Образование (Слово перед молебном по случаю начала учебного года, произнесенное в Академическом храме в 1974 г.)

Всякое учение мы обычно называем образованием. И людей просвещенных именуем образованными. Что это значит? Почему же тот, кто именуется и является образом Божиим, требует какого-то еще образования? Человек был некогда нерукотворенным Божиим образом. И пока он таковым оставался, он не нуждался в учении, сам образ Божий учил его всему, наставляя на всякую истину. Но сын персти не удовлетворился образом Божиим, пренебрег Его наставлениями, открыл свой слух чужому совету и, приняв этот совет, принял и новый образ, образ тленного, падшего Адама. Но зло на этом не остановилось. Священное Писание свидетельствует о том, что открылись очи человека и он увидел свою наготу. Но закрылись, к сожалению, очи его внутреннего существа. И, продолжая свой темный путь, ведущий не к Богу, а от Бога, человек в своей жизни вместо уподобления Творцу применился скотом несмысленным и уподобился им, а славу нетленного Бога, своего Творца, "изменил в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся" (Рим.1,23).

Бедное человечество, отступившее от Бога, во тьме неведения мучительно искало кого-то или чего-то взамен утерянного. Но можно ли было, утеряв истинный образ, найти замену ему в окружающей природе или в материальных вещах? Невозможно было найти Того, Кого сами потеряли, или (тем более) увидеть Того, от Которого отвернулись. Великому Моисею и то говорит Господь: "Лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых" (Исх.33,20). А один из древних философов говорил: "Если человеку удается постигнуть Творца окружающей вселенной и если он почувствует Бога, он не должен говорить этого никому".

Познав свою слабость, человечество пришло к горестному заключению, что увидеть Бога и соединиться с Ним нет больше ни сил, ни возможностей. И обрекли себя сотворенные по Его образу на жизнь вне Его. Но здесь-то и вступил в силу Промысл Божий, провидение Господне, которое пожелало продолжить уже начатое восстановление человека как творения Божия. Священное Писание говорит, что "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил" (Евр.1,1-2). Ради нас, человек, Сын Божий стал Сыном человеческим, по всему был подобен нам, кроме греха. Смирив Себя, Он послушлив был даже до смерти, смерти крестной. Его страдания были нашим блаженством, Его смерть стала нашей жизнью, Его подвиг избавил людей от заблуждения и греха, указал на свет Божественной истины; Он вознес нас, искупленных, до небес. Сын Божий, будучи сиянием славы и образом Ипостаси Отца, держа все словом Своей силы, совершил очищение грехов наших и воссел одесную величия на высоте. Когда Слово стало Плотью и обитало среди нас и когда мы видели славу Его как славу Единородного от Отца, тогда, как говорит апостол Павел, урок веры приблизился, глаголы ее стали понятными. С того времени человек слушает и поучается. Христос на земли—возноситеся!

Нет больше надобности человеческому уму изощряться в бесплодных исканиях и стараниях объять необъятное, постигнуть непостижимое, исследовать неисследимое, говорить о Боге без Бога или творить для себя нового творца. Перед всем человечеством единственный, великий и истинный образ Божий. От людей требуется взирать на этот образ и в меру своих сил и способностей, черта за чертой, стараться, посредством размышлений и дел, воспринять этот образ, нарисовать его в своем сердце, в своей душе и в своем существе, т.е. уподобляться первообразу. Уподобляться—необходимость, требование самой природы человеческой. Именно поэтому самое великое, неописуемое счастье в жизни человеческой— это познание вообще. Если огромное счастье приносит сама сущность познания, то сколь же выше, прекраснее и благодатнее в жизни человека не просто познание как таковое, а богопознание. Понять и оценить это можно только тогда, когда мы приближаемся к Богу как к своему Первоисточнику и Первообразу, стараясь Его черты печатлеть в своем сердце и в своей душе, сообразуясь сначала с Его кротостью, любовью и милосердием, входя постепенно затем в божественную славу Его и величие.

Но да никто из нас, вступающих сегодня в новое поприще богословского образования, не льстит себя надеждой, что можно своими усилиями, своими способностями или человеческим разумом достигнуть этой желанной цели. Это доступно только премудрости и любви Божественной. Как в человеке до грехопадения, так и в человеке оправданном образ Божий всегда был и есть образ нерукотворенный. Правда, и не без человека Господь творит это дело премудрости и любви Своей. Мы обязаны представить Богу, как убрус, чистые свои души и сердца, и на них Великий Художник запечатлеет образ, которого требует наша человеческая сущность и высокое призвание.

Вступая в новый учебный год, будем помнить, отцы и братья, о том, что успех всякого истинного человеческого образования зависит от того, насколько обучаемые будут приближаться к образцу своего учения. Успех же богословского образования, которое поможет нам стать проповедниками истины Христовой, наследниками апостолов, наставниками Божьего народа в правилах веры и благочестия; образования, которое поможет нам продолжить великое дело обновления мира, начатое Самим Пастырена-чальником Господом нашим Иисусом Христом, требует абсолютного приближения к Богу и уподобления Ему. Начало и залог нашего успеха—это старание сообразовать себя со Христом во всем: в чувствах, в желаниях, в познании, в стремлениях, в слове, в деле и в жизни.

Будем помнить, что помощь Божия всегда с нами. И поэтому будем стараться, чтобы образ Господа нашего Иисуса Христа всегда был пред очами нашего ума до тех пор, пока не отобразится в наших сердцах; чтобы ум наш постоянно очищался, пока не станет умом Христовым; чтобы воля наша совершенствовалась до того предела, пока не станет подобна воле Божией; чтобы вся наша жизнь приходила постепенно в то состояние, о котором часто говорил апостол Павел: "Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос" (Гал.2,20). Достижение вами такой вершины будет высшей наградой для нас, учащих, и для вас, учащихся. Приложим свои усилия, чтобы наше образование вылилось в глубокий церковно-жизненный опыт.

Господи Сил, призри с небес и виждь и просвети лице Твое на нас и научи нас оправданием Твоим, ибо что мы, насаждающие и поливающие, если не будет Твоего благословения и если Ты не возрастишь насаждаемое нами и поливаемое Своей всесильною благодатию.

 

Церковные Таинства

—    Наилучшей подготовкой к венчанию, как и к любому другому церковному Таинству, являются пост и молитва. По традиции молодые накануне венчания несколько дней постятся, а затем посещают храм, чтобы исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    Еще во времена Византийской империи возник принцип "симфонии" Церкви и государства. Тогда считалось, что Церковь отвечает за нравственное состояние общества и занимается "божественными делами". Государство же занимается делами "земными", обеспечивая жизнедеятельность общества.
Подробнее ...

Поиск

Календарь

Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 207 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/helper.php on line 208 Deprecated: mktime(): The is_dst parameter is deprecated in /sites/mitropolit.kiev.ua/modules/mod_blog_calendar/calendarClass.php on line 114
<Октябрь 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252728293031

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru