Что является критерием для канонизации святых в Православной Церкви?

— По учению Церкви, угодники Божии, составляя лик святых, молятся пред Богом о живых собратиях своих по вере, которые воздают им молитвенное чествование.

Канонизация всегда рассматривалась церковным сознанием как факт проявления в Церкви святости Божией, действующей через подвижника благочестия. Поэтому во все времена основным условием прославления святых было проявление подлинной освященности благодатию Божией и святости праведника.

В XVII в., по свидетельству Иерусалимского патриарха Нектария, участвовавшего в Поместных Соборах на Руси, признаком истинной святости в человеке признавалось соответствие трем основным критериям. Это, во-первых, безукоризненное исповедание Православия. Во-вторых, совершение всех добродетелей, за которым следует твердое стояние в вере даже до крови. И, в-третьих, проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.

В более широком понимании свидетельства святости могут быть следующие.

*    Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Евангелия. На основании такой веры прославлялись праотцы, пророки и апостолы.

*    Мученическая смерть или истязание за веру Христову. Так с древнейших времен прославлялись в Церкви мученики и исповедники.

*    Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам ко Господу. Так прославлены многие преподобные и юродивые.

*    Высокое первосвятительское или святительское служение на благо Церкви Христовой. По такому критерию оценки святости прославляются все святители.

*    Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим. Так канонизированы в большинстве своем цари, князья и равноапостольные.

*    Добродетельная, праведная и святая жизнь, не всегда засвидетельствованная чудотворениями. Так прославлялись благоверные князья и некоторые преподобные.

Нередко свидетельством святости праведника было широкое почитание его народом. В основе этого всегда лежит сверхъестественная помощь усопшего подвижника страждущим. При отсутствии записей о таких чудесах Церковь могла канонизировать святого на основании его народного почитания.

 

Церковные Таинства

—    Соборование, или Таинство Елеосвящения, является одним из семи Таинств Православной Церкви. Оно установлено в соответствии с библейскими словами апостола Иакова, который в своем послании говорит: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5, 14—15).

Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Церковь находится в правовом поле государства. И иерархи, и простые верующие являются не только членами Церкви, но и гражданами нашей страны. Верующие граждане выполняют законы государства не за страх, а за совесть, поскольку сам Господь повелевал отдавать "кесарево кесарю, а Божие Богу".
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru