Русская Зарубежная Церковь (Современное положение) (Доклад, прочитанный на заседании комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви в 1976 г.)

После Октябрьской революции нашу страну постигли тяжелые испытания. Трудную судьбу тех лет разделили со всем народом и массы верующих, членов Русской Православной Церкви.

Прошло уже более полувека со времени печального исторического события, приведшего к отделению части верующих от Русской Православной Церкви и образованию так называемого "Карловацкого раскола". Мы вынуждены с прискорбием свидетельствовать, что эта рана до сих пор остается на теле церковном и приносит большой вред христианскому служению единства и любви.

Карловацкая раскольническая группировка именует себя "Русской Православной Церковью за границей" или "Русской Зарубежной Церковью". Правда, она никогда не провозглашала себя Церковью независимой, автокефальной. Порвав с Русской Православной Церковью, она до сих пор считает себя частью так называемой "катакомбной" Церкви и лелеет надежду возвратиться на Родину, "ожидая того благословенного дня, когда, как высказывались некоторые члены "Собора епископов Русской Православной Церкви за границей" 1967 г., с русского народа спадут оковы коммунистического рабства... (Русская Православная Церковь за границей (1918-1968). Т.П. С.1450). Антиканоническое существование Русской Зарубежной Церкви естественно послужило причиной того, что Церковь эта не признана ни одной из Православных Церквей и до сих пор пребывает в изоляции. «Зарубежная Церковь,—пишет протоиерей А. Шмеман,— словно ищет всего того, что могло бы еще больше противопоставить ее другим, еще больше подчеркнуть ее единственность. В ее печати и заявлениях, как правило, никогда не отмечается ничего положительного в других Церквах, только "отпадения" и "измены". Зарубежная Церковь открыто провозглашает себя единственной Церковью, сохранившей, в эпоху "апостазии", неповрежденное Православие. "Апостазия" же проявляется во всем: если это не признание, то тогда это экуменизм; если не экуменизм, то новый стиль, если не новый стиль, то "теп-лохладность" или "гуманизм", или "неперекрещивание инославных"»(Гордиенко Н.С., Комаров П.М., Курочкин П.К.. Политиканы от религии. М., 1975. С. 168-169).

Порвав с Русской Православной Церковью, руководство карловацкого раскола вынуждено было выработать свои "канонические установки" Зарубежной Церкви. Такие установки были приняты рядом Архиерейских Соборов. В 1956 г. Архиерейский Собор пересмотрел все законоположения, существовавшие ранее в Зарубежной Церкви, и принял "Положение о Русской Православной Церкви за границей".

Высшим органом для разрешения всех вопросов церковной жизни в Русской Зарубежной Церкви является так называемый "Всезарубежный Собор". За всю историю этой Церкви он созывался три раза. Его первое заседание проходило 20 ноября 1921 г. в городе Сремские Карловцы. Участниками Собора были 13 архиереев, а также духовенство и миряне. Председательствовал митрополит Антоний (Храповицкий). В августе 1938 г. в тех же Сремских Кар-ловцах состоялся второй Всезарубежный Собор, членами которого были 13 епископов, 26 священнослужителей и 58 мирян. И, наконец, совсем недавно, в сентябре 1974 г., в г. Джорданвилле проходили заседания третьего Всезарубежного Собора.

Кроме Соборов Всезарубежных, карловацкая церковная организация довольно часто собирает так называемые "Архиерейские Соборы", на которых решаются все текущие дела. Состоялось уже 29 таких Соборов.

Исполнительным органом Архиерейского Собора является Архиерейский Синод. В его состав до 1967 г. входили: председатель (глава Русской Зарубежной Церкви), два вице-председателя, два постоянных и два запасных члена. Заведующим канцелярией Синода был протопресвитер.

В 1967 г. на Соборе епископов Зарубежной Церкви был изменен состав постоянных членов Синода. В него стали входить: председатель (глава Церкви), заместитель председателя (архиепископ Вашингтонский и Флоридский) и секретарь (епископ Манхэттенский, викарий Восточно-Американской епархии). Переменные члены Синода вызываются на очередную сессию из епархий. Бывший секретарь, протопресвитер Георгий Граббе, назначен консультантом при Синоде и заведующим Отделом внешних сношений.

В ведении Архиерейского Синода находятся некоторые церковные учреждения: подворья, миссии, приходы. Исполнительный орган Собора размещается сейчас в Нью-Йорке. При нем имеются два храма: Синодальный собор Знамения Божией Матери и Церковь прп. Сергия Радонежского.

В мае 1964 г. митрополит Анастасий, будучи тогда еще главой Карловацкой Церкви, созвал Собор епископов для избрания себе преемника по причине своего преклонного возраста. Атмосфера заседаний Собора была весьма напряженной. Этого не могли скрывать даже сами карловацкие архиереи. Члены Собора разделились на две партии, каждая из которых старалась во что бы то ни стало избрать главой Церкви своего ставленника. Не желая уступить друг другу, партии остановились на "нейтральной" кандидатуре-епископе Брисбенском Филарете, самом младшем по хиротонии из всей зарубежной иерархии и являвшемся всего лишь вторым викарием архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского.

В жизни Русской Зарубежной Церкви с вступлением на пост ее предстоятеля митрополита Филарета почти ничего не изменилось. Новый первоиерарх продолжает ту же линию, какую проводили и его предшественники—митрополиты Антоний и Анастасий. Настроенность митрополита Филарета по отношению к Русской Православной Церкви по-прежнему остается враждебной.

В Русской Зарубежной Церкви имеется сейчас (в 1974 году) 14 епархий: шесть в США, две в ФРГ и по одной в Канаде, Англии, Швейцарии, Аргентине, Бразилии, Чили, Австралии и Новой Зеландии. Общее число приходов—около 400; количество архиереев—22. Имеется 13 монастырей в разных странах—6 мужских и 7 женских. Эти цифры, однако, как мы увидим ниже, не отражают истинного положения карловацкой церковной группировки.

Духовным центром эмигрантов-раскольников является Свято-Троицкий монастырь в г. Джорданвилле (США), называемый карловчанами "Лаврой Русского Зарубежья". Здесь же при монастыре имеется духовная семинария и издательство журнала "Православная Русь"—официального органа Архиерейского Синода. Настоятелем монастыря и ректором семинарии является епископ.

В 50-е годы началось массовое переселение русских эмигрантов из Европы за океан. Среди них было множество и карловчан. Опасаясь приближения Советской Армии в переломный период Великой Отечественной войны, карловчане оставили все свои насиженные места в Югославии, Болгарии, Венгрии, Чехословакии. Покинули они многие приходы и в других европейских странах. По этой причине в конце 50-х—начале 60-х годов Зарубежная Церковь на американском континенте значительно возросла. Сейчас, как уже было указано, там имеется 10 епархий: шесть в США, одна в Канаде и три в Латинской Америке.

До 1967 г. в США было 4 епархии. Первая—Восточно-Американская, которой управлял глава Зарубежной Церкви как епархиальный архиерей. Ему помогали два викария с титулами "Вашингтонский и Флоридский" и "Сиракузско-Троицкий". Епархия имела около 40 приходов. Вторая—Западно-Амери-канская епархия. Титул архиерея—"Западно-Амери-канский и Сан-Францисский". В епархии было немногим более 10 приходов и небольших общин. Затем—Чикагско-Детройтская епархия с одноименным титулом архиерея; имела 14 приходов. И, наконец, Лос-Анжелесская и Южно-Калифорнийская епархия. Титул архиерея—тот же. В епархии насчитывалось 6 приходов.

Собор епископов 1967 г. постановил образовать из Восточно-Американской епархии три новых:

1)Нью-Йоркскую    и Восточно-Американскую, где епархиальным архиереем является Глава Церкви; имеется также викарий—епископ Манхэттенский;

2)Сиракузско-Троицкую    и 3)Вашингтонско-Флорид-скую. Количество приходов во всех трех епархиях осталось прежним.

В Канаде Зарубежная Церковь имеет одну епархию с правящим архиереем Монреальским и Канадским. Ему помогает викарный епископ. В епархии около 20 приходов.

Епархии в Западной Европе: 1. Германская. Собор 1967 г. постановил учредить при ней кафедру викарного епископа. В епархии более 70 храмов и около 120 молитвенных общин. Правящий архиерей носит титул "Берлинский и Германский". 2. Австрийская епархия. Кроме кафедрального собора в Зальцбурге, в ней всего лишь около 10 молитвенных домов и приспособленных для совершения богослужений помещений. Титул архиерея—"Венский и Австрийский". 3. Британская епархия. Имеет менее 10 приходов, причем в некоторых из них нет своего священника, так что богослужение в таких приходах совершается всего 3-4 раза в году. Архиерей носит титул "Рич-мондский и Британский". 4. Западно-Европейская епархия. При ней имеется Православная Голландская Миссия. Титул правящего архиерея—"Женевский и Западно-Европейский". Приходов и молитвенных общин в епархии немногим более 30. В их число входит и приход в Риме, где имеется Свято-Николаевский храм. Однако этот приход подчиняется непосредственно Архиерейскому Синоду.

В Южной Америке у Русской Зарубежной Церкви имеются четыре епархии. 1. Аргентинская (титул архиерея: "Буэнос-Айресский и Аргентинский"; приходов не более 15). 2. Бразильская. В 1967 г. Собор учредил при ней викарного епископа. Епархия имеет около 10 приходов. Титул правящего архиерея—"Сан-Пауль-ский и Бразильский". 3. Чилийско-Перуанская епархия. В ней фактически имеется только один храм-кафедральный собор Святой Троицы в Сантьяго—и домовая церковь. Пять общин епархии храмов не имеют; богослужение совершается в обычных жилых домах или же в инославных храмах. Архиерей носит титул "Сантьягский и Чилийско-Перуанский". 4. Венесуэльская епархия. В ней в 70-е годы было всего пять храмов. Управляет епархией архиерей, носящий титул "Каракасский и Венесуэльский".

И, наконец, последняя епархия, которая входит в состав Зарубежной Церкви, находится в Австралии, именуясь Австралийско-Новозеландской. Викарием этой епархии является епископ Мельнбурнский. Приходов не более 20. Титул правящего архиерея— "Сиднейский и Австралийско-Новозеландский".

Кроме того, Русской Зарубежной Церкви принадлежит несколько приходов в Турции, Иране, Бейруте, Тунисе, Алжире, Марокко, Каире, Иоганнесбур-ге, которые непосредственно подчиняются Председателю Архиерейского Синода. В ведении Архиерейского Синода находятся два подворья: "Новая Коренная Пустынь" в Махопаке, вблизи Нью-Йорка, и Синодальное Подворье в Калифорнии в г. Бур-лингейме, вблизи Сан-Франциско, а также Русская Духовная Миссия в Иерусалиме и Русская Православная Малабарская Духовная Миссия в Индии.

Однако все эти цифры, названия, титулы, как уже указывалось ранее, не столько характеризуют, сколько скрывают истинное положение вещей в Зарубежной Церкви. А положение это далеко не утешительное. Приведем несколько фактов.

Так, архиепископ Лос-Анжелесский Антоний имеет в своей епархии только пять приходов, епископ Манхэттенский Лавр—всего два. В Чилийско-Перу-анской епархии, как уже указывалось, имеется фактически только один храм. В Эдмонтонском кафедральном соборе Канадской епархии нет ни священника, ни диакона; богослужение совершает один епископ. Многие приходы Зарубежной Церкви из-за отсутствия священнослужителей окормляются весьма редко—всего несколько раз в году. Что же касается самих членов приходов, то их число зачастую не превышает десяти человек. В силу этого отсутствуют церковные хоры. Так, в Гаагском храме при совершении православного богослужения поют протестанты. Один из священнослужителей на Пастырском совещании карловацкого духовенства США и Канады, состоявшемся в сентябре 1969 г., заявил: "Каждый приходской священник может подтвердить, что всенощные посещают (лишь) единицы". Не удивительно поэтому, что многие приходы оказываются материально необеспеченными. Доход священника имеет иногда, как признаются сами карловчане, "настолько скромные размеры, что при выбытии (последнего) замещение его новым становится трудно исполнимой задачей, даже если священник одинок".

Русская Зарубежная Церковь имеет в разных странах 13 монастырей; из них 6 мужских и 7 женских. Первое место среди них занимает уже упомянутый нами Свято-Троицкий монастырь в г. Джорданвил-ле, хотя число его братии не превышает 20 человек. Монастырь получил широкую известность благодаря находящимся при нем Семинарии и типографии, где печатаются журнал "Православная Русь", сборник "Православный путь", а также церковные календари, богослужебные и другие книги церковного Зарубежья. В монастыре имеется также небольшая иконописная мастерская. Из других обителей можно назвать "Новую Коренную Пустынь" вблизи Нью-Йорка, где в течение некоторого времени после переселения на американский континент размещался Архиерейский Синод. В монастыре живут всего пять человек братии. По одной женской обители ("Новое Дивеево" недалеко от Нью-Йорка и Богородице-Владимирский монастырь в Сан-Франциско) имеется в Восточно-Американской и Западно-Американской епархиях. Русской Зарубежной Церкви подчинены также два монастыря (мужской и женский) и Преображенский мужской скит в Канаде.

Монастыри в Европе: во-первых, мужская обитель прп. Иова Почаевского в Мюнхене; во-вторых, женская Благовещенская обитель в Лондоне (при монастыре имеется детская школа). Говоря о деятельности монахинь, которых, кстати, не более 10, карловчане с нескрываемой гордостью подчеркивают, что сестры, постоянно свидетельствуя об истинности православной веры, при этом всегда предостерегают "от лжепроповеди Московской Патриархии, находящейся в сатанинском плену богоборческой власти". Во Франции действует Лесненский женский монастырь. Все монахини преклонного возраста и, как отмечено в описании обители, "беспомощны" в материальном отношении. Кроме того, имеется женский монастырь в Чили, а также мужская и женская обители в Австралии. В этих трех монастырях насчитывается всего лишь несколько иночествующих.

В Русской Зарубежной Церкви большое значение придается деятельности так называемых "братств", начиная с братств приходских, заботящихся о благосостоянии местной церковной общины, и кончая всевозможными организациями, объединениями, союзами, которые обычно также называются "братствами". Последние осуществляют широкую церковную, а нередко и политическую деятельность. Большой популярностью среди карловчан пользуется братство "Православное дело", созданное в 1959 г. Его возглавляет сейчас архиепископ Антоний (Бар-ташевич), крайне недоброжелательно относящийся к Русской Православной Церкви. В этом же духе развивается и деятельность "братства". Руководящими центрами его являются Нью-Йорк и Брюссель. Кроме того, имеются отделы в Париже, Франкфур-те-на-Майне, Женеве, а также небольшие группы ревнителей "братства". Его члены временами собираются на съезды и собрания, нередко носящие политический характер. С 1968 по 1973 г. "братство" регулярно проводило радиопередачи на нашу страну, в которых не забывало упомянуть о своей нетерпимости к Московской Патриархии.

При "Православном Палестинском Обществе" Русской Зарубежной Церкви существует "Братство молодежи", которому карловчане также уделяют большое внимание, потому что молодежь, по признанию самих же раскольников, "уходит из Церкви". Эмигрантской молодежи зачастую бывает непонятна та враждебная настроенность против своей бывшей Родины, что отличает карловацких церковных руководителей; юных шокирует ненависть, угрозы по отношению к христианам нашей страны. Видя и сознавая все это, руководители раскола стремятся во что бы то ни стало удержать молодежь в лоне своей Церкви. Для этой цели существует "Братство молодежи", а в 1968 г. был создан "Молодежный просветительно-благотворительный комитет".

Необходимо также кратко остановиться на просветительной деятельности Русской Зарубежной Церкви. Деятельность эта, правда, не всегда соответствует такому названию, а иногда и прямо противоречит ему, ибо осуществляется она в полном соответствии с порочной идеологией карловчан, отличающейся озлобленностью, консерватизмом.

Кроме молодежи, руководители карловацкого раскола большое внимание уделяют детям, прежде всего, их воспитанию, которое проводится ими не только в духе церковности, но и в атмосфере преданности старым русским традициям. Для детей при некоторых кафедральных соборах, на приходах организуются всевозможные церковно-приходские школы, руководят которыми большей частью местные священники, а также устраиваются лагеря, проводятся детские концертные выступления с церковной и светской программами.

Богословское образование в Русской Зарубежной Церкви получают в уже упомянутой нами Джордан-вилльской семинарии. Кроме того, в Нью-Йорке, в доме, где размещается Архиерейский собор, имеется Миссионерско-Богословская школа, при которой открыты курсы по подготовке священнослужителей, псаломщиков-регентов и законоучителей. Как в семинарии, так и в Миссионерско-Богословской школе проходят обучение всего несколько человек. Других духовных учебных заведений карловчане не имеют.

В Русской Зарубежной Церкви наблюдается почти полное отсутствие богословских кадров. Поэтому сколько-нибудь значительной научно-богословс-кой работы не ведется; карловацкие церковные деятели ограничиваются лишь перепечатыванием старых, в основном дореволюционных, сочинений русских церковных авторов, а также богослужебных книг. В некоторых епархиях и на отдельных приходах издаются различные информационные бюллетени, освещающие жизнь Зарубежной Церкви; печатаются также краткие поучения, брошюры религиозного содержания. Наибольшей популярностью среди раскольников пользуется журнал "Православная Русь", издаваемый в Свято-Троицком монастыре г. Джорданвилля. Журнал, выходящий два раза в месяц, является официальным органом Архиерейского Синода. Определяя значение издания, один из карло-вацких архиереев заявил, что журнал, "как никакой другой орган, отражает полно и глубоко идеологию Русской Зарубежной Церкви". В добавление к этому высказыванию следует заметить, что значительная часть передовых статей "Православной Руси" носит сугубо политический характер. Журнал имеет ежемесячное приложение "Православная жизнь". В этом же монастыре издается небольшой сборник религиозного содержания "Православный путь". Из других периодических изданий можно отметить "Владимирский Вестник"—печатный орган Бразильской епархии, получивший распространение во всей Зарубежной Церкви; "Вестник Западно-Европейской епархии"; "Православный Вестник", издающийся в Канаде; "Епархиальные Ведомости" и "Воскресные Листки" Германской епархии и другие.

Наряду с уменьшением числа священнослужителей и богословов, оскудением и потерей приходов, в Русской Зарубежной Церкви далеко не все обстоит благополучно и в отношениях между духовенством и мирянами. Об этом свидетельствует хотя бы такой факт, как создание "Русского православного общества мирян в Америке". В 1967 г. члены этого Общества выпустили так называемый "Меморандум", состоящий из 16 пунктов, в которых содержались жалобы рядовых верующих на злоупотребления карло-вацкого епископата и духовенства. Жалобы не были необоснованными, ибо, по высказываниям самих же эмигрантов, "Меморандум" представлял собой "глубокое и серьезное исследование тех обстоятельств и причин, которые вызвали возмущение отдельных приходов и уход многих православных людей из юрисдикции Русской Зарубежной Церкви". Известно также "Открытое письмо митрополиту Филарету" В.А. Сокольского, в котором он требует суда над девятью епископами и двумя священниками за их, как указывает автор письма, антицерковные деяния. Осуждение епископата и духовенства, недоверие к нему можно встретить во многих сборниках, заметках, письмах, статьях, помещенных в различных печатных органах русских эмигрантов. Естественно, карловацкое духовенство реагирует на такую критику весьма сурово. Причем характерно, что во всяком таком "бунтарстве", как называют выступления мирян карловацкие лидеры, Зарубежная Церковь сразу же усматривает большевистское влияние. "Кроме большевизма в сфере чисто политической,—писал архиепископ Аверкий,—есть еще большевизм духовный, изнутри разлагающий человеческие души. Кто переживет бунтарское настроение духа и... ни во что не ставит законных пастырей, резко проявляет грубость, дерзость и разнузданное противление, тот—одно с богоборцами—большевиками". Такое высказывание, естественно, говорит само за себя.

В 1968 г. Архиерейский собор осудил деятельность "Русского православного общества мирян в Америке", а через год были отлучены от Причастия и даже от Церкви некоторые миряне, выступавшие с критикой руководства карловацкого раскола. Но оппозиция не прекратила своих выступлений. Вот как характеризуется в одной из статей "Православной Руси" современное состояние приходской жизни: "Приходы из твердынь бытовой церковности, ведущей к спасению и исполнению мира и тишины, превращаются в гнездилище церковных споров, вводящих мнительность, обидчивость, подозрительность во многие отношения, одновременно колебля и даже ниспровергая догматические и канонические основы церковной жизни".

Вопросы, вызывающие недовольство и раздор внутри Карловацкой Церкви, различны. Вот некоторые из них.

1.    Гражданский суд над первым заместителем пер-воиерарха, покойным архиепископом Иоанном Сан-Францисским в 1963 г.

2.    Венчание протопресвитером Георгием Граббе самозванца Голеневского ("Алексея Николаевича Романова"). Регистрация американской властью его дочери как внучки последнего русского императора.

3.    Получение Зарубежной Русской Церковью денег от американской разведки Си-Ай-Эй.

4.    Нарушение соборности Церкви. Вопреки постановлениям Московского Поместного собора 1917-1918 гг. принято "Положение" 1956 г., по которому миряне объявляются не соборными членами Церкви, а подчиненными иерархам.

5.    Массовое отлучение от Причастия (напоминающее террор), якобы за клевету на иерархию и Церковь, без всякого духовного следствия.

6.    Непринятие в Зарубежную Церковь антипатриарших группировок православных сербов.

7.    История с епископом Нафанаилом, и целый ряд других.

Большой вред Русской Зарубежной Церкви, как уже неоднократно подчеркивалось, приносят косность и реакционность. В этом отношении показательны те выступления лидеров карловацкого раскола, которые сопровождали дарование Русской Православной Церковью автокефалии Православной Церкви Америки. Карловацкие церковные руководители усмотрели в этом акте измену Православию и большевистскую угрозу. "Совместные заседания и богослужения с советскими архиереями и священниками представителей Американской митрополии,—писал в 1970 г. журнал "Православная Русь",—усиливают влияние коммунистов в США". Лидеры раскола стремились во что бы то ни стало предотвратить этот канонический акт. Для этого в январе 1970 г. ими был созван Архиерейский Синод, члены которого не скупились на всевозможные обвинения и нападки в адрес Американской митрополии. По этому же поводу архиепископ Канадский и Монреальский Виталий писал в 1969 г.: "Всем известно, что в Американской митрополии существуют приходы всех оттенков красного коммунистического цвета—от ярко-красного до совсем розоватого". И далее: "Вся эта Американская митрополия держится исключительно на невероятной духовной притупленности, невежестве в церковной жизни, неразборчивости и духовном безразличии посещающих ее храмы прихожан... Миряне,—потребовал от своей паствы в заключение архиепископ Виталий,—не должны посещать их храмы и иметь молитвенное общение с этим,—как он выразился,—безусловно, порочным организмом". Естественно, такое нелепое и притом циничное высказывание вызвало со стороны членов Американского митрополичьего округа бурю негодования и еще более оттолкнуло их от карловацкой церковной группировки. Этот случай со всей очевидностью показывает, как карловацкие лидеры, сами того не замечая, роют себе яму и попадают во все большую и большую изоляцию.

Заканчивая это краткое описание современного положения Русской Зарубежной Церкви, необходимо еще раз отметить, что плоды отделения карловацкой церковной группировки от Русской Православной Церкви оказались и оказываются весьма пагубными для Православия.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru