Проповедь на Новый год

Создатель всей твари, времена и лета в Своей власти положивший, сподобил нас, братья и сестры, благополучно завершить уходящий год. Как и подобает верующим людям, мы собрались в храме Божи-ем, чтобы с молитвой благодарения проститься с уходящим годом и испросить Божьего благословения на наступающий год.

Молитвы наши состоят всегда из славословия, благодарения и прошения. Каждый из нас знает, что мы редко славословим, меньше всего любим благодарить и чаще всего просим, а иногда и требуем. Свидетельство тому—евангельская притча о десяти прокаженных, получивших от Бога исцеление и не пришедших Его поблагодарить. Только один пришел, пал к ногам и воздал Ему благодарение за милость избавления от болезни (Лк.17,12-19). Люди не любят благодарить и не помнят благодарности. Стоя на рубеже одного, уходящего, и другого—наступающего—года, верующий человек обязан прежде всего вознести благодарность Тому, Кого святой псалмопевец Давид называет Долготерпеливым и Многомилостивым (Пс. 102,8), Тому, Кто, действительно, Своей любовью и милостью содержит всю вселенную и управляет путями каждого человека. Псалмопевец Давид научает нас взывать к своей душе: "Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его" (Пс. 102,2).

За что же нужно благодарить Бога всю свою жизнь и особенно в такие ответственные и священные моменты? Благодарить за все и, прежде всего, за то, что Он есть и что мы существуем; за то, что Он утешает нас Своим Божественным словом; за то, что спасает нас молитвами Церкви и церковными Таинствами; за то, что Своей любовью исцеляет наши душевные и телесные болезни; за то, что хранит нас в путешествиях; за то, что благословляет успехами наши труды; за то, что дает нам радость общаться с людьми и окружающим миром; за то, что мы имеем возможность вкусить радость духовную и познать благость Господню; за то, что ежегодно наслаждаемся радостью церковных богослужений, спасительных праздников. Вспомнив обо всем этом, святая Церковь ныне от лица всех своих верующих чад взывает: "Воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего" (Пс.12,6).

Время бежит неумолимо и уходит в вечность. Еще в Ветхом Завете Екклесиаст сокрушался, что вечность стирает письмена нашей жизни и не остается памяти о прошедшем, как не останется ее и о будущем для тех, кто будет потом (Еккл.1,11). Плакал древний мудрец, что все в жизни так быстро течет и изменяется. И действительно, каждый день, как и каждый год, для человека может быть последним. Перед этой текучестью времени трепещет наше тварное существо, но дух наш, наше христианское настроение не дают нам права отчаиваться и впадать в уныние, ибо все, что хотя бы мгновенно существовало в этой жизни, не исчезает совсем, а только уходит в вечность. И пишется, и пишется дальше книга всего человечества и каждого человека; книга, которая сохраняется в Божественной вечности и по которой истина Божественного правосудия будет судить или оправдывать нас.

Христианин имеет беспредельную надежду, надежду дерзновенную и оправданную нашей верой в Божественное Провидение, в Божественный Промысл, в Божественное Откровение. И хотя мы являемся рабами времени—время господствует над нами, мы не должны забывать, что само время подвластно Богу и именно во времени Господь совершает Свои дивные дела, творит Свои правые суды и вершит Свои про-мыслительные действия. И поэтому, обращаясь сегодня к Нему, Создателю всей твари, в Своей власти содержащему времена и лета, мы должны не ослабевать в надежде, что есть жизнь бесконечная, что есть вечность, как есть и вечнопребывающий Начальник нашей жизни, смерти и воскресения.

Вместе с благодарностью Богу и надеждой на Него мы должны помнить, что, поздравляя друг друга с Новым годом, с новым счастьем, нам надлежит самим обновляться. Это требование нашей христианской жизни и нашего богоподобного назначения. Давно уже пора стать нам "новой тварью" во Христе, к чему призывает постоянно апостол Павел (2 Кор.5,17; Гал.6,15). Только обновляющийся сам может с благодарностью и глубоким пониманием принять новое время, новое, Богом благословенное и посылаемое нам подлинное счастье.

Святая Библия, упоминая об одном из великих ветхозаветных праведников Енохе, говорит, что он всегда "ходил пред Господом" (Быт.5,22,24). В этом основа нашего обновления, о которой так важно помнить в связи с наступлением новых лет и времен нашей жизни. Это задача, это программа, это главная цель—ходить всегда пред Господом. Ходить так, чтобы ум, желания, движения нашего сердца и наши поступки всегда совершались с глубоким сознанием, что куда бы мы ни упрятались в своих делах и греховных привычках, везде мы находимся, как на ладони, пред очами Всезнающего и Всевидящего Отца Небесного. Ходить пред Господом—это значит обновляться всегда и постоянно. Ходить пред Господом—это значит не только приобретать, но и умножать в себе все христианские добродетели, жить в них и с ними. Ходить пред Господом—это значит из злого становиться добрым, из жестокого—милосердным, из греховного—праведным, из плохого—добрым человеком, верным сыном Церкви.

Вступая ныне в новое лето благости Господней, сосредоточим свои умы и сердца, братья и сестры, в предстоящей молитве, воздадим благодарение Господу за все бывшие на нас Его великие благодеяния, попросим, чтобы Он пробавил Свою милость над нами и в наступающем лете и, самое главное, чтобы вступающим в это новое лето Его благости Он помог становиться новой тварью во Христе Иисусе. Аминь.

 

Церковные Таинства

—    Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не дает человеку принимать дар Божией благодати, лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, необходимо усиленное внимание к себе, борьба с грешными помыслами и горькое сожаление о своих ошибках.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Нередко болезни тела являются следствиями болезней души. Одновременно болезнь может быть испытанием, которое человеку необходимо преодолеть, чтобы стать духовно более крепким и приблизиться к Богу. Поэтому во время болезни нужно обязательно обратить внимание на духовную жизнь. Уместным будет усилить молитву, исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru