Новая страница (Речь перед началом нового учебного года, произнесенная в Актовом зале Московских духовных академии и семинарии в 1977 г.)

Глубокоуважаемые наставники и питомцы Московских духовных учебных заведений! Сегодня в торжественной обстановке мы открываем новую страницу: для продолжающих курс богословского образования это страница нового учебного года, а для тех, кто сегодня стал членом нашей братской духовной семьи, это новая страница их жизни.

С отеческой любовью я приветствую всех вновь поступивших в наши духовные школы с исполнением их желания войти в святилище богословской науки, желания, которое, несомненно, было испытано и временем, и жизнью. Вы сумели найти себя, сумели услышать в своем сердце глас Призывающего вас к служению христианской Церкви. Поступление в духовное учебное заведение—это первый шаг к намеченной вами цели. Совершая свое богословское образование, никогда не теряйте из виду эту конечную благородную цель. Постоянное памятование о ней не считайте суетной заботой о грядущем дне. Забота о дне грядущем и ощущение, переживание грядущего—это совершенно разные состояния, и если первое осуждено Христом (Мф.6,34), то без второго жизнь вообще лишается всякого смысла, ибо становится бесцельной, бесперспективной. Завтрашний день—он еще невидим для нас, однако христиан, потерявших предчувствие будущего как в своей личной судьбе, так и в судьбах святой Церкви и всего человечества, ожидают многие и многие ошибки. Неведение своего собственного призвания, равно как и потеря из виду главной цели—это самая большая жизненная драма. Вот почему в христианстве нет места людям, живущим "по инерции", сломленным, колеблющимся. "Человек с двоящимися мыслями,— по свидетельству Священного Писания,—не тверд во всех путях своих" (Иак.1,8). Должно всегда соблюдаться единство принципов, которыми вы будете руководствоваться в тех или иных жизненных ситуациях, шествуя к намеченной цели. Это поможет вам стать личностями цельными, целостными. Это послужит для вас залогом больших успехов как на школьной скамье, при постижении Божественной премудрости, так и в дальнейшей вашей жизни и христианском служении. Помните, что вы вступили на путь служителей Истины. А Истина не терпит двоедушия, сделок с совестью; Истина никогда не должна зависеть от того, кому она служит.

Начиная большое и ответственное поприще духовного образования, не ставьте перед собой "сверхзадач", не берите на себя особых подвигов. Трудиться в меру своих сил, честно, усердно и достойно—это и есть подвиг (1 Пет.4,11).

Лишних знаний на свете нет, гласит народная мудрость. Эти слова нам необходимо принять как одно из основных школьных правил, основных, прежде всего, потому, что пастырское образование поистине безгранично. У пастыря не может быть готовых рецептов, набором которых он сумел бы запастись и на этом остановиться в своих познаниях. Человеческие жизни, вверяемые пастырскому руководству, никогда не схожи между собой. Постоянно меняется и всеобщая жизнь мира, ибо она, в существе своем, есть непрестанное обновление. Все это побуждает нас усердно трудиться, постоянно познавать, неизменно совершенствоваться. Но при этом важно помнить и другое древнее изречение, помогающее правильно понять приведенные нами слова народной мудрости. "Многое знание,—сказал Гераклит,—не делает большого ума". Это изречение—не повод к умственной лени. Как раз наоборот, оно-то и призывает к обучению сознательному, глубокому, чуждому механическому восприятию знаний, получаемых в духовных школах. В связи с этим вспоминается довольно интересный и поучительный разговор двух римлян о Плинии Старшем. Один из собеседников, с похвалой отзываясь об учености Плиния, сказал, что последний никогда не расстается с книгой: читает во время прогулки, читает за едой* читает даже тогда, когда принимает ванну. Изумившись, второй собеседник спросил: "Все читает и читает. Ну, а когда же он думает?" Вопрос собеседника исполнен глубокого смысла. Он как бы говорит нам, что знания могут быть полезны только тогда, когда они пройдут через призму личного, сознательного восприятия, когда они будут усвоены и творчески осмыслены. Процесс всякого познания, в том числе и богословского, предполагает прежде всего работу собственной мысли. Пусть знания станут собственным достоянием, добытым упорной внутренней работой, а не усвоенными лишь памятью. Именно таким путем приобретается убежденность—одно из основных качеств пастыря Православной Церкви.

Пусть эти краткие советы, извлеченные из опыта многих поколений, вольются в богатую богословскую сокровищницу, к овладению которой вы сейчас приступаете.

Обращаясь ко всему нашему большому и дружному коллективу, я приветствую вас, дорогие наставники и учащиеся, с началом нового учебного года. Каждый год имеет свои особенности, свои характерные черты. И это естественно, ибо жизнь не копирует прошлого. Время не останавливается; используя предшествующий опыт, оно непрерывно движется вперед. Чем же будет отличаться предстоящий учебный год? Каков будет его облик? Каковы его трудности и успехи? Все это во многом будет зависеть от нас, от нашей духовной настроенности и активности, сознательности и трудолюбия. Позвольте мне принести всем вам мои добрые, исходящие от сердца пожелания новых сил и новых успехов в тех поистине благодатных трудах, которые нас ожидают. С любовью и прилежанием восприняв благое школьное иго, "преобразуйтесь обновлением ума вашего" (Рим. 12,2) и сердца, чтобы вам обогатиться во Христе всем: и познанием, и словом, и делом (1 Кор. 1,5).

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru