Благочестия великое таинство (Речь перед началом нового учебного года, произнесенная в Актовом зале Московских духовных академии и семинарии в 1979 г.)

Дорогие учащиеся! Сегодня вы стоите на пороге нового учебного года... Особое, необыкновенное чувство новизны, происходящее от сознания вашей принадлежности к духовной школе, переживается вами в потоке волнующих и трепетных воспоминаний, наполняющих в этот день ваши думы. Перелистывая сейчас в своей юной памяти первые страницы начатой книги жизни, видите вы, как многократно и многочастно, в знаменательных совпадениях и таинственных осенениях, о которых может свидетельствовать лишь неведомый миру личный духовный опыт, указывал вам Господь путь Свой, в оньже надлежало вам идти, презрев широкие врата и пространный путь (Мф.7,13) открывавшихся перед вами перспектив.

Воспитанные в духе глубокого православного благочестия и в исконных церковных традициях, вы не предпочли иного жизненного пути, как последовать за Тем, Кто влек вас к Себе от утробы матери (Ис.49,1), будучи Сам "путь, истина и жизнь" (Ин.14,6). Каким-то тайным откровением сердца поняли вы, что исполнились в вашей личной судьбе заветные времена и сроки, которые Господь, ведущий путь праведных (Пс.1,6), положил в Своей власти (Деян.1,7). В момент Божественного призвания, когда до слуха вашего донеслось изначальное: "Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?" (Ис.6,8),—вы не стали "советоваться с плотью и кровью" (Гал. 1,16), но пошли, не колеблясь и не рассуждая, к звавшему вас Святому (1 Пет. 1,15), совершив безумный для мудрости мира сего выбор жизненного пути. И только теперь, когда решительный и бесповоротный шаг уже сделан, вы можете пережить и прочувствовать всю сокровенную глубину обращенных к вам, как в свое время к апостолам, слов Пастыреначаль-ника Господа: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал" (Ин.15,16).

Избрание Богом есть тайна, совершаемая в человеческих личностях. И если бы каждый из вас стал говорить о стезях, приведших его к порогу духовной школы, то оказалось бы, что и на вашем жизненном пути была своя "смоковница" высоких религиозных раздумий (Ин.1,48), под которой видел вас Господь, проходя по городам и селениям (Лк. 13,22) и созывая "делателей на жатву Свою" (Мф.9,38). В Евангельском облике Иисуса из Назарета с полной достоверностью увидели вы воплотившегося ведомого Бога и, еще в принципе не знакомые с догматическим богословием, исповедали главный догмат христианства, живой церковной верой постигнув благочестия великое таинство.

Избрание вас от мира не есть уход от реальной действительности; наоборот, это уже начало вашего посланничества в мир, в котором вся тварь стенает и мучится (Рим.8,22) и который алчет и жаждет грядущего обновления, освящения и преображения. Мир с нетерпением чает обетованного спасения, которое Господь Иисус Христос осуществляет через Свою Церковь. В своем стремлении видеть свершение исконных и непреложных упований мир взыскует как благодатных посредников в примирении с Богом пастырей Церкви Христовой: без них духовно заглохла бы нива жизни.

Нет и не может быть никаких человеческих критериев для оценки пастырского служения, превосходящего по своей внутренней, сакраментальной сущности служение ангельское и потому стоящего выше всякого постижения тварным и ограниченным разумом. Только вера, отверзающая очи слепым, делает человека способным увидеть под смиренным и ветшающим одеянием временности Божественную ризу вечности, в которую облачаются в таинствё хиротонии служители Нового Завета.

В осуществляемую в мире иерархически преемственную цепь Божественного посланничества включаются представители каждой исторической эпохи, но всегда остается неизменно актуальным Божественное установление Пастыреначальника Христа: "Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас" (Ин.20,21). Посланничество в мир предполагает святейшую обязанность служителей Слова (Лк.1,2) нести свидетельство о Христе современному человечеству. К вам, готовящимся к высокому и ответственному пастырскому служению, приложимы слова святого Евангелия: "Вы—свет мира" "город, стоящий на верху горы" (Мф.5,14). Вам, а не кому иному, надлежит "омраченныя просветити, собрата расточенныя"; вам вручает Спаситель Христос домостроительство тайны спасения человеческого; вам, омывшимся через слово Христова благовество-вания, предстоит облечься в священные одежды и стать пред престолом Имеющего власть на небе и на земле (Мф.28,18), чтобы ходатайствовать за вверенный вам народ Божий.

Сознавая величие и святость иерейского служения и возлагая все упование на Божественный Промысл, будьте чисты душой и телом, трезвы умом, искренны сердцем, готовьтесь теперь к предстоящему церковному поприщу, неся повседневное бремя учебных трудов не с закваской сомнения и лукавства, но с чистой и искренней верой в неслучайное и ненапрасное ваше призвание. В трудные минуты жизни помните, что непреложно предстательствует за вас перед Святой Троицей помощник и покровитель всех "зде учащихся", преподобный Сергий Радонежский. Находясь здесь, в духовной школе, стремитесь стяжать "дух премудрости и разума" (Ис.11,2), чтобы просвещать "сидящих во тьме и сени смертной" (Лк.1,79); "дух совета и крепости" (Ис.11,2), чтобы побеждать соблазны и искушения; "дух ведения и благочестия" (Ис.11,2), чтобы Христово стадо пасти учением и житием.

Зная волю Господа своего (Лк. 12,47), не зарывайте в землю данный от Бога талант, стремитесь обогатить нетленными сокровищами вечной и непреходящей истины ум, алчущий познаний. Божественная истина одна, хотя академическое постижение ее предполагает наличие целого ряда богословских дисциплин, разрабатываемых во всех аспектах здесь, в древнем центре русской церковной мысли. В основе здания богословской науки лежит учение отцов и учителей Церкви, всегда указывавших в своих творениях на беспредельность горизонтов христианского гносиса. И если в известном смысле можно утверждать безусловную неисчерпаемость положительных эмпирических наук, то что можно сказать о богословии, посредствующем между Божественным Откровением и человеческим разумом? "Божество беспредельно и непостижимо,—говорит святой Иоанн Дамаскин.—И только это одно—беспредельность и непостижимость в Нем—постижимо". Православное богословие говорит о Боге Откровения, стоящем выше всякого человеческого утверждения и отрицания, непостижимом в Его трансцендентной Сущности, но открывающемся в Божественных энергиях в мире и обусловливающем его тварное становление в мировом историческом процессе. Академическое и религиозно-опытное постижение богословия означает лишь приближение к краю бездны "богатства и премудрости и ведения Божия" (Рим. 11,33). Это тот предел, о котором сказано: "Доселе дойдеши и не прейдеши" (Иов.38,11). Здесь умолкает логический разум, уступая место безмолвному молитвенному переживанию реального и незримого присутствия в Церкви Того, Кого "воинства небесная славят и трепещут Херувими и Серафими". И академическое познание, и молитвенно-религиозное переживание должны составлять основу каждого учебного и церковного дня вашей жизни в духовной школе, ибо к пастырству, верю, призвал вас Господь.

С Богом! В добрый путь труда и познания во имя Господне, во благо святой Церкви!

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru