Время дается Богом (Речь на выпускном акте, произнесенная в Актовом зале Московской духовной академии в 1982 г.)

Дорогие выпускники! Неумолимое и властное время с особой остротой ощущается всякий раз, когда подводится хронологическая черта означающая завершение определенного периода жизни. Сегодня оно чувствуется в совершающемся торжестве, в переживании неповторимости и ответственности происходящего. В эти минуты каждый из вас, сознавая над собой действие Божественного Промысла, призывающего вас стать служителями Нового Завета, нуждается прежде всего в особом личном завете с Богом. Оправдать завет с Богом, быть достойным этого завета можно только

верой, житием, любовью и чистотою. Вера есть верность тому, что неугасимо запечатлено в сердце. Исповедовать свою верность Христу — значит осознавать неизмеримо высокий смысл предстоящего церковного служения значит быть светом миру, чтобы "омраченныя просветити, собрати расточенныя"; значит стремиться со Христом все сущее увековечить, несбывшееся — воплотить.

Как историческое время, так и время жизни отдельной человеческой личности имеет глубокий смысл: время дается Богом для духовного возрастания и становления. Когда в личной судьбе человека завершается большой период, человек начинает жить воспоминаниями о нем. В воспоминании нет надежды; надежда, как говорит апостол Павел, всегда простирается вперед, забывая прошлое. Но воспоминание минувшего есть подход к личному прошлому с точки зрения ценностной завершенности. Поминая «дни древние», человек умеет ценить законченный период своей биографии. Все прошлое запечатлевается в онтологически значимом образе.

Сегодня вы вспоминаете о своем первом знакомстве с Духовной школой. Как лучи перспективы в точке схода, сошлись ваши жизненные дороги в этом благословенном и святом месте. Зиждительная и все-держительная Премудрость здесь «созда себе дом». Дом—это образ богозданного и упорядоченного мира, огражденного от безбрежных пространств хаоса. Здесь, в кругу, очерченном догматическим учением Церкви, вы стремились постичь, в чем состоит тайна домостроительства Божия. Теперь, как символический образ вашего нового видения мира, перед вами открывается обратная перспектива: ваши жизненные пути расходятся от Дома Божией Матери по всем направлениям, в разные уголки нашей великой Родины. Позади остается по-домашнему родной и уютный мир школы; впереди открывается новая школа—мир. В течение нескольких лет вы были учениками— "зде учащимися"; теперь вам самим предстоит учить других. Харизматическое учительство не подчиняется школьным нормам; оно полагает новые нормы нового образования «еже по образу». Ваше предстоящее церковное служение имеет свое онтологическое и историческое основание во Христе. Евангелие чаще всего показывает Христа учащим: «Он учил в храме... И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его» (Лк.21,37-38). Заповедь Господа учить все народы имеет всеобъемлющий смысл: весь мир становится школой, в которой один учитель—Христос. По образу Христа и от Его имени учили Его ученики—святые апостолы и затем великие святители Церкви—учители вселенной. Православная святоотеческая традиция, на которой воспитала вас Академия, восходит своими истоками к истории Александрийской, Антиохийской, Низибий-ской и Эдесской школ. Труды и судьбы учителей Церкви, составляющие хронологический ряд, идущий от учительства Христа и ученичества апостолов становятся реально обозримыми как непосредственное продолжение священной истории. В этот ряд включаетесь сегодня вы—выпускники наших Духовных школ. Ваше предстоящее служение не может осуществляться иначе, как под знаком исполнения вечных Божественных предначертаний о мире и человеке. И если мир, в котором вы являетесь отныне Божественными посланниками, есть школа, то человек в этом мире есть ученик, поучающийся закону Господню. В вашем пастырском служении отношение к народу церковному и к каждому отдельному человеку должно быть основано на евангельских заповедях. Здесь все привычные ценности даны в совершенно новом аспекте: кто хочет стать большим, тот должен всем служить, уважая высокое достоинство всякого человека, приходящего в мир. В каждом человеке, в его неумирающей личности пастырь должен видеть образ и подобие Божие. Тайна личности, ее единственности никому не доступна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир, ибо потенциально заключает в себе все. Но актуализовано и оформлено в каждой конкретной личности лишь индивидуально-особенное. В подходе к проблеме личности нельзя отрывать индивидуальную жизнь человека от объективного мира природы, социальных связей, исторических и культурных условий. Человеческой личности присущи свобода и открытость по отношению к новым ценностям, ко всем сокровищам "премудрости и ведения" (Кол.2,3), однако, актуально человек приобщается к полноте бытия лишь в благодатной жизни Церкви.

Пастырь несет ответственность за всякого человека, спасение которого Господь вверяет его духовному попечению. Личность человека как образ Божий дороже всех ценностей мира. Она неисчерпаема в своей динамике, в своем бесконечном раскрытии и осуществлении. Она, будучи единственно неповторимой, призывается к богоуподоблению: без нее Царство славы не будет сиять полнотой.

Все это необходимо всегда помнить вам, завтрашним пастырям нашей Церкви.

Личное отношение пастыря к людям, уровень его духовной и общей культуры, его такт, его выдержка, его поведение—все это является совсем немаловажной стороной пастырского служения. По вашему отношению к человеку будут судить о нашем православном духовенстве, о нашей Церкви, о наших Духовных школах. Вот почему нам далеко не безразлично, как отзовется ваше служение в судьбах человеческих и в жизни Церкви.

Знаменательно, что ваш выпуск пришелся на эти святые дни, когда Церковь, торжественно прославляя вознесшегося на небо Христа Спасителя, находится в ожидании пришествия Утешителя Святого Духа. Вознося сегодня молитвы ко Господу, еже о нас исполнившему смотрение, мы со смиренным упованием на Его благодатную помощь просим: да благословит Он ваше будущее служение ради спасения ожидающего вас народа Божия.

 

Церковные Таинства

—    В годы атеистического гонения и отсутствия вблизи открытых храмов родители были вынуждены тайно приглашать священника домой для свершения Таинства Крещения.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Еще во времена Византийской империи возник принцип "симфонии" Церкви и государства. Тогда считалось, что Церковь отвечает за нравственное состояние общества и занимается "божественными делами". Государство же занимается делами "земными", обеспечивая жизнедеятельность общества.
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Октябрь 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252628293031

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru