Проповедь на Богоявление

Сегодня, братья и сестры, мы со всей церковной полнотою слышим чрезвычайный голос на водах Иорданских. Слышим слово, не человеком сочиненное, но от небес глаголющее. Слышим слово не из уст Ангела или Архангела, а из уст Самого Бога Отца.

За время пребывания на земле Христа Спасителя мир дважды слышал слова Отца Небесного. Первый раз—при Иордане, второй раз—на Фаворе. И первый, и второй раз—одно и то же слово. Уверенное и повторенное, оно имеет еще большее значение и вес для рода человеческого.

Ныне, в праздник Крещения Сына Божия в водах Иорданских, мы слышим слово Отца Небесного. Для кого же оно было? Для Сына Божия? Но Сын Божий, будучи сущностью Отца Небесного и Его Любви предвечной, безусловно, и без того знает волю Отца Своего и то, как Отец любит Его. Может быть, это слово было для Иоанна Предтечи? Но и он, как свидетельствует только что слышанное слово Божие, возбранял Христу Спасителю и сам требовал от Него крещения: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" (Мф.3,14). Значит, знал Иоанн Предтеча, Кого он крестит. Может быть, это слово Отца было для учеников Христовых? Но в это время не было еще учеников возле Христа. Не было это слово сказано и для иудейского народа, потому что мы не видим его особенного собрания в момент крещения. Это слово с небес, слово Отца Небесного, прозвучало как проповедь для всего мира, для всего человечества. Отец Небесный вещает, свидетельствуя о нашем Спасителе: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф.3,17). Этими словами Творец вселенной, Отец всего человечества, сообщает миру о Своем великом благоволении, о Своей неизъяснимой любви к нам.

Что же, действительно, происходит в тот момент, когда Отец Небесный словом Своим свидетельствует о Том, в Ком Его благоволение? Совершилось в тот момент великое и преславное явление: Бог Господь и явился нам. Явился в нашей плоти, взяв на Себя грехи всего человечества; явился в принесении миру всей полноты Божественного Откровения, Божией правды и премудрости; явился миру, даруя ему жизнь и обильные благословения. И мы, люди, имеющие Христа, Его Божественную силу и мудрость, можем в праздничной радости воскликнуть ныне с трепетом: "О, злосчастные праотцы рода человеческого, восстаньте из праха и поклонитесь Тому, Который пришел ныне на землю, чтобы сокрушить главу змия, прельстившего вас; о, великий синайский законодатель, поспеши ныне на Иордан, чтобы увидеть не следы Божественной славы, а само Лицо Божие, Которое ты так жаждал видеть и не увидел, ибо отныне видевший Сына видел и Отца Небесного (Ин. 12,45; 14,9); о, мудрость человеческая, умолкни ныне в своем недоумении: может ли Божество вселиться на земле с человечеством? Да, может, и Оно вселилось. В том ныне уверяет нас Отец Небесный и Сын Его— наш Спаситель. Уверяет в Своем явлении, в Своем пришествии, в котором Он приобщился нашей плоти и крови. Не только Он вселился на земле; в Нем мы вселились, соединяясь навеки с Божеством так, что плоть, которую Он принял от нас, нельзя больше отделить от Его Божественной сущности, а значит, нельзя разделить Его и нас, нас и Его. В Его Отце Небесном по естеству, а нашем Отце по благодати мы сочетались на веки вечные, сочетались для смерти греху, сочетались для послушания Богу и жизни во Христе Иисусе.

О чем же еще говорит нам, братья и сестры, этот чудный Отчий глас с небес? Он говорит о том, что мы, люди, подвергшиеся искушению, сидящие во тьме и сени смертной, не можем усилиями только разума себя же просветить и спасти. Отец Небесный говорит: пришел в мир Источник всякого света, просвещающий и освящающий всякого человека; пришел в мир Тот, в Ком сокрыта бездна премудрости и разума. И Сей есть Сын Мой возлюбленный! Вы по наущению диавола склонны были к падению и к немощи. Пришел в мир Тот, Кто даст вам ныне силу, укажет путь, истину и жизнь. Сей есть Сын Мой возлюбленный! Вы со времени грехопадения подвержены смерти, жало смерти огорчает вас, преследует на каждом шагу, и вы не можете своей волей, своими только человеческими усилиями победить смерть. Пришел Тот, Кто имеет в Себе и жизнь, и вечное воскресение; Кто Сам, вечно жительствуя, может давать каждому и жизнь, и воскресение. Сей есть Сын Мой возлюбленный! Вы подвергаетесь искушению диавола, ищущего вашего падения, сильного вашими слабостями. Пришел ныне и явился на Иорданских водах Тот, Кто, подобно Давиду, может сокрушить навеки и этого злого Голиафа. Сей есть Сын Мой возлюбленный! Теперь все зависит только от вас— насколько вы доверитесь Тому, в Ком Мое благоволение, насколько вы послушаетесь Того, Кто есть Сын Мой возлюбленный, насколько вы будете верны Ему и как будете исполнять Его заповеди. В Нем все: смысл жизни, помощь и благодать, сила и мир, радость и вечное блаженство. От вас требуется одно— Его слушайте, ибо Сей есть Сын Мой возлюбленный! Скажет вам: любите врагов—любите; скажет вам: возьмите свой крест—берите; скажет вам: распинайте свою плоть со страстьми и похотьми—распинайте. Его слушайте, ибо Сей есть Сын Мой возлюбленный, пришедший в мир даровать вам свободу, радость и вечную жизнь.

Из слов Отца Небесного мы видим, что единственное, могущее послужить нашему спасению, вечному блаженству,—это послушание Сыну Божию, в Котором благоволение Небесного Отца. "Его слушайте",—призывает Отец Небесный (Мф.17,5; Мк.9,7; Лк.9,35). Послушание Ему, послушание беспрекословное, послушание без лукавства сердца и ума, послушание преданное и всецелое,—вот путь, которым должен шествовать христианин, желающий пребывать вечно со Христом и во Христе. А в чем же это послушание? Слушаться Сына Божия, благоволивше го явить нам любовь Отца Небесного и радость Свя того Духа,—это исполнять Его Божественные еван гельские заветы. Да поможет нам в этом Бог, в Тро ице славимый и поклоняемый. Аминь.
 

Церковные Таинства

—    Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не дает человеку принимать дар Божией благодати, лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, необходимо усиленное внимание к себе, борьба с грешными помыслами и горькое сожаление о своих ошибках.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Прежде всего необходимо сказать, какие требования предъявляются к одежде православного христианина. Она должна быть чистой и аккуратной, не вызывать у окружающих неприятных эмоций или раздражения. Христос в Своей Нагорной проповеди, показывая каждому христианину примеры этического совершенства, говорит, обращаясь к тем, кто следует за Ним: "Вы — свет мира...

Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru