Служение христианских церквей миру сегодня (Доклад, прочитанный на собеседовании богословов Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, Ярвениа, 1974 г.)

Бессмертные пророческие слова о принципиально новом бытии народов, о мире без войн и кровопролитий (Ис.2) услышал еще древний мир. Грядут времена, возвещал тогда пророк, в которые больше "не поднимет народ на народ меча и не будут более учиться воевать" (Ис.2,4). Сколько оптимизма, надежды и радости заключают в себе эти слова! Сколько утешения и мира несут они человечеству земли, уставшему от раздоров и жаждущему вожделенного мира! Значимость этих слов еще более возрастает, если учесть, что возвещены они были в мире древнем, переполненном жестокостью и насилием. "Сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему..., душу за душу, глаз за глаз..., руку за руку..."—вот какие меры предписывали тогда для пресечения зла даже официальные гражданские законы (Втор. 19,19;Исх.21,23;Лев.24,20), а не отмстивший за кровь брата своего подвергался насмешкам и даже был презираем как нарушитель вековых традиций и обычаев. Учитывая все это, слова пророка Исаии нельзя считать только человеческими. Это слова и Божественные, а потому и пророческие.

Но где же исполнение этого пророчества? Тысячелетия прошли с того времени, когда мир услышал эти слова, а между тем силы зла и разрушения до сих пор действуют в мире. До сих пор конфликты, вражда, военное противостояние нарушают красоту и гармонию нашей планеты, на ее континентах все еще "есть род, у которого зубы—мечи и челюсти-ножи" (Притч.30,14). Более того, оснащенность "мужей крови" "до зубов" в наше время не идет ни в какое сравнение с боеспособностью всех прежних войск и армий. До XX века все войны были локальными. Век двадцатый стал терзать человечество мировыми войнами. Теперь мы уже говорим о такой войне, исход которой—всеобщая смерть.

Эти печальные факты истории воспринимаются отдельными христианами как неотвратимое явление в жизни человечества. Человек согрешил, рассуждают они, и нарушил мировую гармонию; поэтому нестроения, вражда, войны стали как бы второй природой падшего мира. Но "как может считать себя христианином человек, который ничего другого не может сказать, как только то, что грех сокрушил мир, поэтому войны будут до конца света и вследствие этого люди, верящие в мир, должны считаться мечтателями? Как можем мы считаться христианами, если не вникаем в смысл утверждения идеи о мире, которую мы находим у пророка Исаии и которая обычно оглашается у нас в дни Рождества?",— вопрошал немецкий евангелический богослов, профессор д-р Ганс Иванд (ЖМП. 1968. № 3. С. 31).

Я хочу привести здесь еще одну мысль этого же богослова: "Само собой разумеется, существует злоупотребление христианством в политике и ради политики, существует смешивание обоих царств, как это называли люди Реформации, и существует область умственных спекуляций, превращающих Евангелие в программу, а свободу полного принятия вероучения—в закон... (Тем не менее), нельзя сказать, что мы имеем право и свободу как бы отмахиваться от слова Божия и заставлять его замолчать там, где оно непосредственно вклинивается в наше политическое существование... Лишь только мы закроем от него какую-либо одну сферу, оно перестанет действовать и во всех остальных областях".

Печальные факты человеческой истории не должны повергать христиан в пессимизм, ибо эти-то нестроения в единой общечеловеческой семье и требуют христианской активности. Они "вопиют" к совести христианина, они напоминают ему о человеческой ответственности за мир, за космический порядок, за Вселенную. Человек явился в мир не разрушать, а созидать. "Не человек спасается Вселенной, а Вселенная человеком, потому что человек есть ипостась всего космоса, который причастен его природе. И земля обретает свой личностный, ипостас-ный смысл в человеке... Мир следует за человеком, потому что он есть как бы природа человека; его можно было бы назвать "антропосферой". И эта антропокосмическая связь осуществляется тогда, когда осуществляется связь образа человека с его Первообразом—Богом... Мы—то слово, тот логос, в котором он высказывается; и только от нас зависит—богохульствует он или молится" (Лосский В. Догматическое богословие//Богосл. тр. 1972. С. 155-156.).

Если такова ответственность человека по отношению ко Вселенной, то какого наказания достоин тот, кто вносит разделение и нестроение в великую семью человечества! Не меньшая вина лежит и на том, кто пассивно наблюдает за губительными раздорами. На христиан же возлагается сугубая ответственность за мир и "то, что в мире". Христиане в первую очередь будут вопрошаемы: приближали ли они осуществление древнего ветхозаветного пророчества о мире или же удаляли его.

Сегодня христиане с удовлетворением могут засвидетельствовать, что подавляющее большинство последователей Христовых ревностно и успешно трудится над укреплением взаимопонимания. Но этот успех пришел не сразу. Хотя "в христианском мирном движении христиане, в частности, богословы, ведут диалог на основе одного и того же Евангелия, но в этом диалоге сказывается их принадлежность как к различным традициям, так и к различным социальным структурам. Каждое богословие, как бы совершенно оно ни было, в том числе и богословие примирения, включает в себя не только струи евангельской истины, но и продукты человеческой мысли, обобщенной на основе большего или меньшего опыта жизни Церкви и общины"(Соколовский П., прот. Богословие примирения//ЖМП. 1970. № 2. С. 56).

Все это побуждает нас обратиться к истории движения и, хотя бы в общих чертах, проследить, как возрастало это великое древо, а вместе с тем и почтить память тех, кто подвигом своей жертвенной любви служил приближению мирной эпохи в жизни человечества.

Сперва обратим взор в глубь веков русской церковной истории.

Уже на заре христианства на Руси история нашей Церкви являет нам дивный пример служения добру и взаимному примирению. Уже тогда мы встречаем среди наших предков людей Божиих, созидавших благословенный мир. Сердца их были доверчивы и открыты братьям-христианам других исповеданий, и даже людям, не исповедовавшим Христову веру. Мы говорим здесь о святых нашей Церкви—Сергии и Германе Валаамских. Рукописные материалы свидетельствуют, что эти святые неоднократно укрывали в стенах своего монастыря преследуемых из разных стран, погашая этим месть и вражду; охотно принимали в монастырь иностранных поселенцев (Описание Валаамского монастыря и подвижников его. Б. а. Б. м. Б. г. С. 5 (Хранится в библиотеке МДА).). О миролюбии и доброте насельников Валаамского монастыря знали даже в Риме. Следует отметить, что эти добрые традиции поддерживались монастырской братией и впоследствии. Один из иноков этой обители свидетельствует, что в ненастные дни в монастырской столовой порой можно было встретить лютеран из Швеции и Финляндии". Исследователи рукописных материалов о Валаамском монастыре выражают надежду, что "с разработкой русских, финляндских и шведских архивов" история этой обители "впоследствии разъяснится обстоятельнее".

Другой характерный пример—жизнь всемирно известного святого, основателя Троицкого монастыря, Сергия Радонежского. Жизнь эта—целая эпоха в нашей Церкви. И вместе с тем, "подвиг его всечеловечен..." (Б.Зайцев. Избранное. Нью-Йорк, 1973. С. 9.), ибо святой в течение всей своей многотрудной жизни неизменно служил делу примирения и единения разобщенного грехом человечества.

Подвиг свой прп. Сергий совершал, живя в дремучем лесу. И на первый взгляд может показаться странным, как можно вдали от человека служить человеку. Но это недоумение сразу же отпадает, как только мы обратимся к жизни великого святого. Служение братии монастыря, служение примирению страждущих городов и княжеств, служение объединению русского народа—этому была посвящена вся жизнь прп. Сергия.

Святой игумен был беспредельно скромен. В течение всей своей жизни он считал себя последним монастырским послушником. "Желаю,— говорил он братии,— лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать". Скромность и смирение побудили его однажды оставить ради сохранения мира в обители любимую им келью и удалиться в окрестные места. Но не только скромностью и смирением побеждал мудрый подвижник вражду и нестроения и достигал заповеданного мира.

Он хорошо понимал, что для обуздания возмутителей мира и творящих разделения иногда требуются решительные меры, и без колебания проявлял такую решимость. Приходилось иногда прибегать и к наказанию. В жизнеописании прп. Сергия повествуется, как однажды святой игумен вынужден был оставить монастырь и идти в Нижний Новгород, дабы усмирить непокорного князя Бориса. Увещания не подействовали. Тогда пришлось поступить строже— прп. Сергий закрыл городские храмы. Князь Борис вынужден был уступить.

Троицкому игумену близки были и общественные, и государственные интересы. Он постоянно, всеми доступными ему средствами способствовал единению русского народа. Когда встал вопрос о свержении татарского ига, прп. Сергий ободрил князя Димитрия и благословил его на борьбу с врагом. Он понимал, что мир никогда не приходит сам, что за него нужно бороться, его нужно отстаивать. Нарушители же мира, приходящие с мечом, "мечом и погибнут" (Мф.26,52).

Русская Православная Церковь благоговейно хранит в памяти множество других подобных примеров и не забывает людей Божиих, которые с древних времен постоянно и жертвенно служили добру, правде, миру, созиданию. Знают таких людей и помнят о них и другие христианские Церкви. Люди эти были истинными миротворцами. Их верность человеческому призванию, самоотречение ради общего дела, служение примирению, обновлению человека и всего мира должны быть предметом нашего размышления и обсуждения. Христианский мир должен постоянно обращаться к ним "для научения, для обличения, для исправления, для наставления" (2 Тим.З,16).

Мирное движение в христианских Церквах усилилось в первые же годы по окончании второй мировой войны. Это было время, когда человечество, только что пережившее ужасы и зверства фашизма, ввергалось в новое горнило испытаний-«адвигались мрачные тучи "холодной войны". Одновременно с этим стал лихорадочно возрастать военный потенциал; уже в последний год войны появилось оружие, способное превратить нашу землю в мертвую планету. Однако перед лицом новой опасности общество начало заявлять о мире и человечности все чаще, все решительнее.

17 июля 1948 г. в Москве участники Совещания глав и представителей Поместных Православных Церквей и Армянской Церкви в своем "Обращении к христианам всего мира" единодушно высказали требование прекратить раздувание "нового военного пожара на не очищенной еще от крови, слез, страданий и могил земле" (Деяния Совещания глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. М., 1949. С. 452). "Исполненные горячим стремлением быть выразителями истинного духа Христова,—говорится в документе,—предстоятели и представители Автокефальных Православных Церквей считают своим священнейшим долгом направить горячее обращение ко всем христианам мира, ко всем людям, жаждущим правды и мира, с призывом услышать наш голос, зовущий к братолюбию, человечности, справедливости, правде... Мы протягиваем руку всем, кто хочет, чтобы человек для человека был братом, а не зверем, и предлагаем, братски соединив труды, обессилить поджигателей новой катастрофы, служителей темной силы, для которой великие начала христианского миролюбия и братолюбия... потеряли всякое значение".

В 1949 г. возникает Всемирное движение сторонников мира. Русская Православная Церковь была одним из основателей его. Люди различных национальностей, различного общественного положения и профессий, имеющие различные политические убеждения, принадлежащие к различным религиям, со всей решительностью выступили против смертоносных воинственных устремлений.

Некоторые христианские Церкви приняли самое активное участие в этом движении. Конфессиональная разобщенность и разделения между Церквами, различия в политических и социальных взглядах долгое время мешали объединению усилий всех христиан в благородном миротворческом деле. Не меньшие трудности возникали и на пути богословского обоснования, понимания многих вопросов сотрудничества и мира, хотя подавляющее большинство христиан искренне, с воодушевлением и со всей серьезностью приступили к новому благородному деланию, прекрасно понимая, что христианское учение запрещает разрешать разногласия путем войн, что убийство человеку, достоинство которого неизмеримо велико, есть тягчайшее преступление, что сама природа "вопиет" к Богу, требуя отмщения за убийство (Быт.4,11), что насилие кощунственно оскорбляет достоинство, призвание и образ человека, что Бог не есть бог вражды и нестроения, но Бог мира, согласия, гармонии, красоты и что, наконец, народы, нации, расы являются единым братством, единой семьей Божией.

И действительно, в процессе встреч, собеседований, богословских дискуссий многие из этих проблем постепенно разрешались. Христианские Церкви, группы верующих и отдельные христиане накапливали опыт миротворческого служения, возрастала их ответственность за мирное разрешение международных проблем.

Сегодня участие христиан в миротворческом движении становится все более активным, приобретая разные формы. Сейчас уже трудно встретить христианина, который был бы лишь пассивным наблюдателем происходящих в мире событий. Последователи Христа все более и более начинают сознавать, что мир—это не только отсутствие войны. Если на земле все еще остаются "делатели неправды" и есть злоумышленники, руки которых "полны крови" (Ис. 1,15), если сегодня человек еще трудится не для созидания, а для разрушения, то, естественно, ни о каком благоденствии народов не может быть и речи. "Мы, объединяемые служением, к которому обязывает нас наша вера в Евангелие Иисуса Христа, в единстве духа и союзе мира,—говорится в обращении христианских богословов, собравшихся в Праге в 1960 г.,—просим и предостерегаем: все человечество должно объединиться в активном протесте против всех средств массового уничтожения, оскорбляющих благость Божию и являющихся предательством по отношению к человеку и ко всему творению. Ни один христианин не должен принимать участия в войне или в подготовке к ней" (жмп. 1960. № 10. С. 23).

Христиане-миротворцы, вместе с тем, со всей очевидностью сознают, что примирение и созидание мира не допускают примирительного отношения к носителям неправды. Христианский нравственный закон требует борьбы со злом и внутри, и вне человека. Так что, обуздывая свою греховную природу и приобретая мир внутренний, духовный, миротворцы вместе с тем постоянно возвышают в современном неспокойном мире свой предостерегающий голос против апологетов войны и насилия.

Для успешного осуществления миротворческого служения Церкви представители христианской общественности сотрудничают как в религиозных, так и в светских организациях и объединениях. Такое сотрудничество, продолжающееся уже много лет, неизменно приносит плоды мира.

Нельзя не упомянуть здесь об одном недавнем, поистине историческом событии нашего времени—Всемирном конгрессе миролюбивых сил. Участие христи-ан-миротворцев в этом добром делании народов земли началось еще задолго до открытия Конгресса. В консультативных встречах, симпозиумах и других заседаниях, проводимых с целью подготовки к международному форуму людей доброй воли, принимали участие христиане многих Церквей, церковных организаций и религиозных объединений. На Московском конгрессе были представлены: Всемирный Совет Церквей, Христианская Мирная Конференция, Паке Кристи Интер-националис, Конференция Европейских Церквей, Всемирная Лютеранская Федерация, Берлинская Конференция католических христиан Европы, Всеафри-канская Конференция Церквей, Всемирный Совет баптистов. Кроме того, многие христианские Церкви направили на Конгресс своих личных представителей. Такой консолидации сил людей доброй воли наша планета еще не знала. На этом всемирном форуме объединились все прогрессивные силы мировой общественности: и церковные, и светские, и религиозные, и нерелигиозные. В один из дней Конгресса более трехсот представителей различных религий мира—участников форума—собрались в Загорске, в Троице-Сергиевой Лавре, где в общей дискуссии и принятом итоговом документе засвидетельствовали свое единство в заботе о сохранении прочного мира, в деле служения человечеству.

В Загорском коммюнике, в частности, говорится: "Давая высокую оценку содержанию работы Всемирного конгресса миролюбивых сил, участники настоящей встречи считают своим долгом, равно как и долгом всех реалистически мыслящих религиозных деятелей, приложить максимальные усилия к претворению в жизнь его результатов, к доведению их до сознания широких кругов верующих" (ЖМП. 1973. № 12. С. 35).

Русская Православная Церковь является одним из основателей Конференции Европейских Церквей 1959 г.

Укреплению мира на европейском континенте эта Конференция придает ныне большое значение. Хотя Европа—это хранительница древней культуры, христианских традиций, богатого общечеловеческого опыта, однако настоящего, справедливого мира на этом континенте, к сожалению, нет до сих пор. Мы уже не говорим о тех бесчисленных конфликтах, которые терзали Европу, о двух мировых войнах, самых страшных и самых смертельных, потрясших весь мир. Все это побуждает прогрессивные силы все чаще и чаще обращать свой взор на этот континент.

Конференция Европейских Церквей уделяет большое внимание развитию взаимопонимания и сотрудничества европейских государств. Как известно, в ноябре 1969 г. она провела весьма конструктивную консультацию "О мире и примирении в Европе", а в апреле-мае 1971 г. на VI Ассамблее в Ниборге создала специальную постоянную рабочую группу "Созидание мира в Европе". Кроме того, на этой же Ассамблее КЕЦ высказалась, в особой резолюции, за созыв общеевропейского совещания.

Трудно переоценить роль Финляндии и ее президента Урхо Кекконена в укреплении общеевропейского мира. Необходимо отметить тот факт, что ныне происходят встречи, о которых несколько времени тому назад нельзя было и помышлять. Посему нам кажется законным ожидать от этого прогресса,—если, как мы желаем, ему сопутствует полная лояльность и добрая воля, искреннее уважение независимости, прав и интересов различных государств,—что он послужит благу не только заинтересованных народов, но и всей совокупности взаимоотношений между нациями" (ЖМП. 1973. № 5. С. 37).

Настоящий, справедливый мир, как уже указывалось, не есть только отсутствие войны. Господь, призвавший нас к миру (1 Кор.7,15), заповедал нам: "Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову" (Ис.1,17). Само собой разумеется, что нарушающий эту заповедь становится в ряды нарушителей мира, хотя бы он никогда и не брал в руки оружия. Святой Иоанн Златоуст, суровый обличитель социальной несправедливости, в своих проповедях неоднократно обращается к этой заповеди. "Старайся,—говорит он,—услужить не тем, кто пребывает в благоденствии и славе мирской, но тем, кто в угнетении, в несчастьях, в оковах, кто всего лишен и не получает утешения. Об их благополучии весьма позаботься, ибо великую от них получишь пользу, и станешь более мудрым, и все будешь совершать во славу Божию" (ЖМП. 1972. № 12. С. 66).

Христиане обязаны противостоять злу и неправде независимо от того, где и в какой форме они проявляются.

Заканчивая выступление, хочу еще раз подчеркнуть, что проблема борьбы за мир так же многогранна, как многогранно и само понятие, заключающееся в слове "мир". Христиане-миротворцы должны всегда помнить об этом и никогда не прекращать поисков новых путей и возможностей служения миру, осуществляя это служение в соответствии с конкретными требованиями эпохи и веря, что "мир возможен, ибо к миру зовет всех Господь наш, ибо мира жаждет каждая человеческая душа... Спасти человека, обеспечить людям возможность спокойного и беспрепятственного развития в условиях мира, без которого не может быть свободного и разумного обращения к Богу любви для множества душ, страждущих от неведения или от человеческого эгоизма и ненависти,— такова священная задача нашего времени. Будучи общечеловеческой, эта задача по своему внутреннему смыслу есть в то же время и подлинно христианская. И потому христианам надле-жит быть в первых рядах борцов за ее осуществление"(Обращение к III Всехристианскому мирному конгрессу 29 марта 1968 г. //ЖМП. 1968. № 5. С. 2).

 

Церковные Таинства

—    Посредством телефона, Интернета и других средств связи и обмена информацией возможна духовная беседа, которая будет подготовкой к Таинству Покаяния. И такая возможность пообщаться со священником посредством нынешних технологий у современного верующего человека должна быть.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    А какие аргументы могут быть против? Если это не создает препятствий в духовной жизни христианина, то, конечно, можно. Если же из этого делается своеобразный культ, который полностью поглощает все силы человека, так что не остается времени на молитву, то, безусловно, такие занятия спортом бесполезны.
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Октябрь 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252728293031

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru