Благочестия великое таинство (Речь перед началом нового учебного года, произнесенная в Актовом зале Московских духовных академии и семинарии в 1979 г.)

Дорогие учащиеся! Сегодня вы стоите на пороге нового учебного года... Особое, необыкновенное чувство новизны, происходящее от сознания вашей принадлежности к духовной школе, переживается вами в потоке волнующих и трепетных воспоминаний, наполняющих в этот день ваши думы. Перелистывая сейчас в своей юной памяти первые страницы начатой книги жизни, видите вы, как многократно и многочастно, в знаменательных совпадениях и таинственных осенениях, о которых может свидетельствовать лишь неведомый миру личный духовный опыт, указывал вам Господь путь Свой, в оньже надлежало вам идти, презрев широкие врата и пространный путь (Мф.7,13) открывавшихся перед вами перспектив.

Воспитанные в духе глубокого православного благочестия и в исконных церковных традициях, вы не предпочли иного жизненного пути, как последовать за Тем, Кто влек вас к Себе от утробы матери (Ис.49,1), будучи Сам "путь, истина и жизнь" (Ин.14,6). Каким-то тайным откровением сердца поняли вы, что исполнились в вашей личной судьбе заветные времена и сроки, которые Господь, ведущий путь праведных (Пс.1,6), положил в Своей власти (Деян.1,7). В момент Божественного призвания, когда до слуха вашего донеслось изначальное: "Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?" (Ис.6,8),—вы не стали "советоваться с плотью и кровью" (Гал. 1,16), но пошли, не колеблясь и не рассуждая, к звавшему вас Святому (1 Пет. 1,15), совершив безумный для мудрости мира сего выбор жизненного пути. И только теперь, когда решительный и бесповоротный шаг уже сделан, вы можете пережить и прочувствовать всю сокровенную глубину обращенных к вам, как в свое время к апостолам, слов Пастыреначаль-ника Господа: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал" (Ин.15,16).

Избрание Богом есть тайна, совершаемая в человеческих личностях. И если бы каждый из вас стал говорить о стезях, приведших его к порогу духовной школы, то оказалось бы, что и на вашем жизненном пути была своя "смоковница" высоких религиозных раздумий (Ин.1,48), под которой видел вас Господь, проходя по городам и селениям (Лк. 13,22) и созывая "делателей на жатву Свою" (Мф.9,38). В Евангельском облике Иисуса из Назарета с полной достоверностью увидели вы воплотившегося ведомого Бога и, еще в принципе не знакомые с догматическим богословием, исповедали главный догмат христианства, живой церковной верой постигнув благочестия великое таинство.

Избрание вас от мира не есть уход от реальной действительности; наоборот, это уже начало вашего посланничества в мир, в котором вся тварь стенает и мучится (Рим.8,22) и который алчет и жаждет грядущего обновления, освящения и преображения. Мир с нетерпением чает обетованного спасения, которое Господь Иисус Христос осуществляет через Свою Церковь. В своем стремлении видеть свершение исконных и непреложных упований мир взыскует как благодатных посредников в примирении с Богом пастырей Церкви Христовой: без них духовно заглохла бы нива жизни.

Нет и не может быть никаких человеческих критериев для оценки пастырского служения, превосходящего по своей внутренней, сакраментальной сущности служение ангельское и потому стоящего выше всякого постижения тварным и ограниченным разумом. Только вера, отверзающая очи слепым, делает человека способным увидеть под смиренным и ветшающим одеянием временности Божественную ризу вечности, в которую облачаются в таинствё хиротонии служители Нового Завета.

В осуществляемую в мире иерархически преемственную цепь Божественного посланничества включаются представители каждой исторической эпохи, но всегда остается неизменно актуальным Божественное установление Пастыреначальника Христа: "Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас" (Ин.20,21). Посланничество в мир предполагает святейшую обязанность служителей Слова (Лк.1,2) нести свидетельство о Христе современному человечеству. К вам, готовящимся к высокому и ответственному пастырскому служению, приложимы слова святого Евангелия: "Вы—свет мира" "город, стоящий на верху горы" (Мф.5,14). Вам, а не кому иному, надлежит "омраченныя просветити, собрата расточенныя"; вам вручает Спаситель Христос домостроительство тайны спасения человеческого; вам, омывшимся через слово Христова благовество-вания, предстоит облечься в священные одежды и стать пред престолом Имеющего власть на небе и на земле (Мф.28,18), чтобы ходатайствовать за вверенный вам народ Божий.

Сознавая величие и святость иерейского служения и возлагая все упование на Божественный Промысл, будьте чисты душой и телом, трезвы умом, искренны сердцем, готовьтесь теперь к предстоящему церковному поприщу, неся повседневное бремя учебных трудов не с закваской сомнения и лукавства, но с чистой и искренней верой в неслучайное и ненапрасное ваше призвание. В трудные минуты жизни помните, что непреложно предстательствует за вас перед Святой Троицей помощник и покровитель всех "зде учащихся", преподобный Сергий Радонежский. Находясь здесь, в духовной школе, стремитесь стяжать "дух премудрости и разума" (Ис.11,2), чтобы просвещать "сидящих во тьме и сени смертной" (Лк.1,79); "дух совета и крепости" (Ис.11,2), чтобы побеждать соблазны и искушения; "дух ведения и благочестия" (Ис.11,2), чтобы Христово стадо пасти учением и житием.

Зная волю Господа своего (Лк. 12,47), не зарывайте в землю данный от Бога талант, стремитесь обогатить нетленными сокровищами вечной и непреходящей истины ум, алчущий познаний. Божественная истина одна, хотя академическое постижение ее предполагает наличие целого ряда богословских дисциплин, разрабатываемых во всех аспектах здесь, в древнем центре русской церковной мысли. В основе здания богословской науки лежит учение отцов и учителей Церкви, всегда указывавших в своих творениях на беспредельность горизонтов христианского гносиса. И если в известном смысле можно утверждать безусловную неисчерпаемость положительных эмпирических наук, то что можно сказать о богословии, посредствующем между Божественным Откровением и человеческим разумом? "Божество беспредельно и непостижимо,—говорит святой Иоанн Дамаскин.—И только это одно—беспредельность и непостижимость в Нем—постижимо". Православное богословие говорит о Боге Откровения, стоящем выше всякого человеческого утверждения и отрицания, непостижимом в Его трансцендентной Сущности, но открывающемся в Божественных энергиях в мире и обусловливающем его тварное становление в мировом историческом процессе. Академическое и религиозно-опытное постижение богословия означает лишь приближение к краю бездны "богатства и премудрости и ведения Божия" (Рим. 11,33). Это тот предел, о котором сказано: "Доселе дойдеши и не прейдеши" (Иов.38,11). Здесь умолкает логический разум, уступая место безмолвному молитвенному переживанию реального и незримого присутствия в Церкви Того, Кого "воинства небесная славят и трепещут Херувими и Серафими". И академическое познание, и молитвенно-религиозное переживание должны составлять основу каждого учебного и церковного дня вашей жизни в духовной школе, ибо к пастырству, верю, призвал вас Господь.

С Богом! В добрый путь труда и познания во имя Господне, во благо святой Церкви!

 

Церковные Таинства

— Традиционно епитимию, то есть духовное послушание после Покаяния для преодоления греха, на человека налагает священник. Он видит, какая именно должна быть епитимия. Если человек духовно зрелый, он получает одно послушание, если начинающий в вере — другое.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Церковь всегда считала и считает одной из главных своих задач воспитание детей. Поэтому мы постоянно обращаемся к государству с просьбой о введении в общеобразовательных школах предметов, которые бы знакомили детей с христианской этикой, Божиими заповедями, религиозной культурой нашего народа, историей христианства в Украине.

Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru