Проповедь на Рождество Христово

Православный христианский мир прославляет рождшегося Христа Спасителя радостным, глубокосодержательным песнопением—тропарем, в котором называет Христа Светом и Солнцем: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови Свет разума... Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока, Господи, слава Тебе!".

Называли Христа Светом и Солнцем святые пророки. Святой пророк Исайя, например, возвещая о пришествии Христа, говорил, что "народ, ходящий во тьме, увидит Свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет" (Ис.9,2). Сам Христос называл Себя Светом, говоря: "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Ин.8,12). Поэтому, воспевая Рождество, мы прославляем Господа как Свет разума и как Солнце правды.

Христос—высочайший Разум, Он—Свет, просвещающий нас. Христос—Солнце мира, Оно взошло, чтобы светить миру и уже больше никогда не заходить. Всякий свет противоположен тьме. Свет прогоняет тьму: восходит утром солнце и прогоняет ночной мрак. Так воссияло раз и навсегда в святую светозарную вифлеемскую ночь Солнце правды: родился Христос, Спаситель мира, Спаситель всего человечества. Он победил идольскую тьму. Для верующих в Него и просвещенных Его благодатным учением Он является Светом разума и Солнцем правды.

С самого начала своего существования человечество ставило перед собой целый ряд вопросов, которые принято называть "вечными". Самым естественным и волнующим среди них был вопрос о жизни человека. Кончается ли жизнь здесь, на земле, а если не кончается, то что ожидает человека за гробом? Каким станет человек? Человечество силилось приоткрыть завесу тайны рождения и тайны смерти, но изнемогало в своем бессилии. Мыслящие люди спрашивали себя: неужели же человек со своими чувствами, со своими порывами, желаниями, способностями ума и сердца бесследно исчезает и становится достоянием небытия? На эти вопросы Христос пролил свет истины и правды.

Если бы на эти вопросы не было у нас ответа, тогда следовало бы признать миражом и насмешкой саму жажду жизни, не говоря уже об образе и подобии Божием в человеке. Если бы на эти вопросы был только отрицательный ответ, то какой бы вопль отчаяния охватил мир и человечество, наш дух и сердце. Непроглядный и беспросветный мрак окутал бы нас. Не оставалось бы ничего другого, как повторить вместе с поэтом отчаянную фразу: "И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка!". Мы не можем так говорить потому, что имеем свет Христова разума. Да и поэт, сказавший эти слова в минуту отчаяния, потом с молитвой на устах повторял: "С души как бремя скатится, сомненья далеко, и верится, и плачется, и так легко-легко". Легко потому, что свет Христов просвещает нашу жизнь, дает ей подлинный смысл; легко потому, что Христос Своим словом и делом ответил на "вечные" вопросы. Ответил радостным и ободряющим: "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет" (Ин. 11,25); "И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек" (Ин.11,26); "Я есмь... жизнь" (Ин.14,6); "верующий в Меня имеет жизнь вечную" (Ин.6,47); "Я воскрешу его в последний день" (Ин.6,44). Если бы не было всего этого, незачем было бы и Христу приходить на землю. Бог вдунул в человека душу бессмертия, дал ему чувство любви к жизни, жажду вечного бытия.

Христос дал нам и свет разума. Этим разумом Он просвещает всех и дает возможность по-новому осмысливать жизнь. Все это стало возможным с пришествием Христа, с появлением Его учения.

Христос, будучи Светом разума и Солнцем правды, ответил и на другие вопросы, которые всегда волновали людей. Он по-новому осветил нам смысл любви Божией к людям. Он открыл нам истину, что о каждом из нас постоянно, денно и нощно, заботится Промысл Божий: ни один волос с головы человеческой не падает без воли Божией. Эта постоянная Божественная любовь простирается над всем миром и над всеми людьми. Он дал нам новую заповедь о любви к Богу и к людям, любви, которая все может, которая обнимает собою и друзей и недругов. Христос пролил свет и на такой волнующий вопрос, как страдание, его смысл и значение.

Одним посылаются страдания, через которые Христос стучится в сердце и душу, желая пробудить их от греховного сна. Мы это знаем из опыта. И кто знает, может быть, многие из тех, кого посетят тяготы жизни, болезни и лишения, именно в этот момент испытаний вспомнят огонек лампады из своего детства или стоящую коленопреклоненно на молитве давно уже умершую мать; вспомнят свою первую исповедь и Причастие; вспомнят простиравшуюся некогда над ними благодеющую руку Божию.

Другим посылаются страдания для того, чтобы они здесь, в земной жизни, искупили свои грехи и безнравственные проступки. И если мы воспринимаем скорби с чувством благодарности Богу, с великодушием и терпением, если мы в них видим не карающую, а милующе-очищающую руку Божию, то мы созидаем свое спасение и свою блаженную будущность.

Иным Господь посылает испытания для того, чтобы укрепить их расслабленную волю, оживить немощный дух, утвердить колеблющийся ум, а иным страдания посылаются и как наказание, чтобы временной мерой освободить человека от вечного наказания.

Христос проливает свет на самый недоуменный вопрос: почему страдают невинные дети? На страданиях детей Господь учит нас, насколько мы, люди, органически едины в человечестве, насколько мы все ответственны за всех. Мы можем страдать и по вине других, и другие могут страдать по вине нашей. Как необходимо нам чище и праведнее жить, чтобы из-за нас не страдали дети наши! Насколько же мы черствые и огрубевшие, если для умягчения наших сердец требуются страдания невинных детей! Страданием детей Господь хочет очистить родительские беззакония и возбудить самих родителей к покаянию. По учению святых отцов, невинные младенцы страдают, чтобы им за напрасную их смерть получить жизнь нетленную, а родителям их удостоиться за их страдания целомудрия и истинного покаяния. Какой же дорогой ценой дается нам чувство сострадания, которое приводит к всепрощению и любви, ибо кто не любит человека, тот не любит и Бога.

Нет такого вопроса, на который бы мы не нашли ответа в учении, принесенном в мир Сыном Божиим. К Нему тянутся миллионы душ и сердец, как тянется все живое к солнцу, дающему жизнь. Знаменательно, что у яслей Младенца Христа встретились и первыми от имени всего человечества поклонились Ему и простецы—пастухи, и мудрецы—волхвы. Учение Христа и просто, и мудро, оно глубокое и всеобъемлющее. Нас покоряет во Христе всесовершенная красота, простота и мудрость.

Прославляя Христа, возлегшего ради нас в яслях, в убогом вертепе, будем ценить дар Божия ведения, ибо в свете этого дара рассеиваются все наши человеческие недоумения. Будем с достоинством и любовью кланяться истинному Солнцу правды—Христу Богу, потому что в нем для нас и знание, и тепло, и свет, и жизнь. Аминь.
 

Церковные Таинства

— Бог есть любовь, поэтому любой грех — это преступление против любви, ведущее к разрыву с Богом и другими людьми, следовательно, является грехом против Церкви. Поэтому тот, кто грешит, отпадает от Церкви и должен каяться перед ней.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru