Проповедь на Богоявление

Верующие люди исповедуют Господа Иисуса Христа Сыном Божиим, своим Спасителем и Искупителем.

Сын Божий пришел в мир по неизреченной Божественной любви, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3,16). Пришел Сын Божий в мир для того, чтобы победить грех как зло, имеющее пагубные последствия, из которых самое тяжкое—смерть. Сын Божий, вечно рождающийся от Отца, пришел в мир умираний духовных и физических. С момента Его пришествия в мир над вифлеемской пещерой повисло знамя смерти; смерти, которая тогда не коснулась Его, но коснулась вифлеемских младенцев—первых в истории Церкви мучеников за Христа. С тех пор смерть шествовала параллельно со своим Победителем, преследовала Его, предчувствуя, что Он, пришедший победить грех, победит ее жало.

Ныне в Иорданских водах Христос берет на Себя грехи всего человечества, от Иордана Он несет эту ношу через все дни Своего земного служения. На этом пути Христу предстояло не только пролить Свою кровь, чтобы исполнить миссию Искупителя, но и вкусить ту же смерть, которой Он должен был положить конец. Хотя на земле, конечно, не прекратились и не прекратятся умирания, но нет уже на земле смерти. Умирание после искупительного подвига и победоносного Воскресения Христова—не смерть больше, а успение, упокоение, сон до времени, до того благодатного момента, когда Господь не только душу бессмертную, но и тело, отданное земле (ибо от земли взято), воскресит для нового, вечного бытия. 

Сегодняшнему празднику святая Церковь усвояет три наименования: Крещения, Богоявления и Просвещения.

Христос, будучи безгрешным, ради грехов человеческих принимает крещение в водах Иорданских, чтобы таким образом положить начало крещению каждого человека во имя Пресвятой Троицы для отпущения грехов и соединения с Богом.

Само событие Крещения дает объяснение другому наименованию праздника—Богоявление: Отец Небесный говорит о Крещаемом как о Сыне Божием, Сын Божий крестится в водах Иорданских, Дух Святой сходит на Крещаемого в виде голубя. Таким образом, открывая Себя, является миру Живоначальная Троица—Отец, Сын и Дух Святой: Отец, сотворивший нас; Сын Божий, искупивший нас; и Дух Святой, всегда освящающий нас и животворящий. Открылось миру Богоявление.

Что же, до этого времени Бог, может быть, вообще не являлся никогда людям и люди ничего не знали о Нем? Нет, с самого момента творения человек знал о своем Творце и Боге. Как до, так и после грехопадения человека Бог проявлял Себя в истории человечества, открывал Себя словами, образами, символами, являлся в различных видах, через стихии окружающего мира и т.д. Бог открыл Себя в беседе с Моисеем: "Я есмь Ягве, Сущий" (Исх.3,14). Моисей понимает, что одно это слово отличает Бога от Его созданий, от всего преходящего. Но Он—Ягве, всегда Сущий, всегда присутствующий. Это слово Моисей услышал из купины—куста, горящего и несгорающе-го. Бог живет во свете неприступном. Он одновременно присутствует везде и всюду полностью, безраздельно. Он выше всего, но одновременно Он ближе самых близких нам людей. Он соединен с нами крепче, чем наша душа соединена с нашим телом.

Бог являлся человеку, и мы знаем, что были в истории библейского народа истинные Его поклонники и проповедники: Праведный Ной со своим семейством; Авраам, его сын Исаак, его внук Иаков, именуемые патриархами; они беседовали с Богом, общались с Ним и благовествовали людям о Его явлениях. После патриархов были вожди иудейского избранного народа—Моисей, Иисус Навин, которые общались с Богом и свидетельствовали о Богоявлении; затем были судьи израильские—Самуил, Гедеон и другие. Пророки и Божии люди напоминали человечеству о Боге, о покаянии и о грядущем спасении.

Святой апостол Павел свидетельствует: "Многократно и многообразно Бог через пророков говорил людям..." (Евр.1,1). Человек отходил от Бога, а Господь искал всегда человека, как ищет отец заблудшего сына, ожидая и веря в то, что он, образумившись, вернется в отчий дом (Лк. 15,11-32). По исполнении времен благоволил Сын Божий прийти в мир, чтобы остановить трагедию греха и дать человеку свет истинного разума.

В нынешний день открывается миру Святая Троица, ныне "Троическое явися поклонение", вот почему праздник именуется Богоявлением.

Кроме Крещения и Богоявления святая Церковь нынешний праздник именует Просвещением. Благодаря Крещению мы просвещены Троическим светом, которым постигаем непостижимого Бога, познаем горний мир и дольний, познаем, что есть воля Божия о нас, людях, промыслительная и благая. Мы счастливы, что нам даровано нашим Спасителем это Богопросвещение, постоянно продолжающееся. Оно явилось не только 2000 лет назад на Иордане; оно живет в каждом дне и часе, в каждом празднике, в Церкви Христовой, в святых Таинствах; живет и проявляется таинственно и явственно, непостижимо и постижимо, просвещает нас и освящает.

Наша жизнь священнотаинственно "светлеется Троическим единством". Просвещение разумом Божества способствует нашему возрастанию "в меру возраста Христова" (Еф.4,13), нашему соработничес-тву Христу во всяком добре и благочестии. Христос искупил нас от грехов, и мы вновь стали Его чадами, чадами света и праведности. Совершающие праздник должны не только проникнуться глубиной и важностью евангельского события, но и стать участниками его, стать носителями полноты божественной благодати, явленной ныне миру, причастниками благодатных средств, которые Господь принес на землю для нашего просвещения и спасения.

Просвещением именуется нынешний день еще и потому, что последователи Христа в первые века христианства, просветившись истинами Христовыми, в нынешний день принимали таинство Крещения, через которое все мы входим в ограду Церкви и в общую семью детей Божиих. Пусть это напоминает нам о том, что в таинстве Крещения каждый из нас оде-ян в снегосветлую одежду божественной правды, чистоты и святости. Пусть эта чистота и эта святость сохраняются в нас по возможности незапятнанными, во имя Господне.

Господь наш Иисус Христос, открывший ныне таинство Своего искупительного подвига, победы над грехом и смертью, даровавший нам освящение через водное естество, через таинство Крещения, будет всегда со всеми нами! Аминь.
 

Церковные Таинства

—    Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не дает человеку принимать дар Божией благодати, лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, необходимо усиленное внимание к себе, борьба с грешными помыслами и горькое сожаление о своих ошибках.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— День Ангела — это день памяти святого, в честь которого человеку дается имя при Крещении. В этом случае Ангелом называется не Ангел Хранитель человека, который тоже есть у каждого, а одноименный нам святой, который становится нашим покровителем и примером жизни во Христе.
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Октябрь 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
181921222324
25262728293031

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru