Что является критерием для канонизации святых в Православной Церкви?
— По учению Церкви, угодники Божии, составляя лик святых, молятся пред Богом о живых собратиях своих по вере, которые воздают им молитвенное чествование.
Канонизация всегда рассматривалась церковным сознанием как факт проявления в Церкви святости Божией, действующей через подвижника благочестия. Поэтому во все времена основным условием прославления святых было проявление подлинной освященности благодатию Божией и святости праведника.
В XVII в., по свидетельству Иерусалимского патриарха Нектария, участвовавшего в Поместных Соборах на Руси, признаком истинной святости в человеке признавалось соответствие трем основным критериям. Это, во-первых, безукоризненное исповедание Православия. Во-вторых, совершение всех добродетелей, за которым следует твердое стояние в вере даже до крови. И, в-третьих, проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.
В более широком понимании свидетельства святости могут быть следующие.
* Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Евангелия. На основании такой веры прославлялись праотцы, пророки и апостолы.
* Мученическая смерть или истязание за веру Христову. Так с древнейших времен прославлялись в Церкви мученики и исповедники.
* Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам ко Господу. Так прославлены многие преподобные и юродивые.
* Высокое первосвятительское или святительское служение на благо Церкви Христовой. По такому критерию оценки святости прославляются все святители.
* Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим. Так канонизированы в большинстве своем цари, князья и равноапостольные.
* Добродетельная, праведная и святая жизнь, не всегда засвидетельствованная чудотворениями. Так прославлялись благоверные князья и некоторые преподобные.
Нередко свидетельством святости праведника было широкое почитание его народом. В основе этого всегда лежит сверхъестественная помощь усопшего подвижника страждущим. При отсутствии записей о таких чудесах Церковь могла канонизировать святого на основании его народного почитания.
← Что можно посоветовать человеку, который верит в "какую-то высшую силу", но не отождествляет ее с Пресвятой Троицей? | Кого Церковь причисляет к лику святых? → |
---|
Церковные Таинства
— Это — проявление маловерия в благую силу Бога. Веками осуществляется чудо: тысячи людей в разных храмах, даже во время страшных эпидемий, причащаются из одной Чаши, и Господь охраняет их. После Причастия нескольких сотен людей, когда заканчивается литургия, диакон или священник, не имея даже и тени мысли о том, что из одной Чаши причащались многие люди, с благоговением употребляют оставшиеся Святые Дары. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в том, чтобы обеспечить людям земное благосостояние и мирное сосуществование. Однако, как правило, государство осознает, что земное благополучие невозможно без соблюдения определенных нравственных норм — тех, которые необходимы и для вечного спасения человека. |
Подробнее ... |