Проповедь на Новый год

Мы собрались в святом храме, чтобы вознести молитву нашему Владыке и Господу, благодарить Его за прошедшее и просить Его богатых милостей на будущее.

Уходит навсегда еще один год, уходит в вечность, и, как вестник вечности, приходит к нам новый год.

Если смотреть с внешней стороны, то как день не отличается от дня, так и год как будто бы не должен отличаться от другого года. Как каждый день имеет свое начало и свой конец, так и каждый год имеет свое начало и свой конец. Пророк Давид в одном из псалмов выразил следующую мысль: "День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание"(Пс.18,3). Поэтому уходящее от нас время служит поводом к тому, чтобы мы благодарили Бога и извлекали из прошедшего назидательный урок для будущего. С упованием и твердой христианской надеждой мы смотрим в лицо наступающему времени, ибо все, что Господь положил и чем оградил пределы нашей жизни, есть для нас, верующих людей, глубина мудрости и человеколюбия Божия.

Мы благодарим Господа за все Его благодеяния, бывшие с нами в прошедшем лете Его благости: и за радости и за скорби, и за испытания и за укрепления. Благодарим с надеждой на будущую милость и знаем, что если, может быть, и не каждый день в прошлом был для нас счастливым, зато каждый день был Богом благословенным. Благодарим Его и за испытания, за горести и скорби, без которых жизнь невозможна, как невозможна бывает пища без соли. Ведь многие святые и праведные люди подвергались ради спасения многим испытаниям. Разве праведный Авраам не подвергался испытанию, когда должен был принести в жертву своего сына? Разве Иосиф, названный Прекрасным, не подвергался испытаниям, когда родными братьями был продан в египетское рабство? Разве не испытывалась чистота и невинность ветхозаветной Сусанны, оклеветанной двумя беззаконными старцами? Многие праведники как Ветхого, так и Нового Завета подвергались испытанию, чтобы утвердиться в вере и любви, чтобы стать непоколебимыми проповедниками добра, чистоты и совершенства. Прошедшее время учит нас не повторять злое, укрепляться в добром.

Как принято, каждый раз, поздравляя с праздником, в данном случае с Новым годом, мы желаем друг другу счастья. Что же такое счастье? Что заключается в этом пожелании? Чем полнится само слово, какой смысл мы вкладываем в это слово, выражая им наши добрые пожелания? Счастье, с точки зрения современной эмпирической науки, есть положительные эмоции, которые человек испытывает при удовлетворении главных или основных материальных и духовных потребностей. Что такое удовлетворение материальных потребностей—здесь вопрос ясен, потому-то большую часть нашей жизни мы и посвящаем заботам материального порядка, стараясь удовлетворить их в первую очередь. Что касается духовных потребностей, то здесь более трудная и сложная задача. Мы, христиане, просвещены верой Христовой, этим бесценным даром, освещающим и освящающим путь нашей жизни, имеем об этом христианское знание. Счастье прежде всего—в бесценном даре жизни, Божьем даре. Жизнь дает возможность человеку проявить свою человечность. Возникает новый вопрос: а что такое человечность в духовном смысле? Как человек должен жить, чтобы он мог умножать духовное счастье в своей душе, в семье, в обществе? Древние считали высшей мудростью человеческой познание самого себя. В этом—залог настоящего счастья, хотя это дается большим трудом и огромными усилиями. Почему это так трудно? Трудно потому, что амплитуда человеческих колебаний неизмерима. Человек, по выражению поэта, и бог и червь. От совершенства до ничтожества, от высоты до глубины, от порывов до падений—огромное и близкое расстояние. Объяснить это пытались большие умы на протяжении всей истории человечества. Блажен и счастлив тот, кто правильно поймет тайну человеческого существа, кто по-настоящему оценит цель своей жизни и своего человеческого назначения. Познать себя необходимо для того, чтобы стать хозяином над собой. Все несчастья в нашей жизни—от себялюбивого и грехолю-бивого "я", которое властвует над нами и распоряжается нами как хочет. Познать себя—это значит оценить все Богом данные ценности, это значит уметь распознавать, что в моей сущности доброе, а что худое, что светлое, а что темное, и, оценив по-настоящему "свою эмпирическую личность", вести борьбу с плохим, созидать доброе, вести жизнь, достойную человека, носящего в себе образ и подобие Божие. В этом начало человеческого счастья. И потому это было всегда большим трудом и высокой мудростью. Счастье еще и в том, чтобы с благодарностью помнить, кому мы обязаны своей жизнью и благодаря кому мы можем по справедливости оценить ее. Для нас, верующих людей, источник жизни и счастья в Боге, в Которого мы веруем и имя Которого исповедуем. "Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял (как угодно было Господу, так и сделалось); да будет имя Господне благословенно!" (Иов. 1,21).

Быть счастливым—это значит уметь правильно пользоваться жизнью, уметь дорожить каждой минутой не столь уже многих лет, которые отводятся человеку. Жить счастливо—это значит жить ради людей, ради блага человечества. Не все мы выдающиеся личности, не все герои, но мы люди. И этого достаточно. Если каждый из нас на своем жизненном пути будет человеком, то и общество людей будет все более и более человечным, мирным и счастливым.

Каждый новый год в нашей жизни—это новый глас Отца Небесного, Источника нашей жизни и всякого блага. Он зовет нас быть благоразумными, счастливыми, совершать свой путь в правде, в любви и мире, в чистоте.

Вступая в новый год, будем радоваться и молиться Подателю всякого блага Богу, Который соделает нашу жизнь исполненной счастья и в материальном, и в духовном смысле, сделает ее новой и благодатной.

Благодать, мир, милость и человеколюбие Божие да будут с нами, с нашей страной и Церковью и в наступающем году. Аминь.

 

Церковные Таинства

—    Вопреки учению Евангелия, что Таинство Крещения дает верующему человеку полное очищение от всех грехов, протестантское богословие утверждает, что Таинство Крещения не очищает человека от первородного греха и своевольных грехов, а служит лишь внешним знаком изменения отношений между Богом и человеком.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Отношение Православия к армии всегда было благоговейным и почтительным. Мы помним слова Христа о том, что миротворцы будут наречены "сынами Божиими" (Мф. 5, 9) и что "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15, 13).
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Октябрь 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
181921222324
25262728293031

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru