Рождение свыше (Слово перед молебном по случаю начала нового учебного года, произнесенное в Академическом храме в 1980 г.)

"Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царстйия Божия.

Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа" (Ин.3,1-8).

Приведенные слова Священного Писания представляют собой учение Христа Спасителя о рождении свыше.

Сегодня, возлюбленные отцы и братья, в первый день нашего нового учебного года, мы пришли с вами к Христу, пришли не ночью, как Никодим, не тайно, пришли открыто перед всем внешним миром, открыто перед своей совестью, чтобы уразуметь тайны Божии, чтобы познать духовное рождение, рождение свыше, чтобы самому возродиться свыше и в будущем возрождать для вечности других.

Что же означает духовное возрождение, или рождение свыше? Мы знаем, что для входа в мир физический, в котором мы живем, необходимо рождение от плоти и крови (Ин.1,13). Для входа в мир духовный или, другими словами, в Царствие Божие необходимо рождение свыше.

Мир располагает множеством средств формирования человека. К ним относятся воспитание, образование и многое другое.

На основании Священного Писания мы узнаем, что хотя воспитание имеет очень большое значение в развитии добрых качеств человека, однако оно никак не может заменить рождения свыше. То же можно сказать и об образовании и культуре. Хотя они и расширяют горизонт человеческих познаний, но никоим образом не могут даровать вечную жизнь.

Вот перед нами богатый юноша (Мф. 19,16-22; Мк. 10,17-22). Он был воспитан в хорошей семье, был вежлив, обходителен и скромен. Сказано: "Иисус, взглянув на него, полюбил его". Но, даже будучи хорошо воспитан и зная заповеди Моисеева закона, юноша не смог исполнить совет Христа—продать имение свое и раздать его нищим. И в результате с печалью отошел от Него.

Этот евангельский пример говорит о том, что можно быть благочестивым, творить милостыню и все же не иметь силы для праведной и святой жизни.

Об этом же свидетельствует и история сотника Корнилия. Рожденное от плоти всегда остается плотью. Только рождение от Духа Святого дает нам силу для борьбы с искушениями и соблазнами, только рожденные свыше наследуют жизнь вечную.

У человека, не рожденного свыше, этих качеств нет. Так, Никодим, хотя и был высокообразованным человеком своего времени, одним "из начальников иудейских", однако и к нему относились слова Господа: "Должно вам родиться свыше!"

Говоря о возрождении, Иисус Христос указал на следующую истину: "Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит". В жизни бывает такое: верующий человек пережил возрождение и в то же время не знает ни времени, ни места, где он получил рождение свыше. У одних обращение сопровождается мучительным покаянием, как это было у Савла по пути в Дамаск (Деян.9,1-9). У других же оно происходит незаметно, в тихом веянии Духа; бесспорно то, что возрождение совершает в человеке Сам Дух Святой, "Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы— дети Божии" (Рим.8,16).

Возродиться свыше—это нечто большее, чем просто начать жизнь снова. Рожденные по плоти во грехах, мы не можем сами по себе создать новой жизни, подобно тому, как холодный труп или камень не могут произвести жизнь. Слово Божие говорит, что все мы были мертвыми по преступлениям и грехам нашим (Еф.2,1-3). По нашему природному состоянию мы все находимся во вражде с Богом, ибо не покорились закону Божию. Природное состояние человека так описано в слове Божием: "Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути... нет делающего добро, нет ни одного... Языком своим обманывают... Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их" (Рим.3,10-18). Рождение в нас производит Дух Святой. Новое рождение—это дело рук Божиих. Никодим спрашивал Господа: "Как это может быть?" Мы тоже не понимаем, как это происходит. Но мы многого еще не понимаем. И Библия не всегда говорит нам о том, как происходит то или другое явление, но ясно показывает дивные результаты происшедшего. Это относится и к становлению нового человека. Господу угодно было сокрыть от нас, как происходит возрождение, но Он открыл нам в Слове Своем последствия рождения свыше. Проникновение божественного естества в человеческую душу делает нас, по выражению апостола Петра, "причастниками Божеского естества" (2 Пет. 1,4). Другими словами—чадами Божиими. "А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились" (Ин.1,12-13). "Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий" (Иак.1,18).

До рождения свыше мы жили по принципу плотской похоти, по обычаю мира сего (Еф.2,2-3). В интересы нашей жизни входило только то, что доступно для наших пяти органов чувств. Вместе с царем Езекией мы говорили Богу: "Господи! так живут, и во всем этом жизнь моего духа" (Ис.38,16). Мы были частью мира, ибо другого ничего не знали. Эта сфера была для нас началом и концом жизни.

Но когда с нами произошло рождение свыше, тогда у нас появились способности по-другому понимать жизнь. Перед взором нашей веры открылся мир Царства Божия. Христос, взявший на Себя наши грехи, дал нам новую истинную жизнь. Наша душа, пережив возрождение, прозрела от слепоты и теперь видит красоту иного мира, где царствует Господь. Это рождение свыше произвели в нас слово Божие и Дух Святой. Именно сила Святого Духа дает крепость для праведной и богоугодной жизни. Она же отличает истинных чад Божиих. Следует сказать, что и до Христа люди имели понятие о добре и зле и знали, какой должна быть правильная жизнь, однако весь тогдашний мир погибал во зле, потому что люди не имели духовных сил для новой жизни. Господь Иисус Христос посредством рождения свыше вселяется Духом Святым в сердца наши и дает силу господствовать над нашей греховной природой, неумолимо подчиняющейся "закону греха".

Только Христос дает силу преодолевать влечение ко греху, влагает в наше существо, как закваску в тесто, "иной закон"—закон свободы, приобщая нас к жизни бессмертия. Каждый христианин, сознавая важность духовного рождения, благодарит своего Творца и Бога за этот дар, за вечное спасение, которое он получает посредством этого дара.

Возблагодарим, отцы и братья, Дароподателя Бога за все Его великие благодеяния, попросим у Него духа премудрости и духа разума, духа благочестия и чистоты. Возблагодарим Его за то, что Он избрал нас и призвал сюда, в эти святые стены, в виноградник духовного просвещения и духовного делания. В ответ на Его зов принесем Ему свою жизнь, откроем свое сердце и душу и будем просить вместе с Самуилом: "Говори, Господи, ибо слышит раб Твой" (1 Цар.3,10).

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru