О Духовных школах (Выступление перед послами зарубежных стран в 1975 г.)

Из года в год наши духовные школы принимают в свои стены юношей, ищущих богословских познаний, решившихся посвятить свою жизнь тому духовно-нравственному обновлению людей, которое Церковь именует спасением. Спасение каждого человека и всего человеческого общества в целом Господь совершает через Церковь, пребывающую в конкретных исторических условиях. Поместная Русская Православная Церковь, родившаяся от апостольского благовестия в пределах Руси, имеющая тысячелетний период исторически осознанного бытия и более пятисот лет юрис-дикционной самостоятельности, является самой большой в ряду Автокефальных Православных Церквей. Для подготовки своих пастырей и церковных тружеников она имеет богословские школы. Наши духовные школы—академия и семинария, находящиеся в Троице-Сер-гиевой Лавре, имеют общецерковное значение.

Московская духовная академия, основанная в 1685 г. в Москве, была переведена в Троице-Сергиеву Лавру в 1814 г. "Матерью" Московской духовной академии была Московская славяно-греко-латинская академия.

Первые годы деятельности академии, связанные с именами братьев Иоанникия и Софрония Лиху-дов, были периодом ее становления как очага и центра высшего богословского образования на Руси. В эпоху петровских реформ Духовный регламент и ряд синодальных постановлений в общих чертах определяют структуру академии и объем преподаваемых наук. В этот период Славяно-греко-латинская академия становится всероссийским церковно-научным центром. В дальнейшем громадное влияние на все стороны академической жизни оказала деятельность Московского митрополита Платона, положившего начало историческому направлению в русской богословской науке. В начале XIX века реформой учебных заведений предусматривалось преобразование духовных школ. В соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к высшему отечественному богословскому образованию, Святейшим Синодом было принято решение о преобразовании Славяно-греко-латинской академии в Московскую духовную академию, торжественное открытие которой состоялось в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 1 октября 1814 г., в Лавре преподобного Сергия. С этого времени Московская духовная академия, верная хранительница платоновского духовного наследия, под непосредственным руководством и покровительством митрополита Московского Филарета, развернула широкую и плодотворную деятельность. В преобразованной академии вводятся новые курсы наук, по-новому, в более широком объеме изучаются прежние, ведется историко-критическая разработка источников, все более развивается самостоятельная русская богословская мысль. XIX век породил блестящую плеяду великих тружеников академии, прославивших своими классическими работами отечественное богословие и внесших ощутимый вклад в общую сокровищницу русской науки. Новейшая история Московской духовной академии открывает новые страницы в большой академической летописи.

На Московские духовные школы возложена высокая и ответственная миссия—готовить пастырей и других церковных работников Русской Православной Церкви, давая им среднее и высшее богословское образование. Среди духовных учебных заведений Русской Церкви Московские духовные школы, находящиеся в непосредственном ведении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, занимают ведущее место. Его Святейшество утверждает в должности ректора, инспектора, профессорско-преподавательский персонал академии и семинарии, а также утверждает в ученых степенях кандидата, магистра и доктора богословия. В организационном, учебном и методическом отношениях Московские духовные школы, как и все духовные учебные заведения Патриархии, подведомственны находящемуся при Священном Синоде Учебному комитету. Ректор духовных академии и семинарии (ваш покорный слуга, архиепископ Дмитровский Владимир) осуществляет административное руководство вверенными ему школами и ведает постановкой учебного процесса в целом.

Московские духовные школы содержатся на средства Патриархии, получаемые от добровольных взносов верующих.

В Русской Православной Церкви носителем и блюстителем благочестия является сам верующий народ. В недрах его кроется неисчерпаемый источник живой религиозной веры, жаждущей приобщения к богословию, к церковному служению. Многочисленные заявления с просьбой о принятии в духовные семинарию и академию поступают в канцелярию Московских духовных школ. Искренность стремлений, чистота намерений и желание служить святой Церкви характеризуют абсолютное большинство поступающих. Возраст абитуриентов колеблется в пределах 18-35 лет. Многие из них холосты. Большая часть абитуриентов имеет общее среднее образование, нередко специальное среднее и высшее. Абитуриенты имеют право поступить сразу в один из старших классов семинарии или в академию, выдержав предварительно экзамены за предшествующий класс или курс. Большинство поступающих в академию являются выпускниками Московской семинарии. Обычный конкурс при поступлении в семинарию— 4-5 человек на место. Предпочтение при зачислении в семинарию отдается наиболее успешно выдержавшим вступительные экзамены и зарекомендовавшим себя примерным поведением. Учащиеся обеспечиваются общежитием, питанием и стипендией.

Для тех, кто не имеет возможности учиться стационарно, чаще всего по семейным обстоятельствам, но уже трудится в Церкви, при Московских духовных школах создан сектор заочного обучения. Энтузиазм духовенства, его стремление к знанию очень велики. Заочный сектор по числу учащихся превосходит стационар, и это не удивительно. Жизнь на приходе особенно ясно показывает необходимость разносторонних и более глубоких знаний. Как на очном, так и на заочном отделениях срок обучения одинаков: 4 года в семинарии и 4 года в академии. Впрочем, заочно обучающимся предоставляются в этом отношении льготы: ввиду их большой занятости на приходе им дается право проходить курс наук, рассчитанный на один год, за полтора, а в исключительных случаях—за два года.

Годы пребывания в Московских духовных школах—благодатная пора свободного от "житейских забот" духовно-религиозного становления, раскрытия и формирования творческих дарований завтрашних богословов и пастырей Церкви.

Первое и главное послушание, возлагаемое на каждого студента и воспитанника, есть постижение и усвоение преподаваемых церковно-богословских дисциплин. Для нормального обеспечения учебного процесса в Московских духовных школах созданы соответствующие необходимые условия, включающие сферу полного материального и культурного обслуживания, наличие учебной литературы, конспектов, составленных по программам, разработанным Учебным комитетом, полную укомплектованность преподавательскими кадрами. Занятия с учащимися (6 академических часов по 45 минут) проводятся в первой половине дня. Послеобеденное время до вечерних занятий каждый может провести по своему усмотрению в Лавре или в городе. Время вечерних занятий отводится на самостоятельную подготовку и выполнение письменных работ: сочинений, проповедей, рефератов. К письменным работам предъявляются весьма высокие требования. Это особенно касается сочинений, требующих изучения литературных источников и являющихся подготовкой к написанию самостоятельного научного исследования—курсовой (дипломной) работы. Лучшие семестровые сочинения удостаиваются премии.

Во время завтрака, обеда и ужина кем-либо из числа учащихся читается житие святого данного дня или поучение из творений святых отцов. Как начало, так и окончание рабочего дня сопровождается молитвой. Общая вечерняя молитва совершается в Академическом храме. Во время нее кто-нибудь из учащихся третьих классов семинарии произносит краткую проповедь—первый гомилетический опыт будущих пастырей-проповедников.

Повседневная обстановка академической жизни является той средой, в которой живет, трудится, интеллектуально обогащается и духовно возрастает студент-богослов.

Говоря о предметах, преподаваемых в академии и семинарии, необходимо еще раз подчеркнуть, что эти учебные заведения являются духовными. Духовность—вот главное, что определяет весь образовательный процесс и круг изучаемых предметов. Подавляющее их большинство носит церковно-бого-словский характер; светским же дисциплинам отводится сравнительно небольшое место. Однако при этом не упускается из виду, что духовность—понятие универсальное и что запросы духа порой выходят далеко за рамки богословской проблематики. Поэтому поступающий в семинарию должен иметь общее среднее образование (в большинстве случаев десятилетнее). Общеобразовательная школа нашей страны, имеющая, как известно, большой педагогический опыт и прекрасные условия для всестороннего, подлинно гуманного развития учащихся, дает последним богатый запас знаний, крайне необходимый и для будущих воспитанников духовных учебных заведений. Среднее образование в нашей стране является всеобщим, поэтому в духовных школах отпадает необходимость включения в учебную программу общеобразовательных предметов. Обучение в семинарии и академии предусматривает, с одной стороны, использование тех знаний, какие ранее были получены учащимися в школе-десятилет-ке, а с другой—привлечение при изучении церков-но-богословских дисциплин тех или иных данных светских наук. Изучая, например, Библию, мы не можем не остановиться на истории древнего мира, на данных геологии, археологии, антропологии и других наук. Усвоение истории Церкви немыслимо без параллельного знакомства с гражданской историей. При изучении нравственного богословия на лекциях анализируются нехристианские этические воззрения и т.д.

Количество дисциплин в семинарии—23, в академии—31. Факультативное изучение предметов не практикуется, за исключением академического курса древних (древнееврейского, древнегреческого и латинского) и новых (английского, немецкого и французского) языков. Программа обучения в академии включает в себя много дисциплин, аналогичных семинарским. Ее главным отличием от программы как Московской семинарии, так и других средних духовных учебных заведений нашей страны является более глубокое и всестороннее научно-богословское изучение тех предметов, первое знакомство с которыми учащиеся получают в семинариях.

Большое внимание в Московских духовных школах уделяется библейской науке. С Библией учащиеся начинают знакомиться с 1-го класса семинарии. Ее изучение продолжается и в академии. В работе над священным текстом главное место отводится экзегезису (толкованию). При этом анализируется не только православная библейская традиция, но и текстуальные традиции инославных христианских Церквей.

Вероучение Православной Церкви и богословские положения христианской нравственности рассматриваются соответственно на лекциях по догматическому и нравственному богословию.

Поскольку главной задачей духовных школ Русской Православной Церкви является подготовка священнослужителей, учебная программа Московской семинарии включает практическое руководство для пастырей, а одним из академических курсов является пастырское богословие.

Канонические положения Православной Церкви, т.е. вопросы ее устройства, иерархической власти, административных полномочий ее членов и др., изучаются на лекциях по церковному праву. Являясь не только членами Церкви, но и гражданами государства, воспитанники семинарии и студенты академии изучают также Конституцию своей страны.

В учебной программе духовных школ значительное внимание уделяется истории Церквей и религиозных объединений как христианского, так и нехристианского направлений. Сюда входят: история Русской Церкви, византология, история Балканских Церквей, история западных исповеданий (католичества и протестантизма), история древних Восточных Церквей. Последний предмет включен в программу сравнительно недавно, в связи с расширяющимися контактами между Православной Церковью и так называемыми "дохалкидонскими" Церквами. Кроме церковной истории, в духовных школах изучается отечественная история.

Православная Церковь, как известно, очень бережно хранит свое наследие, и в особенности наследие святоотеческое. В силу этого и в семинарии, и в академии значительное внимание уделяется знакомству с трудами святых отцов. Этому посвящен курс патрологии.

Проповеднические навыки учащиеся приобретают, с одной стороны, на занятиях по гомилетике, а с другой—в храме духовных школ, где ими произносятся первые поучения, обращенные к верующим.

Заканчивая это краткое сообщение о преподаваемых предметах, следует также отметить, что дисциплинами, входящими в учебную программу, далеко не ограничивается воспитание, осуществляемое в Московских духовных академии и семинарии. Образовательный процесс в данных учебных заведениях, направленный к тому, чтобы воспитать людей большого духовного опыта и богатой личной культуры, чтобы направить на церковное служение верных своему долгу пастырей и других церковных работников, предусматривает, помимо ежедневных занятий, и другие мероприятия, расширяющие умственный и нравственный кругозор учащихся, их эрудицию. Сюда входят многочисленные лекции самой разнообразной тематики, читаемые преподавателями духовных школ, членами московского общества "Знание", специалистами, учеными (например, о пастырской культуре, о личной гигиене, о международном положении, о последних достижениях науки и техники, по случаю тех или иных юбилеев и т.д.). В семинарии и академии регулярно устраиваются тематические выставки, проводятся просмотры церковных и светских кинофильмов, учебных диапозитивов, организуются поездки по памятным историческим местам, в театры и концертные залы Москвы. В духовных школах имеются богатая библиотека, читальный зал, выписываются газеты и журналы более 80 наименований, функционируют несколько кружков (музыкальные, дирижирования, иностранных языков, иконописный, фото- и кинокружки), имеется спортивный инвентарь.

Все это способствует всестороннему развитию воспитанников и студентов семинарии и академии.

В Московских духовных школах более 60 преподавателей. Из них 28—носители священного сана. Пополнение преподавательского состава осуществляется различными путями. В большинстве случаев преподавателями становятся наиболее одаренные выпускники духовной академии. Решением Ученого Совета их оставляют в духовных школах и включают первоначально в состав так называемых профессорских стипендиатов. В этом звании будущие преподаватели пребывают не более двух лет, специализируясь в определенной церковно-богословской области. В это же время они пишут стипендиатский отчет. Если научная работа и отчет будут одобрены Ученым Советом, последний поручает профессорскому стипендиату чтение лекций по тому или иному предмету в семинарии или академии. Некоторые из преподавателей приходят в духовные школы, имея опыт работы в светских высших учебных заведениях (университетах, институтах). Недавно Академия чествовала одного из таких преподавателей, доктора филологических наук, профессора Московского университета В.В. Бородич в связи с 70-летием со дня рождения.

Почти все преподаватели имеют ученую степень кандидата богословия; некоторые из них являются магистрами и докторами богословских наук.

В целях ознакомления с развитием и достижениями богословской науки в инославных Церквах, а также для расширения экуменических контактов в последнее время некоторые преподаватели и студенты направляются в высшие учебные заведения Рима, Франции, Германии и в экуменический институт Боссэ (Швейцария), где они проходят курс обучения, наблюдая одновременно современную жизнь инославных Церквей.

Для обмена опытом научной и воспитательной работы организуются встречи преподавателей семинарии и академии с преподавателями других духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.

В системе духовного образования пастыря, предусматривающей комплексное развитие его личности, не менее важное значение, чем интеллектуальный рост, имеет достижение евангельской чистоты сердца. Главное место здесь принадлежит молитве. Молитвой начинается и оканчивается каждый учебный день, каждое занятие и лекция. В воскресные и праздничные дни вся школьная семья собирается в Академическом храме, чтобы присутствовать при богослужении. Здесь каждый день неопустительно совершаются богослужения по Уставу Православной Церкви. Далеко за пределами Лавры известны акафисты Покрову Богоматери, каждую среду совершаемые в Академическом Покровском храме при участии всех учащих и учащихся. Акафист совершается на распев четырьмя хорами студентов. Во время вечерних и утренних праздничных богослужений студентам академии и учащимся выпускных классов семинарии поручается произносить проповеди, пользующиеся успехом среди прихожан Академического храма. Академический храм является не только местом практического применения и усвоения теоретических лекционных знаний, но и школой. Благодаря Академическому храму Московские духовные школы живут полнокровной церковной жизнью. В Рождественский и Великий посты—время духовных подвигов, сугубых молитв и покаяния—все студенты академии и семинарии приступают к святым таинствам Православной Церкви—Исповеди и Причащению. В течение всего года в Академическом храме совершается посвящение учащихся семинарии и академии в иерархические степени диакона и пресвитера. Принятие сана—особый благодатный момент в жизни каждого кандидата священства, к которому он готовит себя с первых дней пребывания в стенах духовной школы.

Среди учащихся Московских духовных школ всегда были ищущие иноческого жития. Глубокая молитвенная настроенность и склонность к уединенной созерцательной жизни влекут их в Лавру преподобного Сергия, где они, не оставляя академических занятий, принимают монашеский постриг и несут различные монастырские послушания.

Русская Православная Церковь исторически восприняла от предшествовавших поколений огромное художественное наследие, которому нет цены. Древняя русская икона и русская церковная музыка вызывают в настоящее время восхищение во всем мире. Изучению культурного церковного наследия в Московских духовных школах уделяется большое внимание. Помимо того, что в специальных программных курсах изучаются церковная археология, церковное пение, история церковного пения, здесь действуют также иконописный и регентский классы и создан Церковноархеологический кабинет, располагающий уникальным собранием икон IX-XX вв.

Знакомясь с величайшими творениями гениальных мастеров прошлого и с прекрасными достижениями в области современного искусства, учащиеся Московских духовных школ живут культурной жизнью своей страны и своего народа.

Ежегодно тысячи посетителей—граждане нашей страны и зарубежные гости, представители науки, культуры, искусства, видные государственные и общественные деятели—знакомятся с жизнью Московских духовных школ. В Московской духовной академии учатся студенты из братских Автокефальных Церквей, что благоприятно сказывается на общем характере взаимоотношений Русской Православной Церкви с другими Поместными Церквами. Академия известна христианскому миру как место неоднократных экуменических встреч, межконфессиональных контактов и диалогов между Церквами. Здесь происходили исторические форумы представителей различных религий и религиозных объединений.

Верующие Русской Православной Церкви являются полноправными гражданами своей страны. Как выразители интересов народа, миряне и духовенство Русской Церкви, включая учащихся духовных школ, участвуют в выборах в местные и высшие органы государственной власти.

Широкая и многогранная деятельность академии, энергично участвующей в служении Русской Православной Церкви, создает в духовных школах ту среду, в которой выкристаллизовываются важнейшие качества будущего пастыря—верность Святой Церкви и высокая гражданственность.

 

Церковные Таинства

— Для того чтобы правильно подготовиться к исповеди, нужен постоянный экзамен совести, а также пребывание в уединении для рассуждения о своих грехах.

Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Деятельность воскресной школы при православном храме, при приходе — одна из важных сторон приходской жизни. Она необходима, чтобы жизнь прихода приобрела всесторонность, полноту.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru