Проповедь на Богоявление

Великий пророк Иоанн Предтеча, названный Крестителем Господним, проповедовал: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф.3,2). Это делал он для того, чтобы приготовить путь—сердца людей—к принятию грядущего Спасителя—Иисуса Христа. И многие, раскаиваясь в своих грехах, принимали от Иоанна крещение покаяния в водах Иорданских. Иоанн Предтеча напоминал людям, что его крещение,—крещение покаяния, и говорил, что идет за ним вослед Тот, Кто больше его—Он будет крестить всех Духом Святым (Мк.1,8).

Однажды, проповедуя грешникам покаяние, Иоанн Предтеча увидел идущего на Иордан Христа Спасителя. И вот Иоанн, исповедуя Его, указывает всему народу: "Вот идет Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира" (Ин.1,29). При встрече со Спасителем Иоанн Предтеча не только обрадовался, но и смутился. Смущение его было оттого, что знал он, как великий пророк, что рано или поздно придет Искупитель мира; знал, что сам он послан крестить людей в водах Иорданских для покаяния; знал, что Христос будет крестить всех Духом Святым; того же, что Сам Христос, Невинный и Безгрешный, будет просить от него крещения во Иордане, Иоанн-про-рок, очевидно, не ожидал. От того смущение его еще более увеличивалось. Он говорит Христу: "Мне надо бы креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне" (Мф.3,14). Могу ли я, раб, крестить Владыку; могу ли я, тварь, поднять руку свою над Творцом, и в чье имя крестить Тебя буду? Во имя ли Отца? - Но Ты во Отце, и Отец в Тебе. Во имя ли Сына?—Но Ты Сам— Предвечный Сын Божий. Во имя ли Духа Святого?— Но Дух Святой в Тебе, ибо Ты един Сущий от Святой Живоначальной Троицы.

Страх и трепет уступают благоговейному послушанию. И раб крестит Владыку в водах Иорданских, потому что Господь так благоволил: "Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду" (Мф.3,15).

Что же это за правда, о которой говорит Христос Иоанну Предтече, трепетному, благоговейному пророку? Что за исполнение этой правды?—Правда эта та, о которой предвозвещал Ветхий Завет. Это та правда, которую из рода в род так терпеливо и болезненно ожидали ветхозаветные праведники. Это та правда, о которой проповедовали все пророки Божии за много столетий до Рождества Христова, подкрепляя человеческую веру в грядущего Спасителя мира. Эту правду прообразовали ветхозаветные образы, символы, жертвоприношения. Правда эта—Божественная милость, посланная в мир безграничной Божественной любовью. Эту правду пришел на землю исполнить Сын Божий. Для чего?—Для того, чтобы восстановить в человеке падший образ, чтобы дать человеку возможность вновь стать сыном Света и чадом Божиим.

Все, что Господь совершает в Своей земной жизни, совершает для того, чтобы указать нам путь, по которому следует идти, как по Богом уготованной дороге, к своей заветной пели, к своему высокому назначению. Для этого Христос и принимает во Иордане крещение. Безгрешный омывает во Иордане грехи не Свои, а наши, человеческие. И таким образом устанавливает великую тайну нашего крещения и спасения. Христос говорит: "Без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15,5). В другом месте Он говорит: "Никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14,6). И Церковь свято приняла от Него крещение. Крещение открывает нам врата, вводящие нас в семью Христову, в ограду святой Христовой Церкви. В Ветхом Завете Бог говорил Аврааму: "Поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. Вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов. И произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя. Завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих" (Быт. 17,2-7). И дал Господь Аврааму повеление обрезания, как вещественный знак завета: "Сей есть завет Мой..: да будет у вас обрезан весь мужеский пол"(Быт.17,10). Чтобы "исполнить всякую правду", Господь Сам принял в восьмой день обрезание, хотя, будучи Безгрешным, не нуждался в этом (Мф.5,17).

С нынешнего дня, с Его Божественного Крещения, вступает в силу Новый Завет между Богом и людьми. Господь дает нам победу над грехом. От человека требуется вера в Него и Его могущество. А видимый, вещественный знак нашего вступления в завет с Богом есть Крещение, установленное Самим Спасителем, крестившимся от Иоанна в водах Иорданских. Господь дает человеку все. От человека требуются вера и крещение. Христос говорил: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мк.16,16).

В нашей святой Православной Церкви распространен обычай, согласно которому мы крестим всех в основном в младенчестве. Как когда-то родители нас приносили в храм Божий, так делаем теперь и мы, продолжая дивную православную традицию. Но, как говорит Господь, для крещения требуется вера, и только тогда человек может быть крещен и спасен. Отсюда возникает вопрос: как же может крещение быть спасительным для несознательных младенцев, не имеющих ни веры, ни понятия о ней? Спасительно ли для младенцев крещение?—Да, спасительно. В Ветхом Завете обрезали восьмидневных младенцев, в Новом Завете Господь говорит в Евангелии: "Не возбраняйте детям приходить ко Мне" (Мф.19,14). Дети могут и должны приходить ко Христу по вере сознательных членов Церкви, через дверь святого Таинства Крещения. Христос исцелил больную дочь жены-хананеянки по вере матери; Христос исцелил бесноватого юношу у подножия горы Фавор по вере отца; Христос исцелил расслабленного по вере людей, принесших его к Нему; Христос воскресил дочь Иаира по слезной просьбе и вере отца. Таким образом, и при крещении младенцев Господь принимает их в Свою святую Церковь и дарует им свободу быть чадами Господними по вере родителей и восприемников. Благодаря этому мы вводим в Церковь каждого родившегося человека, чтобы он был сразу с Богом. Возникает и еще один вопрос: если Христос крестит всех Духом Святым, как о том говорил Предтеча Господень, то зачем же нам еще вещественное крещение? Не достаточно ли крещения одним Духом Святым?—Было бы достаточно, если бы мы были духи, неимеющие плоти. И потому Господь благоволил показать пример и положить Своим Крещением во Иордане начало нашему вещественному крещению. В воде Он омыл грехи человеческие, и тогда же на Него сошел Дух "в виде голубя". В крещении водою мы получаем прощение грехов и дар Духа Святого, освящающего нашу душу и тело.

Зная о том, что значит для нас крещение, необходимо помнить и о тех обещаниях, которые давали за нас перед Богом и Церковью наши родители-воспри-емники. Мы обещали умереть для греха и жить для Бога, сохраняя незапятнанной снегосветлую одежду крещения. Господь всегда верен Своему завету, и Он помогает нашей верности, если мы на Него надеемся. Для того чтобы быть всегда с Господом, существуют святая Церковь и святые Таинства, особенно Покаяние и Причащение. Церковь Господня помогает нам побеждать свои немощи и греховные наклонности, помогает возрождаться и возрастать в меру возраста Христова.

Только тому, кто помнит завет с Богом и прилагает усилия к исполнению его, Господь даст в итоге венец жизни. Аминь.
 

Церковные Таинства

—    Само по себе имя (как набор звуков или букв) никоим образом не может влиять на судьбу человека. Наша судьба зависит исключительно от того, какую жизнь мы ведем. Также можно вспомнить народную мудрость: "Не имя красит человека, а человек имя".
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в том, чтобы обеспечить людям земное благосостояние и мирное сосуществование. Однако, как правило, государство осознает, что земное благополучие невозможно без соблюдения определенных нравственных норм — тех, которые необходимы и для вечного спасения человека.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru