Проповедь на Рождество Христово

"Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям" (Лк.2,10),—такими словами вестник небес извещает грешную землю и ее обитателей о великом и преславном божественном таинстве—о пришествии в мир Сына Божия, Христа Спасителя.

Весть Ангела—весть радости о нашем спасении.

Человек быстро привыкает к событиям и обстоятельствам, привыкает к горести, черствеет подчас и в радости. Как в ту далекую Рождественскую ночь устами Ангелов, так ныне вновь устами святого Евангелия благовествуется верующему народу о радости Боговоплощения. Из года в год, из столетия в столетие Церковь предшествующими Рождеству и последующими за ним днями готовит нас к принятию и усвоению этой радости через свои уставы, богослужения и учение.

Почему же Рождество Христово, пришествие в мир Христа Спасителя является великой радостью? Святитель Иоанн Златоуст в своем Слове на праздник Рождества Христова говорит: "Наступил праздник праздников, и вся вселенная исполняется радости, потому что Рождество открыло небо; потому что Рождество ниспослало нам Духа Святого; потому что Рождество рассеивает всякий мрак и всякую нечистоту". Вот почему ныне "небесная и земная" радуются и веселятся, прославляя Божественное снисхождение.

Великой радостью для первого человека до грехопадения была возможность видеть Лицо Бога. И только после грехопадения Лицо Божие стало невидимым для телесных человеческих очей. Бог через Пророка Своего говорит: "Невозможно человеку увидеть Бога и остаться живым" (Исх.33,20). Но, несмотря на грехопадение, несмотря на то, что скрыл Господь Лик Свой от очей человеческих, Он всегда любил человека, Он давал обетования, пророчества и прообразы, которыми в течение многих веков жило ветхозаветное человечество, ожидая пришествие в мир Сына Божия.

Мир знал о Боге. Одни видели в Нем Верховное Существо, другие—Таинственную Силу, третьи— Первопричину всего существующего и т.д. Но такое знание—сухое, расплывчатое, абстрактное; оно не дает настоящей глубокой сердечной радости, не может изменить жизнь человека к лучшему, сделать ее более совершенной. В Совете Святой Троицы так проявилась любовь божественная к человеку, что Бог Сына Своего посылает в мир, чтобы всякий верующий в Него имел определенное, четкое представление о Боге и через богопознание приходил бы в бо-гообщение и наследовал жизнь вечную (Ин.3,16). Живущий в неприступном свете в нынешнюю ночь явился миру. И мы видим преславную тайну: Бога—в человеке, Творца—в творении, Владыку неба и земли—в зраке раба, в убогих вифлеемских яслях. Бог не показывает в Своем пришествии силу и славу, дабы не умертвить человечество. Бог не явился в огне, шуме или в громе, как это приличествовало бы Его божественному всемогуществу, чтобы не сжечь человечество. Он, Владыка неба и земли, является Младенцем в убогом вертепе.

В тайне Божественного воплощения все необыкновенно, потому-то она и есть тайна, которую нельзя постигнуть до конца только рассудком холодного человеческого ума, без участия верующего сердца со всеми его чувствами. В Рождестве Христовом необыкновенно и бессеменное зачатие, и Рождество несказанное, и материнство безмужное, и приснодевст-во. Многие умы соблазнялись и будут соблазняться этой тайной. Этому надлежит быть, говорит слово Божие. Христос, Сын Божий лежит многим не только на восстание, но и на падение (Лк.2,34). И что бы ум человеческий ни измышлял, как бы ни колебался и ни смущался—как может быть бессеменное зачатие, как может быть безмужное материнство, как возможно девство и в рождестве и по рождестве,—от того ничего не меняется: не гаснет свет, не меркнет величие этой божественной тайны, которую Господь открывает всякому, кто ищет Бога с чистой совестью и благородными целями. Наше сомнение или отвержение Бога меняет нас, но не Его Божественную сущность. Христос тот же сегодня, завтра и всегда. Он есть, был и всегда будет!

Рождество воссияло миру свет разума. С нынешней ночи начинается для мира Богооткровение, Богоявление. Не случайно в первые века христианства Церковь праздновала вместе праздник Рождества и Богоявления. В пришествии Христа Спасителя на землю—истина Богоявления. Сам Христос в Пер-восвященнической молитве к Отцу Своему Небесному свидетельствует: "Я открыл им имя Твое и открою" (Ин. 17,26).

Рождество Христово открыло нам Бога. Мы, верующие люди, имеем знание о Боге через Христа и потому сегодня, в рождественскую ночь, с такой радостью воссылаем Ему хвалу, честь и благодарение.

Рождество Христово—это самый великий дар всем земнородным, которые в грехах своих настолько пали долу, к земле, что уже не могли собственными силами подняться горе, к Богу. Тогда Бог сошел на землю—пришел к человеку, открыл ему Себя и дал ему возможность обновить свое падшее естество и вновь, через единение с Богом, обрести свой образ и свое богоподобие.

Рождество Христово принесло миру Евангелие и новую заповедь—заповедь о любви к Богу и к ближнему. Христос основал на земле Церковь. Через бо-гоустановленные Таинства Церкви Христос делает нас чадами Божиими, врачует наши человеческие недуги, делает нас из слабых сильными, из немощных многомощными, из грешных праведными, из злых добрыми, из темных светлыми и ангелоподобными.

Рождество Христово дает нам радость богоусынов-ления и полную уверенность в вечной жизни.

Имея обо всем этом знание и свет Христова разума, невозможно не радоваться всей душой и всем своим сердцем о божественном снисхождении.

Пусть же, братья и сестры, светозарные лучи Рождества Христова всегда просвещают нас и дают нам разум новый и совершенный, чувства истинные и христианские, веру крепкую и надежду несумненную, постоянную радость о Боге Спасителе нашем. Аминь.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru