Приблизилось Царство Небесное (Слово перед молебном в день выпуска Московских духовных академии и семинарии, произнесенное в Академическом храме в 1978 г.)

Господь наш Иисус Христос, посылая учеников Своих на дело проповеди, заповедал им учить, что "приблизилось Царство Небесное" (Мф.10,7). Проповедью о приближении Царства Небесного начал свое служение святой Иоанн Предтеча; этой же проповедью начал Свое спасительное служение и Сам Господь наш. Заповедав проповедовать о том же Своим ученикам и апостолам, а в их лице—всем преемникам и продолжателям их служения, Господь таким образом на вечные времена установил, чтобы в Церкви Его всегда возвещали учение о том, что "приблизилось Царство Небесное".

С этими словами Господа обращаюсь и я к вам, мои возлюбленные братья, заканчивающие ныне свое богословское образование и выступающие на поприще служения Церкви и обществу: "Идите и проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное".

Для вас, долгие годы постигавших основы христианского вероучения и усвоявших сердцами своими глаголы вечной жизни, иной деятельности и предуказать нельзя, кроме этой, просветительной, состоящей в распространении среди людей учения о том, что "приблизилось Царство Небесное", и в расположении их душ и сердец к восприятию коренных начал этого Небесного Царства.

Всякому просвещенному христианину должны быть ведомы эти начала. "Царствие Божие,—говорит апостол Павел,—не пища и питие". Оно не есть царство земное, материальное, оно есть царство духовное, небесное. Оно, по изъяснению того же апостола, состоит "в праведности, мире и радости во Святом Духе" (Рим. 14,17). Оно есть царство света и любви, истины и свободы, незлобия и мира; оно есть царство жизни и вечного блаженства. Для насаждения этого Царства среди людей Господь наш нисходил на землю, для осуществления его в мире Он основал Свою Церковь и теперь зовет вас потрудиться для утверждения этого Царства в сердцах людей: "Идите и проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное".

Нет, кажется, ничего легче, как привить сердцу человеческому начала жизни этого Царства. Человек всегда, с неустанным усилием стремится к счастью. Жизнь ему дороже всего. Радость и блаженство венчают все его желания. Казалось бы, достаточно указать ему на это Царство света, жизни, радости и блаженства, чтобы он всем сердцем возжелал быть участником и наследником его. Осуществленное здесь, на земле, среди людей, это идеальное Царство превращает землю в небо. Признаки его: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5,22-23)— противостоят признакам "царства мира", в котором— всякое непотребство и нечистота: вражда, ссоры, зависть, гнев, ненависть, памятозлобие, пьянство, бесчинство, убийство и т.д. (Гал.5,19-21). Казалось бы, с какой охотой каждый человек должен бежать из мрака к свету, от греха к праведности! А между тем, дело это совсем нелегкое. Здесь требуются большие усилия, подвиг и содействие Божественной благости.

Грешный человек так пристрастился ко всему земному, материальному, что самые лучшие его порывы часто переплетаются с материальным началом. Требуется подвиг самоотвержения, чтобы душа, просветленная верой и благодатью, могла понять и ощутить всю красоту непреходящих духовных ценностей, очищенных от наслоения вещественного и грубого. Под влиянием греховного пристрастия к материальному все самое высокое, и даже Божественное, человек принижает, приспосабливая к своему узкому греховному пониманию. Свидетель тому— история... Для освобождения человека от всего греховного Вечность предопределила искупление чрез Господа нашего Иисуса Христа. В течение многих веков, чрез многочисленные откровения, обетования и пророчества Господь приготовлял человечество к принятию и усвоению начал новой духовной жизни, достойной обновленного человека как высшей разумной твари, как Божьего творения. Что же люди? Они низвели это Божественное откровение о Спасителе до грубого понимания Мессии как царя-завоевателя, а Его Царство стали мыслить как внешнее господство над всеми народами. В своем эгоистическом стремлении люди не заметили самого существенного. Их стремление было верным показателем того,  что сами они оставались пленниками и рабами вещественности и греха. Но одним хлебом не может жить человек. Христианство не отрицает материального блага, но смотрит на него не как на самоцель. Бог благословляет изобилие плодов земных, венчает труд человека благами, но при этом говорит: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф.6,33).

Проповедь о Царстве Божием всегда актуальна, всегда нужна, ибо и в наше христианское время происходит принижение идеи Царства Божия и обнаруживается стремление людей поставить на его место более близкое для суетного человека "царство мира", как это было с людьми и в ветхозаветное время. Это совершается, несмотря на многовековое существование христианства, несмотря на многовековую проповедь о Царстве Божием, запечатленную подвигами апостольства, исповедничества и мученичества бесчисленного сонма святых, память которых празднует ныне святая Церковь.

Итак, знайте, братья, что нелегко привить земному человеку начала жизни Царства Божия. Но да не смущает вас эта трудность! Христос победил мир и Своим верным рабам, труждающимся во имя Его, дает силу слова и премудрость. "Ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам" (Лк.21,15). Вспомните: не двенадцать ли простых рыбаков покорили Христу вселенную, концы которой слышали глаголы их?

Однако для приобретения такой крепости проповеднику и служителю Слова Божия необходимо со всей искренностью и всеми силами стремиться к победе над "царством мира" и к насаждению Царства Божия в себе самом, в своей душе, в своем сердце. Непреодолимая сила слова дается тому, чьего сердца коснулась благодать Божия, чей дух пламенеет светлым Божества огнем. Эта непреоборимость слова христианского проповедника дается свыше (Лк.24,49). Апостолы получили ее, когда сошел на них Дух Святой, Которым всякая душа живится и Которого вы получили в день своей Пятидесятницы во время хиротонии.

Помышляйте же, братья возлюбленные, не о трудности дела проповедания Царства Божия, но о силе Божией, единодушно, по заповеди Господней, пребывая в молитве и молении (Деян.1,14).

Облеченные силой Божией, будьте благоуспешны в вашем деле и всегда, подобно апостолам, радостны, хотя бы и постигали вас горе, житейские невзгоды и разные злоключения.

Идите же и проповедуйте, что "приблизилось Царство Небесное". Господь же мира и всякого утешения да будет с вами.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru