных постов четыре, и все они подготавливают внутренний мир верующего человека к какому-то праздничному событию. Великий пост предшествует самому радостному празднику, центральному событию во всей христианской истории — Светлому Христову Воскресению.

Пост в память о первоверховных апостолах Петре и Павле берет начало со времен первых христиан и заповедуется уже в христианских памятниках начала II в. Он установлен в подражание святым апостолам, которые постились перед тем, как отправиться на проповедь Евангелия (Деян. 13, 3).

Успенский пост (с 1/14 по 15/28 августа), по своей строгости не уступающий Великому, приурочен к святому Успению Пресвятой Богородицы и прославляет Приснодеву, которая и по своем Успении является молитвенной заступницей перед Своим Сыном за род человеческий.

Рождественский пост с (14/28 ноября по 25 декабря/7 января) предваряет праздник, установленный в воспоминание о событии вселенского значения — воплощении Бога, Господа нашего Иисуса Христа, ради спасения рода человеческого.
 

Церковные Таинства

— Традиционно епитимию, то есть духовное послушание после Покаяния для преодоления греха, на человека налагает священник. Он видит, какая именно должна быть епитимия. Если человек духовно зрелый, он получает одно послушание, если начинающий в вере — другое.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Православие никогда не "канонизировало" ни одну из форм общественного строя и способа управления государством. Об этом Церковь официально заявила в "Основах социальной концепции" — документе, регулирующем церковногосударственные и церковнообщественные отношения.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru