Святые отцы говорят, что Бог еще до нашего рождения знает нашу участь. Получается, что наше спасение зависит не от нас? Как же нам тогда нужно жить?
— Бог, как обладающий всеведением, знает участь каждого человека. Но из этого не следует вывод о предопределении еще до рождения участи человека к вечному осуждению или спасению. Человек, как образ и подобие Божие, обладает свободой. Об этом ясно свидетельствует Священное Писание.
На первых страницах Библии, в книге Бытие, описывается призыв Господа к Каину, в котором подчеркивается именно его личный выбор: "Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним" (Быт. 4, 7).
О том, что спасение всецело зависит от свободной воли человека, Сам Господь говорит еще в Ветхом Завете, после дарования Закона израильскому народу: "Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. [Если будешь слушать заповеди Господа Бога твоего,]... любить Господа Бога твоего, ходить по [всем] путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой... Если же отвратится сердце твое,... то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете" (Втор. 30, 15-18). И далее Господь, по милосердию Своему, прямо указывает путь, однако не в повелительной форме, а в форме совета, учитывающего личную свободу: "Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое" (Втор. 30, 19).
В Новом Завете на прямой вопрос богатого юноши: "Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?" (Мф. 19, 16), Спаситель ответил: "Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди" (Мф. 19, 17).
Из приведенных примеров видно, что предопределение носит не безусловный, а условный характер. Участь человека зависит от его поступков. Господь дает заповеди, и от их исполнения, как необходимого условия, зависит спасение.
Церковные Таинства
— Традиционно епитимию, то есть духовное послушание после Покаяния для преодоления греха, на человека налагает священник. Он видит, какая именно должна быть епитимия. Если человек духовно зрелый, он получает одно послушание, если начинающий в вере — другое. |
Подробнее ... |
Вопросы и ответы
— Православная Церковь с особым вниманием относится к жизни человека — бесценному дару Божию. Согласно церковным канонам, даже неумышленное убийство человека требует особенной епитимии, то есть церковновоспитательных средств, которые должны утвердить в человеке покаянное чувство. |
Подробнее ... |