Под облаком милости (Речь перед началом нового учебного года, произнесенная в Актовом зале Московских духовных академии и семинарии в 1978 г.)

В этот первый, знаменательный и торжественный день нового учебного года, освященного молитвой к Подателю премудрости и разума—Богу, к вам, вновь поступившим воспитанникам наших духовных школ, обращаемся мы со словами приветствия и добрых искренних пожеланий.

Избранием Пастыря и Блюстителя душ ваших (1 Пет.2,25), Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Которому от века ведомы грядущие судьбы человеческие, вам выпадает жребий высшего служения на земле—служения Богу и народу Божьему. Таинственно глубоки и непостижимы разумом пути спасительного Промысла Божия, приведшего ныне вас в духовную школу, на стезю богословского образования. Господь видимо избрал вас от мира (Ин.15,16) и ввел в этот вертоград Божественной премудрости, в землю обетованную, осененную Небесным омофором Пресвятой Богородицы и освященную стопами великого светильника Русской Церкви, преподобного и богоносного отца нашего Сергия. Воистину, место сие свято есть, ибо здесь утверждена лествица высокая духовного восхождения и богопознания. Теперь, оглядываясь на пройденный вами путь, должны вы уразуметь, что все вы с самого дня своего рождения были под облаком милости и благости Божией, все ели один и тот же духовный хлеб жизни (Ин.6,48) и все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного Божественного камня—камень же был Христос (1 Кор.10,1-4), непоколебимо утвердивший храм вашей веры. А вера ваша требовала порой для своего подтверждения то знамений и чудес, то рационального философского обоснования. Подобные притязания, однако, теряли всякую значимость в свете Священного Писания, отрицающего то и другое и содержащего поэтому "для иудеев соблазн, а для еллинов безумие" (1 Кор. 1,23). Преодолевая этот соблазн и это безумие, познавая в религиозно-молитвенном делании Христа, "Божию силу и Божию премудрость" (1 Кор. 1,24), вы, восходя от силы в силу, утверждались в истинной вере, основанной не "на мудрости человеческой, но на силе Божией" (1 Кор.2,5). Ортодоксальная вера, отвергающая мудрость мудрецов и разум разумных (1 Кор. 1,19), свидетельствовала внутреннему сознанию вашему о богооткровенном характере христианской религии, которая—единственная из всех религий мира—дает опытную проверку людских упований, приобщая каждого искренне верующего к благодати Божественной. Познать благодать теоретически, на словах, невозможно, но то, что чувствовали вы здесь в эти дни, может быть названо благодатью. Здесь воочию вы убедились, "яко благ Господь" (Пс.33,9) ко всем любящим Его, здесь переживали вы светлую чистую радость в порыве бесконечной благодарности Богу, исполнившему самые сокровенные, самые святые и возвышенные ваши намерения и желания. Свое зачисление в Московские духовные школы вы восприняли как дар за вашу искреннюю любовь к Богу, как указание свыше истинного пути, как видимый знак вашего избрания Богом, как цель ваших надежд и исканий. Отныне вы являетесь учащимися старейшего в нашей стране духовно-богословского учебного заведения. Звание воспитанника духовной школы ставит перед вами новые цели и задачи, открывает необозримые горизонты будущей вашей деятельности. С первого дня пребывания в стенах нашей школы вы должны готовиться к пастырскому служению, которое вам предстоит нести в ограде самой большой среди Поместных Автокефальных Церквей—Русской Православной Церкви, вот уже более полувека живущей в новых социально-экономических условиях. В наши дни, когда имеются все возможности для свободного интеллектуального самораскрытия личности, проходило ваше развитие и становление. Познание окружающего мира, от которого сокровище духовное может быть собираемо, безусловно, воспринималось вами как часть естественного Откровения о Боге, ибо "невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы" (Рим. 1,20). В динамике вашего духовного роста создавался тот необходимый минимум молитвенно-религиозного опыта и элементарных понятий из области богословия, который позволил вам теперь приступить к фундаментальному богословскому образованию. Как "возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия" (1 Пет. 1,23), должны вы теперь стремиться более прочным "делать ваше звание и избрание" (2 Пет. 1,10), чтобы вам обогатиться "всяким словом и всяким познанием" (1 Кор. 1,5) и научиться тому, "как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины" (1 Тим.3,15).

Неизмеримо высокая ответственность пастыря перед Богом и Церковью обязывает вас, сегодняшних учащихся наших духовных школ, употребить свои творческие силы и дарования к настойчивому овладению приобретаемыми здесь знаниями, чтобы со дерзновением неосужденно явить в смиренном иерейском служении великий образ вечного Первосвященника Иисуса Христа.

В соответствии с целями и задачами пастырского служения образование в духовной школе предусматривает не только определенный объем научно-бого-словских знаний, но и религиозно-нравственное воспитание будущих священнослужителей. В наше время, сложное и стремительное, к пастырю предъявляются особые, повышенные требования. Современный священник мыслится как человек глубокой религиозности, хорошо осведомленный в области новейших достижений православной богословской мысли; как носитель высокой культуры и вечных евангельских этических идеалов. Разносторонняя и многообразная деятельность пастыря имеет поистине универсальный характер. Священник—соработник у Бога, он—проповедник вечной Христовой истины и строитель Божественных тайн (1 Кор.4,1), он—духовный наставник и руководитель вверенного ему народа Божия, он—блюститель нравственных основ жизни и посланник Господень на земле, указывающий всем реальный путь к достижению идеальной нормы человеческого бытия, к вечной и совершенной радости в Боге (Ин.15,11). Вся эта деятельность, во всей ее полноте и объеме, называется пастырством, за которое Пастыреначальник Христос обещал "неувядающий венец славы" (1 Пет.5,4). Имея такое обетование и сознавая вместе с тем свое высокое призвание, вы не должны давать гордости и надмению овладевать вами, но, "совершая святыню в страхе Божием" (2 Кор.7,1), должны постоянно помнить, что служение Истине вверяется не по заслугам, а по избранию, что "не на мудрости человеческой, но на силе Божией" (1 Кор.2,5) утверждается вера и что не люди, а Дух Божий, быть может, даже вопреки человеческой немощи и ограниченности, ведет Церковь, осуществляющую свое превечное назначение в условиях мирового исторического бытия.

Осознавая с полным пониманием всей ответственности, свое место в жизни Церкви, должны вы теперь, с этого дня приступить к вашему первому церковному послушанию—к учебным занятиям в наших духовных школах. Господь же, благословляющий благословляющих Его и освящающий на Него уповающих, да утешит вас отрадными успехами на избранном вами славном и спасительном поприще.
 

Церковные Таинства

—    Само по себе имя (как набор звуков или букв) никоим образом не может влиять на судьбу человека. Наша судьба зависит исключительно от того, какую жизнь мы ведем. Также можно вспомнить народную мудрость: "Не имя красит человека, а человек имя".
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    В вашем вопросе содержится и ответ на него. Как вы правильно заметили, сквернословие действительно можно рассматривать как какое-то "противопоставление" молитве, как говорит Спаситель: "От избытка сердца говорят уста" (Мф. 12, 34). А если сопоставить это со словами апостола Павла: "Всегда радуйтесь.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru