Проповедь на Рождество Христово

Православный христианский мир прославляет рождшегося Христа Спасителя радостным, глубокосодержательным песнопением—тропарем, в котором называет Христа Светом и Солнцем: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови Свет разума... Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока, Господи, слава Тебе!".

Называли Христа Светом и Солнцем святые пророки. Святой пророк Исайя, например, возвещая о пришествии Христа, говорил, что "народ, ходящий во тьме, увидит Свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет" (Ис.9,2). Сам Христос называл Себя Светом, говоря: "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Ин.8,12). Поэтому, воспевая Рождество, мы прославляем Господа как Свет разума и как Солнце правды.

Христос—высочайший Разум, Он—Свет, просвещающий нас. Христос—Солнце мира, Оно взошло, чтобы светить миру и уже больше никогда не заходить. Всякий свет противоположен тьме. Свет прогоняет тьму: восходит утром солнце и прогоняет ночной мрак. Так воссияло раз и навсегда в святую светозарную вифлеемскую ночь Солнце правды: родился Христос, Спаситель мира, Спаситель всего человечества. Он победил идольскую тьму. Для верующих в Него и просвещенных Его благодатным учением Он является Светом разума и Солнцем правды.

С самого начала своего существования человечество ставило перед собой целый ряд вопросов, которые принято называть "вечными". Самым естественным и волнующим среди них был вопрос о жизни человека. Кончается ли жизнь здесь, на земле, а если не кончается, то что ожидает человека за гробом? Каким станет человек? Человечество силилось приоткрыть завесу тайны рождения и тайны смерти, но изнемогало в своем бессилии. Мыслящие люди спрашивали себя: неужели же человек со своими чувствами, со своими порывами, желаниями, способностями ума и сердца бесследно исчезает и становится достоянием небытия? На эти вопросы Христос пролил свет истины и правды.

Если бы на эти вопросы не было у нас ответа, тогда следовало бы признать миражом и насмешкой саму жажду жизни, не говоря уже об образе и подобии Божием в человеке. Если бы на эти вопросы был только отрицательный ответ, то какой бы вопль отчаяния охватил мир и человечество, наш дух и сердце. Непроглядный и беспросветный мрак окутал бы нас. Не оставалось бы ничего другого, как повторить вместе с поэтом отчаянную фразу: "И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка!". Мы не можем так говорить потому, что имеем свет Христова разума. Да и поэт, сказавший эти слова в минуту отчаяния, потом с молитвой на устах повторял: "С души как бремя скатится, сомненья далеко, и верится, и плачется, и так легко-легко". Легко потому, что свет Христов просвещает нашу жизнь, дает ей подлинный смысл; легко потому, что Христос Своим словом и делом ответил на "вечные" вопросы. Ответил радостным и ободряющим: "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет" (Ин. 11,25); "И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек" (Ин.11,26); "Я есмь... жизнь" (Ин.14,6); "верующий в Меня имеет жизнь вечную" (Ин.6,47); "Я воскрешу его в последний день" (Ин.6,44). Если бы не было всего этого, незачем было бы и Христу приходить на землю. Бог вдунул в человека душу бессмертия, дал ему чувство любви к жизни, жажду вечного бытия.

Христос дал нам и свет разума. Этим разумом Он просвещает всех и дает возможность по-новому осмысливать жизнь. Все это стало возможным с пришествием Христа, с появлением Его учения.

Христос, будучи Светом разума и Солнцем правды, ответил и на другие вопросы, которые всегда волновали людей. Он по-новому осветил нам смысл любви Божией к людям. Он открыл нам истину, что о каждом из нас постоянно, денно и нощно, заботится Промысл Божий: ни один волос с головы человеческой не падает без воли Божией. Эта постоянная Божественная любовь простирается над всем миром и над всеми людьми. Он дал нам новую заповедь о любви к Богу и к людям, любви, которая все может, которая обнимает собою и друзей и недругов. Христос пролил свет и на такой волнующий вопрос, как страдание, его смысл и значение.

Одним посылаются страдания, через которые Христос стучится в сердце и душу, желая пробудить их от греховного сна. Мы это знаем из опыта. И кто знает, может быть, многие из тех, кого посетят тяготы жизни, болезни и лишения, именно в этот момент испытаний вспомнят огонек лампады из своего детства или стоящую коленопреклоненно на молитве давно уже умершую мать; вспомнят свою первую исповедь и Причастие; вспомнят простиравшуюся некогда над ними благодеющую руку Божию.

Другим посылаются страдания для того, чтобы они здесь, в земной жизни, искупили свои грехи и безнравственные проступки. И если мы воспринимаем скорби с чувством благодарности Богу, с великодушием и терпением, если мы в них видим не карающую, а милующе-очищающую руку Божию, то мы созидаем свое спасение и свою блаженную будущность.

Иным Господь посылает испытания для того, чтобы укрепить их расслабленную волю, оживить немощный дух, утвердить колеблющийся ум, а иным страдания посылаются и как наказание, чтобы временной мерой освободить человека от вечного наказания.

Христос проливает свет на самый недоуменный вопрос: почему страдают невинные дети? На страданиях детей Господь учит нас, насколько мы, люди, органически едины в человечестве, насколько мы все ответственны за всех. Мы можем страдать и по вине других, и другие могут страдать по вине нашей. Как необходимо нам чище и праведнее жить, чтобы из-за нас не страдали дети наши! Насколько же мы черствые и огрубевшие, если для умягчения наших сердец требуются страдания невинных детей! Страданием детей Господь хочет очистить родительские беззакония и возбудить самих родителей к покаянию. По учению святых отцов, невинные младенцы страдают, чтобы им за напрасную их смерть получить жизнь нетленную, а родителям их удостоиться за их страдания целомудрия и истинного покаяния. Какой же дорогой ценой дается нам чувство сострадания, которое приводит к всепрощению и любви, ибо кто не любит человека, тот не любит и Бога.

Нет такого вопроса, на который бы мы не нашли ответа в учении, принесенном в мир Сыном Божиим. К Нему тянутся миллионы душ и сердец, как тянется все живое к солнцу, дающему жизнь. Знаменательно, что у яслей Младенца Христа встретились и первыми от имени всего человечества поклонились Ему и простецы—пастухи, и мудрецы—волхвы. Учение Христа и просто, и мудро, оно глубокое и всеобъемлющее. Нас покоряет во Христе всесовершенная красота, простота и мудрость.

Прославляя Христа, возлегшего ради нас в яслях, в убогом вертепе, будем ценить дар Божия ведения, ибо в свете этого дара рассеиваются все наши человеческие недоумения. Будем с достоинством и любовью кланяться истинному Солнцу правды—Христу Богу, потому что в нем для нас и знание, и тепло, и свет, и жизнь. Аминь.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru