По призыву сердца (Речь перед началом нового 1974/1975 учебного года, произнесенная в Актовом зале Московских духовных академии и семинарии)

По традиции мы собрались с вами сегодня, чтобы торжественно отметить начало нового учебного года. И, как прежде, мы обращаемся к вам, дорогие наши студенты и воспитанники, особенно вновь поступившие, со словом назидания, возбуждая вашу мысль и заостряя внимание на той цели и задачах, которые определяются самим содержанием христианского учения. Эти задачи ставит перед вами духовная школа, в стены которой вы пришли учиться и духовно возрастать, чтобы, уяснив их себе, вы могли выполнить их наилучшим образом. Ибо нельзя и не должно предпринимать никакого дела, не поставив определенной цели; без обдуманного наперед намерения нельзя успеть ни в каком предприятии.

По велению и призыву сердца вы пришли сюда, свободно избрав особый путь—служения Церкви Христовой. Вы возжелали быть ее пастырями и учителями, а это значит—вы возжелали идти путем подражания великому Пастыреначальнику и Спасителю нашему Господу Иисусу Христу, основавшему святую Церковь. Вы избрали путь Его святых апостолов, посланных с проповедью в мир, дабы люди, возрожденные посредством Слова Божия, приобщились через Крещение к Церкви, которая, являясь телом воплощенного Слова, получает пищу и жизнь от Слова Божия и евхаристического Хлеба. Воодушевитесь же святой мыслью, устремите ум и сердце к высокой и святой цели.

Господь заповедал Своим ученикам и апостолам, чтобы они были "светом" и "солью" земли (Мф.5, 13-14), чтобы шли, пробуждая людей и призывая их из тьмы греха в Царство Божественной правды, любви и мира (Мф.28,19-20;Мк.16,15). Слова и заповеди Христа, обращенные к апостолам, равно относятся и к вам как к будущим служителям Церкви. Ведь главная цель вашей жизни и деятельности состоит в том, чтобы чрез исполнение заветов Христа достичь личного спасения и привести ко спасению людей, которых Церковь вверит вашему попечительству и руководству. Вы должны принести великий и славный плод для вечной жизни, которую дарует Господь всем нелицемерно любящим Его (2 Тим.4,8).

Духовная школа ставит перед собой задачу подготовить вас к будущему служению, напитать ваши умы и сердца истинами христианской веры и нравственности, сделать вас людьми глубокой религиозности, высокой христианской настроенности, исполненными богопознания и благочестия.

Что же требуется от вас самих, чтобы время пребывания вашего в стенах духовной школы не осталось бесплодным и не было понапрасну потрачено?

Прежде всего вам предстоит укреплять, взращивать и возгревать свою веру путем изучения богословских дисциплин, путем посещения храма и живого участия в общественной, совместной молитве—ту веру, которую вы будете свидетельствовать миру словом и делом. Вам предоставляются для этого большие возможности, которых не имеют многие из желающих, а вам они даны: профессора, преподаватели, библиотека, храм, богослужение. Используя все это, вы сможете глубже изучить Священное Писание, святых отцов и учителей Церкви, ознакомиться с ее историей, усвоить великое наследие и опыт святого Православия. Будьте же прилежны в учении, покажите усердие к храму и молитве, растите в себе любовь к богословским знаниям, которые обогатят ваши души, расширят ваш кругозор, сделают вашу веру разумною и осмысленною. Современный пастырь должен быть хозяином в воззрениях века, каких бы сторон бытия они ни касались, должен уметь дать оценку всякой философской идее, хотя бы вскользь брошенной в повести или журнальной статье.

Однако, изучая преподаваемые вам дисциплины, помните, что знание, как ни важно оно само по себе, не приведет вас к желаемой цели, не сделает вас совершенно способными к тому великому служению, которому вы желаете себя посвятить, если вы не присоедините к нему христианской деятельности, если не воплотите в своих поступках и поведении добрых нравов христианской жизни. Быть христиански нравственным, на деле исполнять познанное учение, являть собой во всем образ и подобие Божие—вот второе, что требуется от вас. И это второе не менее важно, чем первое. Слова Господа—дух и жизнь (Ин.6,63). Как научиться им, не оживотворив ими своего духа и сердца, не сделав их нормой своего поведения? Необходимо всестороннее развитие, чтобы не быть только начетчиком, сухим теоретиком или резонером, потому что таким ли благовество-вать для жизни, исцелять сокрушенных сердцем, одухотворять души других... Вам нужны и молитвенный опыт, и духовная собранность, и пастырская тревога и забота, и вся полнота христианских добродетелей, которая именуется единым словом—"любовь" (Кол.3,14).

Вы находитесь в центре духовного просвещения, на вас смотрят, как на образец, тысячи наших верующих. Не подвергайте же их соблазну ни словом, ни дурным поведением, но будьте достойным примером "в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте" (I Тим.4,12).

Добросовестно выполняйте основные принципы духовной школы, с усердием и любовью, а не из одного страха, подчиняйтесь указаниям администрации, соблюдайте режим, "носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (Гал.6,2). При вашем добром и сознательном отношении все это будет содействовать росту ваших нравственных сил и поможет приготовиться к предстоящему Божьему делу. Дисциплинированность, тактичность, уважение к наставникам, к преподавателям, друг к другу и ко всем окружающим людям должны всегда отличать вас как питомцев Духовных семинарии и академии.

Не забывайте, что вы являетесь не только представителями Церкви, но и гражданами своего Отечества. На вас лежит долг быть достойными его членами. Вы должны не только хорошо знать свои права и обязанности в обществе, но и по мере сил участвовать в осуществлении великих общечеловеческих принципов на земле, таких как мир, братство, свобода, равенство, единство.

Да укрепляет вас всегда сознание великой пользы, которой определяются ваши труды на благо святой веры и нашего народа.

Мы ревностно молим Отца светов, от Которого исходит всякий совершенный дар (Иак.1,17), чтобы Он благосклонно помог вам, руководил вами и исполнил обилием своих милостей, и с любовью призываем Божие благословение.

 

Церковные Таинства

— Традиционно епитимию, то есть духовное послушание после Покаяния для преодоления греха, на человека налагает священник. Он видит, какая именно должна быть епитимия. Если человек духовно зрелый, он получает одно послушание, если начинающий в вере — другое.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

— Православная Церковь с особым вниманием относится к жизни человека — бесценному дару Божию. Согласно церковным канонам, даже неумышленное убийство человека требует особенной епитимии, то есть церковновоспитательных средств, которые должны утвердить в человеке покаянное чувство.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru