Под облаком милости (Речь перед началом нового учебного года, произнесенная в Актовом зале Московских духовных академии и семинарии в 1978 г.)

В этот первый, знаменательный и торжественный день нового учебного года, освященного молитвой к Подателю премудрости и разума—Богу, к вам, вновь поступившим воспитанникам наших духовных школ, обращаемся мы со словами приветствия и добрых искренних пожеланий.

Избранием Пастыря и Блюстителя душ ваших (1 Пет.2,25), Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Которому от века ведомы грядущие судьбы человеческие, вам выпадает жребий высшего служения на земле—служения Богу и народу Божьему. Таинственно глубоки и непостижимы разумом пути спасительного Промысла Божия, приведшего ныне вас в духовную школу, на стезю богословского образования. Господь видимо избрал вас от мира (Ин.15,16) и ввел в этот вертоград Божественной премудрости, в землю обетованную, осененную Небесным омофором Пресвятой Богородицы и освященную стопами великого светильника Русской Церкви, преподобного и богоносного отца нашего Сергия. Воистину, место сие свято есть, ибо здесь утверждена лествица высокая духовного восхождения и богопознания. Теперь, оглядываясь на пройденный вами путь, должны вы уразуметь, что все вы с самого дня своего рождения были под облаком милости и благости Божией, все ели один и тот же духовный хлеб жизни (Ин.6,48) и все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного Божественного камня—камень же был Христос (1 Кор.10,1-4), непоколебимо утвердивший храм вашей веры. А вера ваша требовала порой для своего подтверждения то знамений и чудес, то рационального философского обоснования. Подобные притязания, однако, теряли всякую значимость в свете Священного Писания, отрицающего то и другое и содержащего поэтому "для иудеев соблазн, а для еллинов безумие" (1 Кор. 1,23). Преодолевая этот соблазн и это безумие, познавая в религиозно-молитвенном делании Христа, "Божию силу и Божию премудрость" (1 Кор. 1,24), вы, восходя от силы в силу, утверждались в истинной вере, основанной не "на мудрости человеческой, но на силе Божией" (1 Кор.2,5). Ортодоксальная вера, отвергающая мудрость мудрецов и разум разумных (1 Кор. 1,19), свидетельствовала внутреннему сознанию вашему о богооткровенном характере христианской религии, которая—единственная из всех религий мира—дает опытную проверку людских упований, приобщая каждого искренне верующего к благодати Божественной. Познать благодать теоретически, на словах, невозможно, но то, что чувствовали вы здесь в эти дни, может быть названо благодатью. Здесь воочию вы убедились, "яко благ Господь" (Пс.33,9) ко всем любящим Его, здесь переживали вы светлую чистую радость в порыве бесконечной благодарности Богу, исполнившему самые сокровенные, самые святые и возвышенные ваши намерения и желания. Свое зачисление в Московские духовные школы вы восприняли как дар за вашу искреннюю любовь к Богу, как указание свыше истинного пути, как видимый знак вашего избрания Богом, как цель ваших надежд и исканий. Отныне вы являетесь учащимися старейшего в нашей стране духовно-богословского учебного заведения. Звание воспитанника духовной школы ставит перед вами новые цели и задачи, открывает необозримые горизонты будущей вашей деятельности. С первого дня пребывания в стенах нашей школы вы должны готовиться к пастырскому служению, которое вам предстоит нести в ограде самой большой среди Поместных Автокефальных Церквей—Русской Православной Церкви, вот уже более полувека живущей в новых социально-экономических условиях. В наши дни, когда имеются все возможности для свободного интеллектуального самораскрытия личности, проходило ваше развитие и становление. Познание окружающего мира, от которого сокровище духовное может быть собираемо, безусловно, воспринималось вами как часть естественного Откровения о Боге, ибо "невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы" (Рим. 1,20). В динамике вашего духовного роста создавался тот необходимый минимум молитвенно-религиозного опыта и элементарных понятий из области богословия, который позволил вам теперь приступить к фундаментальному богословскому образованию. Как "возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия" (1 Пет. 1,23), должны вы теперь стремиться более прочным "делать ваше звание и избрание" (2 Пет. 1,10), чтобы вам обогатиться "всяким словом и всяким познанием" (1 Кор. 1,5) и научиться тому, "как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины" (1 Тим.3,15).

Неизмеримо высокая ответственность пастыря перед Богом и Церковью обязывает вас, сегодняшних учащихся наших духовных школ, употребить свои творческие силы и дарования к настойчивому овладению приобретаемыми здесь знаниями, чтобы со дерзновением неосужденно явить в смиренном иерейском служении великий образ вечного Первосвященника Иисуса Христа.

В соответствии с целями и задачами пастырского служения образование в духовной школе предусматривает не только определенный объем научно-бого-словских знаний, но и религиозно-нравственное воспитание будущих священнослужителей. В наше время, сложное и стремительное, к пастырю предъявляются особые, повышенные требования. Современный священник мыслится как человек глубокой религиозности, хорошо осведомленный в области новейших достижений православной богословской мысли; как носитель высокой культуры и вечных евангельских этических идеалов. Разносторонняя и многообразная деятельность пастыря имеет поистине универсальный характер. Священник—соработник у Бога, он—проповедник вечной Христовой истины и строитель Божественных тайн (1 Кор.4,1), он—духовный наставник и руководитель вверенного ему народа Божия, он—блюститель нравственных основ жизни и посланник Господень на земле, указывающий всем реальный путь к достижению идеальной нормы человеческого бытия, к вечной и совершенной радости в Боге (Ин.15,11). Вся эта деятельность, во всей ее полноте и объеме, называется пастырством, за которое Пастыреначальник Христос обещал "неувядающий венец славы" (1 Пет.5,4). Имея такое обетование и сознавая вместе с тем свое высокое призвание, вы не должны давать гордости и надмению овладевать вами, но, "совершая святыню в страхе Божием" (2 Кор.7,1), должны постоянно помнить, что служение Истине вверяется не по заслугам, а по избранию, что "не на мудрости человеческой, но на силе Божией" (1 Кор.2,5) утверждается вера и что не люди, а Дух Божий, быть может, даже вопреки человеческой немощи и ограниченности, ведет Церковь, осуществляющую свое превечное назначение в условиях мирового исторического бытия.

Осознавая с полным пониманием всей ответственности, свое место в жизни Церкви, должны вы теперь, с этого дня приступить к вашему первому церковному послушанию—к учебным занятиям в наших духовных школах. Господь же, благословляющий благословляющих Его и освящающий на Него уповающих, да утешит вас отрадными успехами на избранном вами славном и спасительном поприще.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск

Календарь

<Октябрь 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252628293031

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru