Слово на Пассии

Совершишася... Ин. 19,30. Гора Синай окутана огнем. Среди страшных явлений природы Господь Бог дает еврейскому народу десять заповедей. Испуганный народ стоит у подножия горы, ожидая своего посланника Моисея. Вернулся Моисей со скрижалями Завета. Голова его сияла неземным светом, так что никто не мог смотреть на его лицо.

И приступил Моисей к заключению завета между Богом и еврейским народом. Из двенадцати камней, соответственно двенадцати коленам Израиля, построил Моисей жертвенник и принес жертву всесожжения. Часть крови жертвенного агнца вылил на огонь, частью окропил народ, заключив таким образом завет.

Бог избрал Себе еврейский народ, и он обещал исполнять все заповеди Бижии. Не переставая заботиться и о других народах земли, заботился Бог особенно об этом народе, среди множества чудес путеводил его к земле Обетованной. Исполнилось обетование, данное патриарху Аврааму: семя его умножилось, и из этого семени произошло спасение всех людей.

Теперь потомки того избранного народа, потомки верного Авраама, терпеливого Исаака и возлюбленного Богом Иакова, стоят на горе Голгофе перед страшным жертвенником, на котором приносится жертва за них.

Когда солнце, луна и вся окружающая природа состраждет Христу и Ангелы оплакивают Его мучения, по пророчеству Исаии (Ис.53,7), когда трепещут демоны, видя конец своего царства, когда ангел смерти с трепетом приступает к подножию креста, когда разбойник произносит предсмертную мольбу о милости, когда архиереи и книжники еврейские радуются о завершении своего диавольского дела, а жестокосердый воин еще держит в руках трость, на которой давал Иисусу губку с желчью и уксусом,— слышен еще раз голос Спасителя: "Совершишася",— исполнилось все, чему надлежало исполниться.

Как некогда Моисей, окропивший народ кровью ветхозаветной жертвы, мог сказать: "Совершилось, исполнилось желание, Бог избрал Себе народ", так и ныне Иисус Христос, пролив Свою животворящую Кровь, сказал: "Совершилось... Кровью Своею окропил Я новый народ, избрав его из среды всех народов, и народ тот—христиане. Совершилось—исполнилось все, что Дух Святой предсказал о Мне через пророков и Писание".

Исполнились слова Бога Отца, которыми Он утешал прародителей, ибо Он (Христос)—не Кто иной, как Тот, Который стер главу змия, сокрушил его силу, отнял у него скипетр господства над людьми, опрокинул престолы, воздвигаемые сынами мира в его честь. Он Тот, Которого ожидали люди, Тот, Который должен был явиться, когда оскудеет князь от Иуды. Он та Звезда, Которая, по пророчеству Валаама, произошла из еврейского народа, чтоб осветить вселенную новым светом, ярче самого солнца. На Нем исполнились все пророчества. Человек, посмотри в книги пророков, читай—и уверуешь. Дева зачала Христа во чреве от Духа Святого, оставаясь и по рождестве Девой. Дева стоит ныне у креста. Это Ей предсказал Богоприимец Симеон: "И Тебе Самой оружие пройдет душу" (Лк.2,35). Не исполнилось ли это? Где еще есть мать, которая бы выстрадала столько?

Может быть, мало этих пророчеств? Тогда почитаем еще в книгах, писанных за сотни лет до пришествия в мир Спасителя. Мы знаем место Его рождения. Пророку Михею за четыреста лет до этого сказал Господь, где должен родиться Мессия. Посмотрим пророчества Исаии—и там найдем описание всей жизни Мессии! Кто давал слепым зрение, если не Он? Кто исцелял хромых, очищал прокаженных, возвращал жизнь умершим? Кого, если не Его, приветствовали сыны Иерусалима за несколько дней до распятия, кому бросали под ноги зеленые ветви, под ноги постилали одежды? Кого называли Царем, сыном Давида, как не Иисуса? В чью честь пели песни? А все это за несколько столетий до того описал пророк Захария. На чьем теле видим раны? Кого видим на кресте распятым между разбойниками, как не Того Самого, о Ком царь Давид говорит и со страхом спрашивает: "Откуда раны на руках и ногах Твоих?" (Пс.21,17). Разве еще вчера не говорил апостолам и нам Спаситель, что все то должно будет исполниться: "Вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорблят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его" (Лк.18,31-33).

Совершилось все, что должно было совершиться над Ним. Но избранный народ не хотел разуметь, что распял Начальника жизни, своего Бога. Слеп был еврейский народ, ибо хотя все пророчества огненными буквами были вписаны в Священное Писание, но он не хотел их читать. Глух был народ, хотя ежедневно слушал в храме писания пророков, наизусть знал их, но не хотел разуметь. Огрубело его сердце, как некогда фараоново, и исполнилось пророчество: "Слухом услышите—и не уразумеете, и глазами смотреть будете—и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем..." (Мф.13,14-15; Деян.28,27).

Совершилось все, что должно было совершиться, но страшное пророчество не перестает исполняться доныне. Совершилось искупление рода человеческого, а мы, новый избранный народ Божий, мы, Израиль Нового Завета, мы христиане, которые завет заключили на Голгофе, окропленные и искупленные Кровью святейшей кровавой Жертвы на кресте,—мы стоим перед распятым Спасителем часто, как стояли те его современники, которые имели глаза—и не видели, имели уши—и не слышали. Видим нашими очами, но не хотим поверить; слышим Его слова, но не слушаем. На словах веруем, а сердцем далеко отстоим от Него; на словах исполняем заповеди, а делами далеки от них.

И какой конец этого? Что нас ожидает?—То же самое, что получили и современники Христа. Проклятым стал народ, хотя сперва был избран Богом. И с нами должно случиться то же, когда придет Спаситель на землю второй раз. Прокляты будут те, кто только именует себя христианами, а на деле грешит хуже язычников. Из среды христиан, как некогда на Голгофе из среды избранного народа, выберет Себе Спаситель новый святой народ, выберет Себе тех, кто всю свою жизнь нес высоко знамя христианства и не только устами, но и сердцем, душою хотел быть другом Божиим. Тех изберет Спаситель, тех введет в землю Обетованную, тех посадит с Собою царствовать во веки.

Совершилось, окончилось время и час, когда человек и сам диавол, посредством злобы людской имели власть над Сыном Божиим. Хотя и мог Господь одним словом, одной мыслью сокрушить силу человека и диавола; хотя мог, если бы хотел, запретить людям глумиться над Ним, подобно диким зверям; хотя мог запретить диаволу калечить души, как и до Его пришествия на землю; хотя мог это сделать, ибо Он Бог,—но не сделал этого до времени потому, что то было их время и власть тьмы.

Страшной была власть человека над Богом! Дикие звери не осмеливались броситься на посланцев Божиих, а человек восстал против Самого Бога, сделал Его своим невольником, предал Его, бил Его, мучил и распял. Ад же радовался, ибо увеличивалось число его обитателей.

Теперь кончилась власть человека над Богочеловеком, окончилась и радость ада. Коротким было господство человека и диавола. Совершилось дело искупления рода человеческого. Наступила вечная власть Сына Божия. От нас зависит, отдать ли себя в эту власть и пить из источника Живой воды—Божественной любви, или ходить своими путями и творить только свои хотения. Первое бывает труднее, потому и меньшее количество людей делают этот выбор. Одна тому причина: в подчинении Христу и служении Ему необходимо распинать тело с его страстями и похотями, отдавая его под власть и осенение креста. На этот тяжелый крест человек, по природе слабый, не может так просто решиться и продолжает угождать самому себе. Мы, послушные самим себе, часто предпочитаем кратковременную радость мира вечной жизни.

Совершилось—принесена кровавая Жертва Нового Завета, совершилось искупление рода человеческого, исполнилась Жертва, на Которую указывали, будучи ее образом и тенью, все жертвы Ветхого Завета. Не было более святой и всесовершенной жертвы, чем Жертва Единородного Сына. В ней Христос Богочеловек был Сам священником, крест—жертвенником, а Жертвой—непорочный Агнец, огнем всесожжения—безмерная любовь, результатом жертвы— искупление мира. Приносящим и Приносимым был Сам Христос. К Нему относятся слова псалмопевца Давида: "Ты иерей вовек, по чину Мелхиседека" (Пс.109,4),—ибо Он, как и царь Мелхиседек, без отца, без матери, без рода; без отца как человек, без матери как Бог, без рода, ибо "род Его кто испо-весть?" (Ис.53,8).

"Знайте,—увещевает апостол Петр,—что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни... но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца" (1 Пет. 1,18-19).

Совершилась жертва Нового Завета, и справедливо, чтобы последователи Христа, по Его примеру, приносили Богу жертву угодную.

Что лучшего имеем мы, кроме самих себя? Какая жертва Богу угодна, если не жертва нашего сердца и души? Как в Ветхом Завете нельзя было приносить в жертву мертвое животное,—оно должно было быть в полной силе жизни, без всякого недостатка,—так и мы принесем в жертву нашу душу, но душу живую, в полном блеске ее добродетелей, без греха или порока!

Принесем душу в служение и послушание Богу. Пусть она будет внимательной к велениям Святого Духа, пусть исполняет заповеди Бога, пусть больше всего любит Его, и только Его, пусть заботится о Его чести, пусть любит ближнего и делает добро ему не ради награды, не ради выгоды или по другим причинам, а ради Самого Бога. Тогда Господь примет нашу жертву, подобно Авелевой, "в воню благоухания". С такой жертвой мы услышим Господа и Господь услышит нас и избавит от всякого зла, даст силу к добру и благочестию.

Совершилось—исполнилось дело Божие. Подобно тому, как в шестой день завершил Отец сотворение мира, в шестой день Сын Его Предвечный завершает искупление мира. Не хотели и не могли видеть в страдающем Праведнике Спасителя мира слепые вожди слепых и, проходя мимо, кивая головами, кричали: "Если Ты Сын Божий, сойди со креста, и мы уверуем в Тебя". (Мф.27,40,42). Пустыми были их надругательства, ибо именно потому, что Христос был Богом, Он не сошел со креста.

Нет, Христос не мог дать нам плохой пример, чтобы мы в добре не старались стоять до конца. До конца испил Спаситель чашу страданий, без ропота понес Свой крест и умер за нас на кресте. Этим Он придал смысл и силу подвигу несения жизненного креста, который Провидением нам посылается.

В своем кресте мы не должны усматривать только трудности. Каким легким будет наш крест, когда мы подумаем о том месте, на которое он указывает, и о тех благословенных результатах, к которым он приводит.

Бесконечная премудрость Божия посылает нам трудности, скорби, испытания, но никто из нас не поднимает тяжести того креста, который нес Сам Господь. Он идет всегда впереди и несет крест, да такой крест, который превышает все человеческие силы.

Крест—знамя позорное, знамя преступников, стал знаменем спасения. Соделал его таким наш Бог и Спаситель Своей Кровью и смертью. Именно поэтому мы кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru