Как причаститься достойно?

— Чтобы приступить к Таинству Причащения, нужно понимать величие святыни, к которой приступаешь, чувствовать свое недостоинство и искренне покаяться в грехах. Как говорит апостол Павел: "Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем" (1 Кор. 11, 27-29).

Таким образом, накануне Причастия нужно обязательно исповедаться.

Чтобы причастие было спасительным, нужно стремиться быть подобным Господу, принимая участие в Его подвиге. Нужно умирать со Христом, чтобы с Ним воскреснуть. Это означает, что нужно, прежде всего, умереть для греховной жизни, для своей самости и эгоизма, и вместе с тем всем сердцем переживать искупительный подвиг Христа, постоянно выполнять Его заповеди о любви к Богу и ближнему. Апостол Павел пишет: "Умоляю вас, братия, милосердием Божи-им, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего" (Рим. 12, 1). Подобно Таинству Крещения, Евхаристия есть Таинство смерти и возрождения.

Слово "евхаристия" переводится с греческого как "благодарность". До истинной благодарности может подняться лишь благородное, очищенное от греха сердце, так как, по словам Господним, только "чистые сердцем... Бога узрят" (Мф. 5, 8). Евхаристия и ведет человека к очищению для духовного созерцания славы Божией, которая открылась людям прежде всего в Боговоплощении и в жертвенном служении Богочеловеку.

После установления Таинства Причащения, по заповеди Божией "сие творите в Мое воспоминание" (Лк. 22, 19), апостолы и их последователи продолжали совершать Евхаристию. Они передали ее следующим поколениям христиан как память о Господе, как мистическое сопричастие Тайной Вечере, на которой было установлено это Таинство, как причастие страданию, смерти и Воскресению Господа.

Вся сущность бытия Церкви — евхаристическая. Сам Господь сказал: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин. 6, 56). От нашего участия в евхаристической жизни Церкви зависит и наше спасение. Если мы постоянно причащаемся, мы находимся с Богом, и Бог находится в нас. Определить периодичность Причастия однозначно достаточно сложно, потому что пребывание с Богом, так сказать, показатель не количественный, а качественный. Насколько долго после Причастия тот или иной человек сохраняет ощущение Божия присутствия, насколько горячо он желает нового непосредственного общения с Богом, — определить может лишь он. Но, ссылаясь на склонность нашей природы ко греху, стоит сказать, что постоянная евхаристическая жизнь — это потребность и необходимость. Поэтому святые отцы Церкви призывают нас приступать к Причастию как можно чаще.

Относительно того минимума, который нужен человеку для того, чтобы жить настоящей христианской жизнью, то условно можно сказать, что причащаться желательно во все многодневные посты, в день своего рождения, день памяти святого, имя которого мы носим, и в дни великих и двунадесятых праздников.
 

Церковные Таинства

— Примириться с теми, кого мы оскорбили, или с теми, кто навредил нам, нас обязывает Священное Писание, и в первую очередь молитва Господня.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru