Что является критерием для канонизации святых в Православной Церкви?

— По учению Церкви, угодники Божии, составляя лик святых, молятся пред Богом о живых собратиях своих по вере, которые воздают им молитвенное чествование.

Канонизация всегда рассматривалась церковным сознанием как факт проявления в Церкви святости Божией, действующей через подвижника благочестия. Поэтому во все времена основным условием прославления святых было проявление подлинной освященности благодатию Божией и святости праведника.

В XVII в., по свидетельству Иерусалимского патриарха Нектария, участвовавшего в Поместных Соборах на Руси, признаком истинной святости в человеке признавалось соответствие трем основным критериям. Это, во-первых, безукоризненное исповедание Православия. Во-вторых, совершение всех добродетелей, за которым следует твердое стояние в вере даже до крови. И, в-третьих, проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.

В более широком понимании свидетельства святости могут быть следующие.

*    Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Евангелия. На основании такой веры прославлялись праотцы, пророки и апостолы.

*    Мученическая смерть или истязание за веру Христову. Так с древнейших времен прославлялись в Церкви мученики и исповедники.

*    Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам ко Господу. Так прославлены многие преподобные и юродивые.

*    Высокое первосвятительское или святительское служение на благо Церкви Христовой. По такому критерию оценки святости прославляются все святители.

*    Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим. Так канонизированы в большинстве своем цари, князья и равноапостольные.

*    Добродетельная, праведная и святая жизнь, не всегда засвидетельствованная чудотворениями. Так прославлялись благоверные князья и некоторые преподобные.

Нередко свидетельством святости праведника было широкое почитание его народом. В основе этого всегда лежит сверхъестественная помощь усопшего подвижника страждущим. При отсутствии записей о таких чудесах Церковь могла канонизировать святого на основании его народного почитания.

 

Церковные Таинства

—    Само по себе имя (как набор звуков или букв) никоим образом не может влиять на судьбу человека. Наша судьба зависит исключительно от того, какую жизнь мы ведем. Также можно вспомнить народную мудрость: "Не имя красит человека, а человек имя".
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Миссия Церкви заключается не в том, чтобы вести какую-либо партию или политика к власти, а в том, чтобы вести человека к Богу. Церковь, в силу своей природы, не может заниматься политической агитацией, ведь ее чада могут оказаться по разные стороны политических баррикад.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru