Проповедь на Богоявление

Великий пророк Иоанн Предтеча, названный Крестителем Господним, проповедовал: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф.3,2). Это делал он для того, чтобы приготовить путь—сердца людей—к принятию грядущего Спасителя—Иисуса Христа. И многие, раскаиваясь в своих грехах, принимали от Иоанна крещение покаяния в водах Иорданских. Иоанн Предтеча напоминал людям, что его крещение,—крещение покаяния, и говорил, что идет за ним вослед Тот, Кто больше его—Он будет крестить всех Духом Святым (Мк.1,8).

Однажды, проповедуя грешникам покаяние, Иоанн Предтеча увидел идущего на Иордан Христа Спасителя. И вот Иоанн, исповедуя Его, указывает всему народу: "Вот идет Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира" (Ин.1,29). При встрече со Спасителем Иоанн Предтеча не только обрадовался, но и смутился. Смущение его было оттого, что знал он, как великий пророк, что рано или поздно придет Искупитель мира; знал, что сам он послан крестить людей в водах Иорданских для покаяния; знал, что Христос будет крестить всех Духом Святым; того же, что Сам Христос, Невинный и Безгрешный, будет просить от него крещения во Иордане, Иоанн-про-рок, очевидно, не ожидал. От того смущение его еще более увеличивалось. Он говорит Христу: "Мне надо бы креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне" (Мф.3,14). Могу ли я, раб, крестить Владыку; могу ли я, тварь, поднять руку свою над Творцом, и в чье имя крестить Тебя буду? Во имя ли Отца? - Но Ты во Отце, и Отец в Тебе. Во имя ли Сына?—Но Ты Сам— Предвечный Сын Божий. Во имя ли Духа Святого?— Но Дух Святой в Тебе, ибо Ты един Сущий от Святой Живоначальной Троицы.

Страх и трепет уступают благоговейному послушанию. И раб крестит Владыку в водах Иорданских, потому что Господь так благоволил: "Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду" (Мф.3,15).

Что же это за правда, о которой говорит Христос Иоанну Предтече, трепетному, благоговейному пророку? Что за исполнение этой правды?—Правда эта та, о которой предвозвещал Ветхий Завет. Это та правда, которую из рода в род так терпеливо и болезненно ожидали ветхозаветные праведники. Это та правда, о которой проповедовали все пророки Божии за много столетий до Рождества Христова, подкрепляя человеческую веру в грядущего Спасителя мира. Эту правду прообразовали ветхозаветные образы, символы, жертвоприношения. Правда эта—Божественная милость, посланная в мир безграничной Божественной любовью. Эту правду пришел на землю исполнить Сын Божий. Для чего?—Для того, чтобы восстановить в человеке падший образ, чтобы дать человеку возможность вновь стать сыном Света и чадом Божиим.

Все, что Господь совершает в Своей земной жизни, совершает для того, чтобы указать нам путь, по которому следует идти, как по Богом уготованной дороге, к своей заветной пели, к своему высокому назначению. Для этого Христос и принимает во Иордане крещение. Безгрешный омывает во Иордане грехи не Свои, а наши, человеческие. И таким образом устанавливает великую тайну нашего крещения и спасения. Христос говорит: "Без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15,5). В другом месте Он говорит: "Никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14,6). И Церковь свято приняла от Него крещение. Крещение открывает нам врата, вводящие нас в семью Христову, в ограду святой Христовой Церкви. В Ветхом Завете Бог говорил Аврааму: "Поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. Вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов. И произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя. Завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих" (Быт. 17,2-7). И дал Господь Аврааму повеление обрезания, как вещественный знак завета: "Сей есть завет Мой..: да будет у вас обрезан весь мужеский пол"(Быт.17,10). Чтобы "исполнить всякую правду", Господь Сам принял в восьмой день обрезание, хотя, будучи Безгрешным, не нуждался в этом (Мф.5,17).

С нынешнего дня, с Его Божественного Крещения, вступает в силу Новый Завет между Богом и людьми. Господь дает нам победу над грехом. От человека требуется вера в Него и Его могущество. А видимый, вещественный знак нашего вступления в завет с Богом есть Крещение, установленное Самим Спасителем, крестившимся от Иоанна в водах Иорданских. Господь дает человеку все. От человека требуются вера и крещение. Христос говорил: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мк.16,16).

В нашей святой Православной Церкви распространен обычай, согласно которому мы крестим всех в основном в младенчестве. Как когда-то родители нас приносили в храм Божий, так делаем теперь и мы, продолжая дивную православную традицию. Но, как говорит Господь, для крещения требуется вера, и только тогда человек может быть крещен и спасен. Отсюда возникает вопрос: как же может крещение быть спасительным для несознательных младенцев, не имеющих ни веры, ни понятия о ней? Спасительно ли для младенцев крещение?—Да, спасительно. В Ветхом Завете обрезали восьмидневных младенцев, в Новом Завете Господь говорит в Евангелии: "Не возбраняйте детям приходить ко Мне" (Мф.19,14). Дети могут и должны приходить ко Христу по вере сознательных членов Церкви, через дверь святого Таинства Крещения. Христос исцелил больную дочь жены-хананеянки по вере матери; Христос исцелил бесноватого юношу у подножия горы Фавор по вере отца; Христос исцелил расслабленного по вере людей, принесших его к Нему; Христос воскресил дочь Иаира по слезной просьбе и вере отца. Таким образом, и при крещении младенцев Господь принимает их в Свою святую Церковь и дарует им свободу быть чадами Господними по вере родителей и восприемников. Благодаря этому мы вводим в Церковь каждого родившегося человека, чтобы он был сразу с Богом. Возникает и еще один вопрос: если Христос крестит всех Духом Святым, как о том говорил Предтеча Господень, то зачем же нам еще вещественное крещение? Не достаточно ли крещения одним Духом Святым?—Было бы достаточно, если бы мы были духи, неимеющие плоти. И потому Господь благоволил показать пример и положить Своим Крещением во Иордане начало нашему вещественному крещению. В воде Он омыл грехи человеческие, и тогда же на Него сошел Дух "в виде голубя". В крещении водою мы получаем прощение грехов и дар Духа Святого, освящающего нашу душу и тело.

Зная о том, что значит для нас крещение, необходимо помнить и о тех обещаниях, которые давали за нас перед Богом и Церковью наши родители-воспри-емники. Мы обещали умереть для греха и жить для Бога, сохраняя незапятнанной снегосветлую одежду крещения. Господь всегда верен Своему завету, и Он помогает нашей верности, если мы на Него надеемся. Для того чтобы быть всегда с Господом, существуют святая Церковь и святые Таинства, особенно Покаяние и Причащение. Церковь Господня помогает нам побеждать свои немощи и греховные наклонности, помогает возрождаться и возрастать в меру возраста Христова.

Только тому, кто помнит завет с Богом и прилагает усилия к исполнению его, Господь даст в итоге венец жизни. Аминь.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru