Сотаинники благодати (Речь к выпускникам Московских духовных академии и семинарии, произнесенная в Актовом зале в 1978 г.)

Дорогие выпускники! В вашей жизни наступил особый, неповторимый день, который, выделяясь из общего потока быстро текущего времени, красноречиво убеждает вас теперь в справедливости одной непреложной истины: существует предел "всякой вещи под небом" (Еккл.3,1). Предел, к которому вы сегодня подошли, к которому сознательно стремились все эти годы, есть благословенный итог ваших многолетних трудов, увенчавшихся завершением богословского образования. Достигнута заветная цель, ради которой вы некогда переступили порог духовной школы. Искренность религиозных убеждений, жажда духовных знаний и непреодолимое желание посвятить свою жизнь служению Богу влекли вас сюда, в святилище богословской науки. Здесь учились вы постигать высочайший смысл бытия в его христианском освещении; здесь происходило ваше духовное становление как богословов и будущих пастырей; здесь, в религиозном центре Руси, где перед вашим взором была открыта широкая панорама церковной жизни, вы стремились сделать твердым ваше высокое звание и избрание (2 Пет. 1,10). Из года в год, вместе с обогащением богословскими познаниями и религиозным опытом веры, внешне незримо и неприметно для вас самих, совершался внутренний процесс духовного преображения ваших личностей в "нового человека, созданного по Богу" (Еф.4,24). Достигая заповеданного Евангелием совершенства "в меру полного возраста Христова" (Еф.4,13), вы взошли на гору Божественного ведения—с нее открываются необозримые горизонты вашей предстоящей пастырской деятельности. А деятельность пастыря поистине широка и многогранна. Прежде всего помните, что вы являетесь "служителями Нового Завета, не буквы, но духа" (2 Кор.3,6), запечатленного в евангельских глаголах "вечной жизни" (Ин.6,68). Как истинным служителям Слова (Лк.1,2), вам должна быть свойственна исповеданная апостолами вера в Господа Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Девы Марии, явившегося на земле в конкретных условиях исторической действительности и осуществляющего спасение каждого человека и всего человечества в целом в Своей Святой Церкви. Верить в это и исповедовать—значит утверждать присутствие Христа в жизни мира, значит быть тайнозрителем непрекращающегося действия Промысла в Церкви, в которой Дух Святой поставляет вас ныне пасти и блюсти великое наследие Божие. В жизни Церкви все духовно, все божественно и реально. Но понять это вы сможете только тогда, когда будете иметь страх Божий, когда будете благоговеть перед непостижимой реальностью Божественного всеведения, когда будете ясно переживать в смиренном и трепетном сознании величие и святость совершаемого вами служения.

Сегодня перед вами открываются врата в святое святых нашей Церкви—самой ортодоксальной из всех христианских Церквей. Отныне вам, сотаин-никам благодати Христовой, "принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования" (Рим.9,4). Свыше вам дана власть распоряжаться всеми средствами спасения, дарованными Божественным домостроительством для духовного возрождения и воссоздания человеческих личностей. Через ваши иерейские руки будет сообщаться вверенному вам народу церковному Божественная благодать, безмерная милость Божия, которая всех освящает и всем дает жизнь, а это—верный критерий того, что ваше служение проходит под знаком исполнения вечных Божественных предначертаний о каждом человеке, в Церкви спасающемся.

Дорогие наши выпускники, вы выходите на церковное делание в эпоху интенсивных межконфессиональных контактов. Возлагаемая на вас задача свидетельствовать миру истину святого Православия осуществима лишь при условии глубокого осмысления вселенского опыта христианства, опыта, запечатленного в православной святоотеческой традиции. Сознание принадлежности к Восточной Православной Церкви, находящейся в обладании полноты и чистоты церковной истины в Духе Святом, должно определять ваше принципиальное отношение ко всем другим исповеданиям, с представителями которых ведет диалог наша святая Церковь.

Идеи мира и справедливости близки и созвучны религиозному сознанию всех верующих людей, по-разному воспринимающих и исповедающих единую высшую религиозную Истину, признающих непреходящую объективную ценность всего богозданного мира и каждой человеческой личности. Вы, как пастыри Русской Церкви, должны везде и всюду созидать и утверждать заповеданный Христом мир.

Сегодняшнее торжество Московских духовных школ совершается в период, когда святая Церковь светло празднует Вознесение Господне. В содержании служб праздника доминирует одна главная мысль: Христос не отлучается от нас, а пребывает с нами неотступно. Пусть же для вас, наши дорогие выпускники, эта истина явится источником оптимизма и непреложного упования на неоскудевающую милость Божию на всех путях открывающейся перед вами новой, прекрасной и удивительной жизни.

 

Церковные Таинства

—    Миропомазание совершается сразу после Таинства Крещения. Лоб, глаза, нос, уста, грудь, руки и ноги новокрещенного священник или епископ помазывает миром, произнося каждый раз: "Печать Дара Духа Святого. Аминь".
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Обычно женщины в храме находятся с покрытыми головами, поэтому не видно, подстрижены они или нет и крашенные ли у них волосы. Поэтому думаю, что это вопрос скорее о внешнем виде женщины вне границ храма.
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Октябрь 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252628293031

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru