О Духовных школах (Выступление перед послами зарубежных стран в 1975 г.)

Из года в год наши духовные школы принимают в свои стены юношей, ищущих богословских познаний, решившихся посвятить свою жизнь тому духовно-нравственному обновлению людей, которое Церковь именует спасением. Спасение каждого человека и всего человеческого общества в целом Господь совершает через Церковь, пребывающую в конкретных исторических условиях. Поместная Русская Православная Церковь, родившаяся от апостольского благовестия в пределах Руси, имеющая тысячелетний период исторически осознанного бытия и более пятисот лет юрис-дикционной самостоятельности, является самой большой в ряду Автокефальных Православных Церквей. Для подготовки своих пастырей и церковных тружеников она имеет богословские школы. Наши духовные школы—академия и семинария, находящиеся в Троице-Сер-гиевой Лавре, имеют общецерковное значение.

Московская духовная академия, основанная в 1685 г. в Москве, была переведена в Троице-Сергиеву Лавру в 1814 г. "Матерью" Московской духовной академии была Московская славяно-греко-латинская академия.

Первые годы деятельности академии, связанные с именами братьев Иоанникия и Софрония Лиху-дов, были периодом ее становления как очага и центра высшего богословского образования на Руси. В эпоху петровских реформ Духовный регламент и ряд синодальных постановлений в общих чертах определяют структуру академии и объем преподаваемых наук. В этот период Славяно-греко-латинская академия становится всероссийским церковно-научным центром. В дальнейшем громадное влияние на все стороны академической жизни оказала деятельность Московского митрополита Платона, положившего начало историческому направлению в русской богословской науке. В начале XIX века реформой учебных заведений предусматривалось преобразование духовных школ. В соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к высшему отечественному богословскому образованию, Святейшим Синодом было принято решение о преобразовании Славяно-греко-латинской академии в Московскую духовную академию, торжественное открытие которой состоялось в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 1 октября 1814 г., в Лавре преподобного Сергия. С этого времени Московская духовная академия, верная хранительница платоновского духовного наследия, под непосредственным руководством и покровительством митрополита Московского Филарета, развернула широкую и плодотворную деятельность. В преобразованной академии вводятся новые курсы наук, по-новому, в более широком объеме изучаются прежние, ведется историко-критическая разработка источников, все более развивается самостоятельная русская богословская мысль. XIX век породил блестящую плеяду великих тружеников академии, прославивших своими классическими работами отечественное богословие и внесших ощутимый вклад в общую сокровищницу русской науки. Новейшая история Московской духовной академии открывает новые страницы в большой академической летописи.

На Московские духовные школы возложена высокая и ответственная миссия—готовить пастырей и других церковных работников Русской Православной Церкви, давая им среднее и высшее богословское образование. Среди духовных учебных заведений Русской Церкви Московские духовные школы, находящиеся в непосредственном ведении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, занимают ведущее место. Его Святейшество утверждает в должности ректора, инспектора, профессорско-преподавательский персонал академии и семинарии, а также утверждает в ученых степенях кандидата, магистра и доктора богословия. В организационном, учебном и методическом отношениях Московские духовные школы, как и все духовные учебные заведения Патриархии, подведомственны находящемуся при Священном Синоде Учебному комитету. Ректор духовных академии и семинарии (ваш покорный слуга, архиепископ Дмитровский Владимир) осуществляет административное руководство вверенными ему школами и ведает постановкой учебного процесса в целом.

Московские духовные школы содержатся на средства Патриархии, получаемые от добровольных взносов верующих.

В Русской Православной Церкви носителем и блюстителем благочестия является сам верующий народ. В недрах его кроется неисчерпаемый источник живой религиозной веры, жаждущей приобщения к богословию, к церковному служению. Многочисленные заявления с просьбой о принятии в духовные семинарию и академию поступают в канцелярию Московских духовных школ. Искренность стремлений, чистота намерений и желание служить святой Церкви характеризуют абсолютное большинство поступающих. Возраст абитуриентов колеблется в пределах 18-35 лет. Многие из них холосты. Большая часть абитуриентов имеет общее среднее образование, нередко специальное среднее и высшее. Абитуриенты имеют право поступить сразу в один из старших классов семинарии или в академию, выдержав предварительно экзамены за предшествующий класс или курс. Большинство поступающих в академию являются выпускниками Московской семинарии. Обычный конкурс при поступлении в семинарию— 4-5 человек на место. Предпочтение при зачислении в семинарию отдается наиболее успешно выдержавшим вступительные экзамены и зарекомендовавшим себя примерным поведением. Учащиеся обеспечиваются общежитием, питанием и стипендией.

Для тех, кто не имеет возможности учиться стационарно, чаще всего по семейным обстоятельствам, но уже трудится в Церкви, при Московских духовных школах создан сектор заочного обучения. Энтузиазм духовенства, его стремление к знанию очень велики. Заочный сектор по числу учащихся превосходит стационар, и это не удивительно. Жизнь на приходе особенно ясно показывает необходимость разносторонних и более глубоких знаний. Как на очном, так и на заочном отделениях срок обучения одинаков: 4 года в семинарии и 4 года в академии. Впрочем, заочно обучающимся предоставляются в этом отношении льготы: ввиду их большой занятости на приходе им дается право проходить курс наук, рассчитанный на один год, за полтора, а в исключительных случаях—за два года.

Годы пребывания в Московских духовных школах—благодатная пора свободного от "житейских забот" духовно-религиозного становления, раскрытия и формирования творческих дарований завтрашних богословов и пастырей Церкви.

Первое и главное послушание, возлагаемое на каждого студента и воспитанника, есть постижение и усвоение преподаваемых церковно-богословских дисциплин. Для нормального обеспечения учебного процесса в Московских духовных школах созданы соответствующие необходимые условия, включающие сферу полного материального и культурного обслуживания, наличие учебной литературы, конспектов, составленных по программам, разработанным Учебным комитетом, полную укомплектованность преподавательскими кадрами. Занятия с учащимися (6 академических часов по 45 минут) проводятся в первой половине дня. Послеобеденное время до вечерних занятий каждый может провести по своему усмотрению в Лавре или в городе. Время вечерних занятий отводится на самостоятельную подготовку и выполнение письменных работ: сочинений, проповедей, рефератов. К письменным работам предъявляются весьма высокие требования. Это особенно касается сочинений, требующих изучения литературных источников и являющихся подготовкой к написанию самостоятельного научного исследования—курсовой (дипломной) работы. Лучшие семестровые сочинения удостаиваются премии.

Во время завтрака, обеда и ужина кем-либо из числа учащихся читается житие святого данного дня или поучение из творений святых отцов. Как начало, так и окончание рабочего дня сопровождается молитвой. Общая вечерняя молитва совершается в Академическом храме. Во время нее кто-нибудь из учащихся третьих классов семинарии произносит краткую проповедь—первый гомилетический опыт будущих пастырей-проповедников.

Повседневная обстановка академической жизни является той средой, в которой живет, трудится, интеллектуально обогащается и духовно возрастает студент-богослов.

Говоря о предметах, преподаваемых в академии и семинарии, необходимо еще раз подчеркнуть, что эти учебные заведения являются духовными. Духовность—вот главное, что определяет весь образовательный процесс и круг изучаемых предметов. Подавляющее их большинство носит церковно-бого-словский характер; светским же дисциплинам отводится сравнительно небольшое место. Однако при этом не упускается из виду, что духовность—понятие универсальное и что запросы духа порой выходят далеко за рамки богословской проблематики. Поэтому поступающий в семинарию должен иметь общее среднее образование (в большинстве случаев десятилетнее). Общеобразовательная школа нашей страны, имеющая, как известно, большой педагогический опыт и прекрасные условия для всестороннего, подлинно гуманного развития учащихся, дает последним богатый запас знаний, крайне необходимый и для будущих воспитанников духовных учебных заведений. Среднее образование в нашей стране является всеобщим, поэтому в духовных школах отпадает необходимость включения в учебную программу общеобразовательных предметов. Обучение в семинарии и академии предусматривает, с одной стороны, использование тех знаний, какие ранее были получены учащимися в школе-десятилет-ке, а с другой—привлечение при изучении церков-но-богословских дисциплин тех или иных данных светских наук. Изучая, например, Библию, мы не можем не остановиться на истории древнего мира, на данных геологии, археологии, антропологии и других наук. Усвоение истории Церкви немыслимо без параллельного знакомства с гражданской историей. При изучении нравственного богословия на лекциях анализируются нехристианские этические воззрения и т.д.

Количество дисциплин в семинарии—23, в академии—31. Факультативное изучение предметов не практикуется, за исключением академического курса древних (древнееврейского, древнегреческого и латинского) и новых (английского, немецкого и французского) языков. Программа обучения в академии включает в себя много дисциплин, аналогичных семинарским. Ее главным отличием от программы как Московской семинарии, так и других средних духовных учебных заведений нашей страны является более глубокое и всестороннее научно-богословское изучение тех предметов, первое знакомство с которыми учащиеся получают в семинариях.

Большое внимание в Московских духовных школах уделяется библейской науке. С Библией учащиеся начинают знакомиться с 1-го класса семинарии. Ее изучение продолжается и в академии. В работе над священным текстом главное место отводится экзегезису (толкованию). При этом анализируется не только православная библейская традиция, но и текстуальные традиции инославных христианских Церквей.

Вероучение Православной Церкви и богословские положения христианской нравственности рассматриваются соответственно на лекциях по догматическому и нравственному богословию.

Поскольку главной задачей духовных школ Русской Православной Церкви является подготовка священнослужителей, учебная программа Московской семинарии включает практическое руководство для пастырей, а одним из академических курсов является пастырское богословие.

Канонические положения Православной Церкви, т.е. вопросы ее устройства, иерархической власти, административных полномочий ее членов и др., изучаются на лекциях по церковному праву. Являясь не только членами Церкви, но и гражданами государства, воспитанники семинарии и студенты академии изучают также Конституцию своей страны.

В учебной программе духовных школ значительное внимание уделяется истории Церквей и религиозных объединений как христианского, так и нехристианского направлений. Сюда входят: история Русской Церкви, византология, история Балканских Церквей, история западных исповеданий (католичества и протестантизма), история древних Восточных Церквей. Последний предмет включен в программу сравнительно недавно, в связи с расширяющимися контактами между Православной Церковью и так называемыми "дохалкидонскими" Церквами. Кроме церковной истории, в духовных школах изучается отечественная история.

Православная Церковь, как известно, очень бережно хранит свое наследие, и в особенности наследие святоотеческое. В силу этого и в семинарии, и в академии значительное внимание уделяется знакомству с трудами святых отцов. Этому посвящен курс патрологии.

Проповеднические навыки учащиеся приобретают, с одной стороны, на занятиях по гомилетике, а с другой—в храме духовных школ, где ими произносятся первые поучения, обращенные к верующим.

Заканчивая это краткое сообщение о преподаваемых предметах, следует также отметить, что дисциплинами, входящими в учебную программу, далеко не ограничивается воспитание, осуществляемое в Московских духовных академии и семинарии. Образовательный процесс в данных учебных заведениях, направленный к тому, чтобы воспитать людей большого духовного опыта и богатой личной культуры, чтобы направить на церковное служение верных своему долгу пастырей и других церковных работников, предусматривает, помимо ежедневных занятий, и другие мероприятия, расширяющие умственный и нравственный кругозор учащихся, их эрудицию. Сюда входят многочисленные лекции самой разнообразной тематики, читаемые преподавателями духовных школ, членами московского общества "Знание", специалистами, учеными (например, о пастырской культуре, о личной гигиене, о международном положении, о последних достижениях науки и техники, по случаю тех или иных юбилеев и т.д.). В семинарии и академии регулярно устраиваются тематические выставки, проводятся просмотры церковных и светских кинофильмов, учебных диапозитивов, организуются поездки по памятным историческим местам, в театры и концертные залы Москвы. В духовных школах имеются богатая библиотека, читальный зал, выписываются газеты и журналы более 80 наименований, функционируют несколько кружков (музыкальные, дирижирования, иностранных языков, иконописный, фото- и кинокружки), имеется спортивный инвентарь.

Все это способствует всестороннему развитию воспитанников и студентов семинарии и академии.

В Московских духовных школах более 60 преподавателей. Из них 28—носители священного сана. Пополнение преподавательского состава осуществляется различными путями. В большинстве случаев преподавателями становятся наиболее одаренные выпускники духовной академии. Решением Ученого Совета их оставляют в духовных школах и включают первоначально в состав так называемых профессорских стипендиатов. В этом звании будущие преподаватели пребывают не более двух лет, специализируясь в определенной церковно-богословской области. В это же время они пишут стипендиатский отчет. Если научная работа и отчет будут одобрены Ученым Советом, последний поручает профессорскому стипендиату чтение лекций по тому или иному предмету в семинарии или академии. Некоторые из преподавателей приходят в духовные школы, имея опыт работы в светских высших учебных заведениях (университетах, институтах). Недавно Академия чествовала одного из таких преподавателей, доктора филологических наук, профессора Московского университета В.В. Бородич в связи с 70-летием со дня рождения.

Почти все преподаватели имеют ученую степень кандидата богословия; некоторые из них являются магистрами и докторами богословских наук.

В целях ознакомления с развитием и достижениями богословской науки в инославных Церквах, а также для расширения экуменических контактов в последнее время некоторые преподаватели и студенты направляются в высшие учебные заведения Рима, Франции, Германии и в экуменический институт Боссэ (Швейцария), где они проходят курс обучения, наблюдая одновременно современную жизнь инославных Церквей.

Для обмена опытом научной и воспитательной работы организуются встречи преподавателей семинарии и академии с преподавателями других духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.

В системе духовного образования пастыря, предусматривающей комплексное развитие его личности, не менее важное значение, чем интеллектуальный рост, имеет достижение евангельской чистоты сердца. Главное место здесь принадлежит молитве. Молитвой начинается и оканчивается каждый учебный день, каждое занятие и лекция. В воскресные и праздничные дни вся школьная семья собирается в Академическом храме, чтобы присутствовать при богослужении. Здесь каждый день неопустительно совершаются богослужения по Уставу Православной Церкви. Далеко за пределами Лавры известны акафисты Покрову Богоматери, каждую среду совершаемые в Академическом Покровском храме при участии всех учащих и учащихся. Акафист совершается на распев четырьмя хорами студентов. Во время вечерних и утренних праздничных богослужений студентам академии и учащимся выпускных классов семинарии поручается произносить проповеди, пользующиеся успехом среди прихожан Академического храма. Академический храм является не только местом практического применения и усвоения теоретических лекционных знаний, но и школой. Благодаря Академическому храму Московские духовные школы живут полнокровной церковной жизнью. В Рождественский и Великий посты—время духовных подвигов, сугубых молитв и покаяния—все студенты академии и семинарии приступают к святым таинствам Православной Церкви—Исповеди и Причащению. В течение всего года в Академическом храме совершается посвящение учащихся семинарии и академии в иерархические степени диакона и пресвитера. Принятие сана—особый благодатный момент в жизни каждого кандидата священства, к которому он готовит себя с первых дней пребывания в стенах духовной школы.

Среди учащихся Московских духовных школ всегда были ищущие иноческого жития. Глубокая молитвенная настроенность и склонность к уединенной созерцательной жизни влекут их в Лавру преподобного Сергия, где они, не оставляя академических занятий, принимают монашеский постриг и несут различные монастырские послушания.

Русская Православная Церковь исторически восприняла от предшествовавших поколений огромное художественное наследие, которому нет цены. Древняя русская икона и русская церковная музыка вызывают в настоящее время восхищение во всем мире. Изучению культурного церковного наследия в Московских духовных школах уделяется большое внимание. Помимо того, что в специальных программных курсах изучаются церковная археология, церковное пение, история церковного пения, здесь действуют также иконописный и регентский классы и создан Церковноархеологический кабинет, располагающий уникальным собранием икон IX-XX вв.

Знакомясь с величайшими творениями гениальных мастеров прошлого и с прекрасными достижениями в области современного искусства, учащиеся Московских духовных школ живут культурной жизнью своей страны и своего народа.

Ежегодно тысячи посетителей—граждане нашей страны и зарубежные гости, представители науки, культуры, искусства, видные государственные и общественные деятели—знакомятся с жизнью Московских духовных школ. В Московской духовной академии учатся студенты из братских Автокефальных Церквей, что благоприятно сказывается на общем характере взаимоотношений Русской Православной Церкви с другими Поместными Церквами. Академия известна христианскому миру как место неоднократных экуменических встреч, межконфессиональных контактов и диалогов между Церквами. Здесь происходили исторические форумы представителей различных религий и религиозных объединений.

Верующие Русской Православной Церкви являются полноправными гражданами своей страны. Как выразители интересов народа, миряне и духовенство Русской Церкви, включая учащихся духовных школ, участвуют в выборах в местные и высшие органы государственной власти.

Широкая и многогранная деятельность академии, энергично участвующей в служении Русской Православной Церкви, создает в духовных школах ту среду, в которой выкристаллизовываются важнейшие качества будущего пастыря—верность Святой Церкви и высокая гражданственность.

 

Церковные Таинства

—    Само по себе имя (как набор звуков или букв) никоим образом не может влиять на судьбу человека. Наша судьба зависит исключительно от того, какую жизнь мы ведем. Также можно вспомнить народную мудрость: "Не имя красит человека, а человек имя".
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Причиной болезней, а в конечном итоге и самой смерти, является сам человек. Бог, создав человека, одновременно со свободой воли дал Адаму заповедь послушания: не употреблять плодов дерева познания добра и зла. Первый человек нарушил этот запрет, поэтому в мир вошли болезни и смерть.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru