Главные условия (Слово перед молебном по случаю начала нового учебного года, произнесенное в Академическом храме в 1979 г.)

Возлюбленные о Господе отцы и братья! Сегодня благодать Святого Духа собрала нас в этом храме, чтобы мы могли вознести усердную молитву перед началом нового учебного года, года новых трудов, года усвоений богословских дисциплин и церковного воспитания, года серьезной подготовки к будущему ответственному служению Богу и людям.

Всякое служение и всякий труд на земле почетны и благословенны. Наше же священническое служение имеет свои чрезвычайные особенности. Оно свято, а потому весьма ответственно и требовательно к нам. Было бы неверным считать и говорить, что в нашем священном служении есть главные и второстепенные вещи. В нашем служении все—главное; и тем не менее мне хочется сегодня вкратце напомнить вам о трех главных условиях, или требованиях, которые предъявляет к нам, священнослужителям, Божественное Откровение. Первое из этих условий мы находим в книге Деяний святых апостолов, в 6-й главе, 3-м стихе. При избрании диаконов святые апостолы сделали следующее повеление: "Выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости: их поставим на эту службу". Из этих слов мы видим, что сила благодати Святаго Духа необходима каждому священнослужителю. Она, и только она, способствует успешному и благословенному церковному служению. Каждый человек по своему природному характеру и дарованиям может быть сердечным, способным, но, если он не обладает силой Духа Святого, он не может успешно выполнять свое священное служение. Несомненно, каждый служитель может оказывать определенное влияние на окружающих своим обаянием, обходительностью, но более всего он может действовать на сердца других силой Святого Духа, Который наполняет его. Эту мысль выражает святой апостол Павел в своем Послании к Коринфянам: "И был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы" (1 Кор.2,3-4). Вдохновлять других можно лишь в том случае, если сами обладаем духовной силой. Итак, главное условие для успешного служения— быть исполненным силой Духа Святого. Для того чтобы духовная сила постоянно наполняла священнослужителя и через него изливалась на других, необходимо предоставить Духу Святому действовать в нашей жизни. Успех может иметь лишь тот, кто не только указывает путь другим, но и сам идет этим путем.

Но что значит быть исполненным Духа Святого? Ответить на такой вопрос очень трудно, так как это процесс таинственный и многообразный в своих проявлениях. Духовность—это своего рода "Христово благоухание" (2 Кор.2,14-15). Как драгоценное миро наполняет благоуханием все помещение (Ин. 12,3), так Дух Святой наполняет верующего человека благоуханием любви Божией (Рим.5,5); и окружающие люди ощущают это благоухание, ибо и слова, и поступки такого человека имеют особую привлекательность, а потому вызывают к себе ответную любовь и уважение (1 Цар. 18,16).

Исполнение Святым Духом—это не вспышка, не восторженное мгновение, но непрерывно продолжающееся действие. Дух Святой, когда овладеет сердцем человека, учит, воспитывает, освящает его. Это значит, что наш ум, чувства и воля, а также физические силы, будучи отданы в распоряжение Духа Святого, освящаются Им. Освящение Святым Духом—это прежде всего дар Божий, но приобретается он и усвояется нашим трудом и подвигом.

Второе условие, или повеление Слова Божия священнослужителям, находим в словах апостола Павла, который говорит: "Занимайся чтением, наставлением, учением... Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя" (1 Тим.4,13,16). Учение предстоящего трудового года есть необходимое и важное для нас послушание, одна из первостепенных задач и обязанностей тех, кто пришел из разных уголков нашей страны в эти священные стены, чтобы, почерпнув здесь ведение Божественной мудрости, нести его потом всему Божьему народу. Учение и работа над собой необходимы во всех областях нашей жизни, тем более без них не может быть успешным наше предстоящее высокое священное служение. Церковь Божия и народ ждут от нас здравого учения, как говорит апостол Павел. И чтобы питать словами веры и добрым учением слушателей, мы прежде всего сами должны хорошо знать Священное Писание, вероучение, историю Церкви и т.д. Только тот может что-то дать другим, кто сам обладает этим в высшей мере и степени. Отсюда следует для нас с вами и повеление и задача—подобно царственному пророку Давиду поучаться в законе Господнем день и ночь. Это необходимо для спасения своей души и для спасения душ, которые вверяет нам Бог.

Третьим условием для благословенного труда священнослужителей является обязательное молитвенное общение с Господом. Своему соработнику и "возлюбленному сыну по вере" Тимофею апостол Павел говорил: "Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения" (1 Тим.2,1).

Прежде начинания каких-либо дел в наступившем дне должна совершаться молитва. Нам всегда удается находить время для наших повседневных дел, а для молитвы мы сокращаем время до минимума, ссылаясь на нашу занятость. "Без Меня не можете делать ничего",—говорит Господь (Ин.15,5). Мы часто пренебрегаем этими словами Христа Спасителя, оттого тщетными бывают наши старания и усилия. Посмотрим на Христа, Который является для нас примером во всем. И для молитвенной жизни находим в Нем пример. Сын Божий—вечное Слово, Творец и Спаситель мира, пребывающий в непрестанном общении с Отцом Своим Небесным, мог, казалось бы, обойтись без молитвенного труда. Однако Спаситель молился как никто другой. Священное Писание свидетельствует, что молитва была неотъемлемой частью служения Иисуса Христа. Молитвой Он начинал служение роду человеческому (Лк.3,21). Молитвой Он предварил избрание Своих учеников-благовестников, святых апостолов. Молитва предшествовала Его Преображению (Лк.9,29). Нередко Христос проводил ночи в молитве (Лк.6,12) или вставал до рассвета, чтобы освежить молитвой Свой усталый дух. Он, Начальник жизни, Сын Отца Небесного, "уходил в пустынные места и молился" (Лк.5,16). Итак, Христос словом и делом показывал Своим ученикам, какое глубокое значение для христианина, и тем более для пастыря, имеет молитва. Взирая на молитвенный подвиг Христа и апостолов, мы видим, что молитва—это борение (Еф.6,12), это подвиг. И если многие великие дела Господь совершал без заметного напряжения, то в молитве, как мы знаем, Он приложил очень много сил.

Священное Писание учит нас: "Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством" (Еф.6,18). И еще: "Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас" (Рим.8,26).

Вспомнив вкратце о нашей ответственности, испросим Божьего благословения на предстоящие труды учения, воспитания и духовного совершенства, будем всегда помнить, отцы и братья, о том, что с нами сила и действие Святого Духа, с нами Бог! Будем, по выражению псалмопевца пророка Давида, работать со страхом и радоваться Ему с трепетом.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru