Пою Богу моему (Речь на выпускном экзамене регентского класса, произнесенная в Актовом зале Московских духовных академии и семинарии в 1974 г.)

Я хочу сердечно поблагодарить заведующего кафедрой Церковного пения Николая Васильевича, всех педагогов, дирижеров и исполнителей за прекрасное пение. Если бы меня попросили резюмировать впечатление, я бы сказал, что хор совсем не профессиональный, но пение очень близко к профессиональному. Отрадно, что в нынешнем вашем выступлении мы находим прекрасное сочетание приятного с полезным. Приятное—это то, что мы пережили хорошие минуты, слушая прекрасное пение, а полезное—то, что ваше исполнение—это прекрасный результат многих и усиленных трудов как педагогов, так и учащихся.

Западные христиане не могут до конца понять, почему мы, православные, не используем музыкальных инструментов в нашем богослужении. Не могут понять того, что для нас, православных людей, очень понятно и трогательно, потому что в нашей традиции, в богослужениях, в нашем церковном пении мы не прибегаем к помощи других инструментов: мы сами себя делаем инструментом и хвалим Бога во струнах и органах наших сердец. И это замечательно, потому что хорошие песнопения, хороший хор способствуют молитвенному настроению, облегчают молитву, делают ее сердечнее. Хор воспитывает у верующих людей чувство прекрасного. Однажды, по окончании богословских переговоров с лютеранами, я обратился к католическому епископу: "Каковы Ваши впечатления после наших богословских собеседований?" Он мне очень скромно, но твердо ответил: "Могу сказать только одно, что после этого я еще больше люблю мою, католическую Церковь". Так и мы, когда соприкасаемся с настоящим хорошим церковным пением, мы, верующие люди, еще больше ценим свою восточную, православную традицию, с таким прекрасным многообразием в церковных песнопениях и в их исполнении.

За прекрасное исполнение, за ваши труды приношу вам сердечную благодарность и желаю, чтобы все вы пели Богу "дондеже есте".
 

Церковные Таинства

—    В определении Таинства Евхаристии говорится, что оно является таким Таинством, "в котором верующий в виде хлеба и вина причащается Тела и Крови Христовых для жизни вечной". Здесь не идет речь о том, что хлеб и вино являются лишь образом, знаком Тела и Крови Господних. Сам Христос, установив это Таинство, прямо сказал о том, что в Евхаристии верующие будут причащаться Его истинных, а не символических Тела и Крови (Мк. 14, 22—25).
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Мы имеем прямое указание от Самого Господа, ибо Он, как описано в Евангелии, взял дитя, поставил его посреди учеников, обнял его и сказал: "Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня" (Мк. 9, 37). Поэтому, если верующий человек усыновляет ребенка, он выполняет заповедь Спасителя.

Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru