Что такое, по учению Православной Церкви, Царствие Небесное, о котором говорит в Евангелии Иисус Христос?

— Вопрос о Царствии Небесном как конечной цели жизни, безусловно, важен для каждого верующего человека. Согласно учению Православной Церкви, Царствие Небесное — это святое общество Ангелов и людей, соединенных между собой в духе любви и преданности Богу и Господу Иисусу Христу.

Для более точного понимания можно провести аналогию с земными государствами. И в Царствии Небесном есть Правитель — это Царь царствующих и Господь господствующих, Спаситель Иисус Христос. И там, как здесь, на земле, есть Его подданные — члены Царствия: Святые Небесные Силы бесплотные и все благочестивые души человеческие, свято исполняющие волю Спасителя, изложенную в Евангелии.

В Царствии Небесном, как и в земных государствах, обязательным является повиновение закону, но Закону Божию, закону Христову. Горделивый дух и непокорная грешная душа, как мертвый орган, судом Божиим отсекается от нескверного тела Царствия Бо-жия и ниспадает в царство тьмы.

Но, имея много сходства с земными человеческими сообществами, Царствие Небесное совсем не похоже на них и даже им противоположно. "Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим. 14, 17), — говорил апостол Павел.

О каком мире идет речь? Наши земные государства стремятся к миру, но заключается он в отсутствии внешних войн и конфликтов. Это не тот мир, который, происходя от Бога, водворяет в душе каждого верующего совершенную тишину и блаженство.

А радость? Есть она и в нашей земной жизни, но большей частью чувственная, приходящая, а не радость во Святом Духе, которая постоянно воодушевляет живущих в Царствии Небесном.

Если главная цель земных государств — благосостояние их граждан, тихая и спокойная жизнь, то, основываясь на духовных законах, главными критериями жизни в Царствии Небесном являются правда, добродетель, благочестие. "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его" (Мф. 6, 33), — говорит Спаситель.

В проповеди Господа Иисуса Христа Царствие Бо-жие представляется как бы вновь возникающим. Конечно, оно было и до воплощения Спасителя на земле. Но оно было сокровенно. На землю падали свыше только некоторые лучи, во свете которых соделали свое спасение лишь немногие богобоязненные праведники Ветхого Завета.

С явлением Спасителя на земле и Царствие Божие низошло к нам. Небо соединилось с землей, и земля вновь стала жилищем Божиим, а человек вновь стал предметом особенной любви Божией.

В свете воплощения Сына Божия можно сказать, что Царствие Небесное не ограничено каким-либо определенным местом. Оно и на Небе, ибо там пребывает Бог и Ангелы, служащие Ему. Оно и на земле, ибо и здесь Бог и Сын Божий, Спаситель наш Господь Иисус Христос, Пребывающий в Святых Тайнах, и Дух Святой, и Ангелы, и верующие христиане, в духе святой веры живущие для Бога, подобно жителям Неба. Оно и в Святой Православной Церкви нашей, ибо Глава ее есть Сам Господь, Который пребывает в ней и хранит до скончания века, разливая обильно благодать Свою, спасительную и освящающую каждую душу человеческую. Оно и в святых храмах, где постоянно совершается то, что было единожды совершено Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом пред лицом Неба и земли ради спасения человечества. Здесь приносится бескровная Жертва за спасение всех, и верующие, соединяясь в едином духе веры и любви, отложив все земные житейские попечения и мысли, воспаряют умом и сердцем к Отцу Небесному.

Наконец, Царствие Небесное может находиться еще ближе к человеку — внутри каждого, ибо сердце есть храм Святого Духа, Который освящает человека и преисполняет всеми божественными Дарами, ведущими верующего к блаженной вечности, давая ощутить ее еще здесь, на земле.

Как стяжать Царствие Божие, войти в него? Спаситель указывает единственный путь к этому — покаяние: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 4,17). Грехом человек отпадает от Бога и, как все скверное и нечистое, не может наследовать Царствие Божие. Следовательно, покаянием в грехе восстанавливается эта связь. Как пишут святые отцы, слезы покаяния — суть благодатный дождь, который омывает всякую нечистоту душевную и соделывает нас способными ко всякому нравственному совершенству.

 

Церковные Таинства

—    Обычай называть ребенка двойным именем имеет место лишь у западных христиан: католиков и протестантов. Современная православная традиция не предусматривает предоставления ребенку двойного имени.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Апостол Павел, который не был женат, в Первом послании к Коринфянам говорит: "Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так... Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит" (1 Кор. 7, 25-26, 28).
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru