Марксистско-христианский диалог ("Мирное сосуществование и воспитание молодежи ". Слово на симпозиуме, произнесенное в Роузмонте, штат Пенсильвания, США, в 1977г.)

Хочу приветствовать это высокое собрание людей разных идеологий, объединенных общей целью и совместной ответственностью за судьбы нынешнего мира. Хочу поблагодарить организаторов настоящего симпозиума за то, что они сделали возможной нашу встречу именно здесь, в США, где впервые принимают участие в таком диалоге наши американские коллеги и друзья. Мы поддерживаем это. И вот почему: наши страны—страны-соседи, разделенные лишь несколькими десятками километров Берингова пролива, и вместе с тем—страны, поставленные историческим процессом на противоположные классовые полюса. Огромность экономического потенциала наших государств, их военная мощь, активная внешняя политика накладывают отпечаток на всю международную жизнь. Уже одно это заставляет народы наших двух стран и народы мира отдавать себе отчет в том, какие блага могло бы принести — и при том не только для народов этих двух стран, но и для всего человечества—сотрудничество в решении крупнейших международных проблем. Понимают народы и то, какими глобальными катастрофическими последствиями чревато доведение противоборства между ними до военного конфликта.

Исторический опыт подтверждает, а семидесятые годы доказали возможность и полезность мирного сосуществования и развития взаимовыгодного сотрудничества между нашими державами.

Церкви—неправительственные организации. Церковь и политика—вещи несовместимые. Это так. Но Церковь составляют люди, граждане той или иной страны, граждане, которые, живя в современном мире, вряд ли могут быть абсолютно изолированными и невовлеченными в проблему нынешнего дня. Библейское благовестив о мире и справедливости в нем должно быть воспринято христианами как благовестив, относящееся и к сфере мирного сосуществования и образования. Удачно избрана тема для нашего симпозиума: "Мирное сосуществование и образование". Церкви могут вносить и вносят в это дело свой вклад. Они должны использовать свой исторический опыт и знание, свой моральный авторитет, пробуждать в христианах сознание ответственности, стимулировать готовность разделять политическую ответственность, способствовать лучшему сотрудничеству как между христианами, так и между всеми людьми доброй воли. Церкви—за сотрудничество людей и стран на разных уровнях, они одобряют шаги, предпринимаемые правительствами в интересах мирного сотрудничества и упрочения мира, способствуют правильной и объективной информации, могущей постепенно рассеять вражду и недоверие, Церкви способствуют развитию того, чему даже наш высокотехнический век не придумал равной замены—живому общению людей.

Ввиду существования различных социальных систем в современном мире переговоры о мирном сосуществовании могут развиваться лишь по мере разрядки напряженности. Ее смягчение, сопровождаемое устранением недоверия, недоразумений и ненависти, составит основу новой системы безопасности, созданию которой должна помочь ООН.

Теперь я хотел бы сказать несколько слов о том опыте, который имеется в данной области у моей Церкви, а о моей стране уже говорили и еще будут, вероятно, говорить наши ученые.

Я думаю, что общая цель собрала нас сюда, на симпозиум, объединив людей разных идеологий. Моя Церковь проводит идею мирного сосуществования и воспитывает в этом духе людей. Церковь принимает активное участие в мероприятиях светской общественности по вопросам защиты мира и окружающей среды, сотрудничает с Комитетом защиты мира, возвышает свой голос во многих международных церковных и общественных организациях, сотрудничает с другими, нехристианскими, религиозными объединениями. В Загорске состоялось несколько крупнейших встреч представителей всех религий. В нынешнем году, по инициативе Русской Православной Церкви, состоится Всемирная конференция представителей всех религий, посвященная борьбе за мир, разоружение и справедливые отношения между народами. Русская Православная Церковь делает все это, исходя из принципов Евангелия.

Возвращаясь к вчерашней дискуссии, хочу дополнить ответ на вопрос о религиозном образовании и воспитании в нашей стране.

Положение Церкви в нашей стране сложное и трудное, отношения между державой и Церковью строятся на принципе отделения Церкви от государства и обусловленного этим государственного законодательства о религиозных культах. Принцип отделения Церкви от государства предусматривает и отделение школы от Церкви. Это значит, что всю систему светского образования берет на себя государство. В мою задачу не входит давать критический анализ такого положения, говорить о хороших или плохих сторонах упомянутых явлений. Я только хочу напомнить, что это есть, и есть уже на протяжении шестидесяти лет. Это ровно столько же, сколько наша Церковь существует в новых социальных условиях. Людям, которым ныне около 60, трудно и вряд ли возможно было бы являться членами Церкви без всякого религиозного воспитания и образования. Как же тогда это осуществляется? Согласно нашему государственному законодательству каждый гражданин имеет право быть верующим или неверующим, принадлежать к Церкви или нет. При этом надо подчеркнуть, что существует сильный государственный атеизм. Религиозное воспитание в нашей стране осуществляется через домашнюю церковь—семью и через общественную Церковь-приход. Одни проходят и первое и второе; другие— только первое, не достигнув второго; иные, не имев первого, нашли второе и т.д. Так Церковь и живет. Несмотря ни на какие трудности, не уменьшается количество ее верующих.

Церковь в новых, сложных социальных условиях живет и исполняет свою священную миссию, к чему она и призвана своим Основателем и Главою, Господом нашим Иисусом Христом.

Спасибо за внимание. Приимите пожелание успеха в наших взаимных поисках и добрых начинаниях.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru