Проповедь на Богоявление

"Явился еси днесь вселенней..."—так воспевает святая Церковь своего Спасителя и Господа, называя нынешний праздник Крещением, Богоявлением и Просвещением. Крещением—ибо безгрешный Спаситель принимает ныне крещение от Иоанна в водах Иорданских. Богоявлением—ибо сам Христос являет Себя миру во всей Богочеловеческой сущности. Слышен был о Нем свидетельствующий с неба глас Бога Отца, сошел на Него, Крещаемого, Дух Святой в виде голубя. Просвещением именуется праздник потому, что в явлении миру Христа Спасителя воссиял разум божественного ведения всей Святой Троицы, просвещаясь которым, люди во все времена вступают через таинство Крещения в единение с Церковью, мистическим телом Христовым, с Богом.

Ныне Христос является миру для Своего земного общественного служения. В тридцать лет Спаситель принимает крещение. Тридцать лет, по иудейским обычаям и законам, давали право и возможность человеку выступать со своим учением, учительствовать. До этого времени Христос жил в Назарете, "возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости..." (Лк.2,40), преуспевал в любви у Бога и человеков (Лк.2,52). И Матерь Его сохраняла все в сердце Своем (Лк.2,51). Три с половиной года—вот небольшой период времени, в который Господь наш Иисус Христос совершил Свое земное служение. Но этот период явил миру Новый Завет, новую эру. Христос явил миру Свою божественную силу, власть и могущество, а также Свое смирение, божественное уничижение, страдание, совершил дело нашего спасения.

Он был Первосвященником, Царем и Пророком. Его служение называется первосвященническим, царским и пророческим. В Ветхом Завете за людские грехи первосвященники приносили в жертву Богу за-калаемых животных. И приносящие и приносимое являли собою символ и были прообразом новозаветной Жертвы. Без образов и символов, как Верховный Божественный Первосвященник, Христос принес Себя—Жертву живожертвенную за все человечество, сделавшись вечным нашим Ходатаем (1 Ин.2,1; Евр.8,6; 9,15; 12,24). Он остается навсегда Первосвященником, Он есть приносящий и приносимый, принимающий и раздаваемый, всегда ядомый и никогда не иждиваемый, разделяемый и не разделенный, но вечно спасающий приходящих к Нему. Кро-вию Своею Он купил нам свободу, кровию Он обновил все ветхое человечество. Его искупительная жертва распространяется на всех, она вводит нас в общение и единение с Богом—такое единение, которое не может сравниться ни с каким общением и единением между земнородными.

Христос явил в Своем служении царское величие. Прежде всего оно заключается в Его божественной силе и власти. Он исцеляет больных, изгоняет бесов, очищает прокаженных, дает зрение слепым, восставляет хромых и, наконец, воскрешает мертвых. Ему, как Царю, Его царственной власти надлежало победить смерть—и Своим Воскресением Христос явил эту победу, открыв врата рая всем верующим в Него. Царским и победоносным было Его сошествие во ад и освобождение всех там томящихся. Его царское служение продолжается. Только Он имеет власть, как Царь и Бог, прощать грехи, утешать, исцелять, приводить в разум истины, спасать и даровать жизнь вечную. Он основал на земле Церковь и является ее Главой. Мы именуем Его Пастыреначальником, изображаем Его в архиерейском достоинстве, восседающим на царском троне. Благодатию Святого Духа Он поставляет епископов, священников и диаконов, Он сохраняет полноту Церкви, созидает тело церковное для блага и спасения людей.

Служение Христа Спасителя именуется пророческим. На Нем исполнились все ветхозаветные пророчества: предсказания о времени и месте Его рождения, о Его служении, о страданиях, смерти, Воскресении и Вознесении. Пророческим Его служение называется и потому, что Он Сам, великий и божественный Пророк, Он Сам предсказал о Себе, о Своем крестном подвиге и Воскресении, о судьбах основанной Им Церкви, о судьбах мира, о Царстве Небесном, которому не будет конца. Он приоткрыл нам завесу тайны Своего Второго и страшного пришествия и указал на некоторые признаки, предшествующие ему. Скольких бы грехов и падений мы могли избежать, если бы помнили о последнем дне своем и о Втором Христовом пришествии?!

Христос Спаситель призывает всех людей к служению Богу и людям. Каждый человек несет, по примеру Христа, свой земной крест. Мы не можем достигнуть вершины совершенства, которым в высшей мере и степени обладал наш Спаситель. Но мы призваны к совершенству: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф.5,48). Наше служение на земле есть для нас не только подвиг—крест, но и возможность для совершенствования и достижения вечного блаженства в Боге. Христос не требует от нас ни мученической крови, ни сверхподвигов, которые принесли Ему многие святые угодники. Требуется вера в Бога, жизнь по вере, любовь к Богу и к людям. Если это будет у нас, мы пойдем только по тому пути, который указан, пройден и освящен Им, и мы достигнем того, чего хочет от нас Господь. Имея все средства и возможности, а также постоянную благодатную помощь Божию, только тот, кто сознательно и принципиально не хочет спасения, может остаться вне брачного чертога Небесного Жениха.

Воспевая благодатное явление Христа миру, через которое "знаменася на нас свет" Его, проникнемся чувством благодарности, благоговейного трепета и христианской радости о Боге Спасителе нашем, будем славить Его: "Явлейся, Христе Боже, и мир прос-вещей, слава Тебе"! Аминь.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru