Вкусите и видите (Слово перед началом нового учебного года Московских духовных академии и семинарии, произнесенное в Академическом храме в 1973 г.)

Господь, пробавляя Свою милость, благословил нам, возлюбленные отцы и братья, вступить сегодня в новый учебный год. По Своей неизреченной любви Он дарует нам возможность еще раз сесть у ног Его, подобно сестрам Лазаря—Марфе и Марии, чтобы слушать Божественную премудрость и, поучаясь в ней, готовить себя к великому делу, которого ожидает от нас святая Церковь.

Мы, как и положено христианам перед началом всякого доброго дела, совершаем молитву. Как важно в этой молитве проникнуться чувством благодарения Богу, славословить Его и просить у Него благословения на наши предстоящие труды.

Что хотелось бы мне сказать вам, дорогие, в этот момент? Хочу сказать не своим немощным словом, но словами человека, который испытал в своей жизни глубину падения и горечь греха, а также радость покаяния и бездну милосердия Божия. Слова эти принадлежат псалмопевцу Давиду: "Вкусите,—говорит он,—и видите, яко благ Господь" (Пс.33,9). Для этого мы, по велению своих верующих сердец, и пришли сюда.

Как всякое дело венчается успехом только после усилий и труда, так и поиски Бога, познание Его требуют большого труда. Как же найти Бога, как вкусить Его благость, чтобы уже больше не хотелось ничего горького, скверного, подчас обманчиво имеющего приятный вид и вкус? Помощник нам в этом Сам Господь; Он—Источник боговедения, правды и вечной истины. "Никтоже,—говорит Господь в святом Евангелии,—знает Сына, токмо Отец; ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын от-крыти" (Мф. 11,27). Сам Христос открывает нам Себя: "Я есмь Путь, Истина и Жизнь" (Ин.14,6). Апостол Павел свидетельствует о том, что во Христе, если мы к Нему приходим, сокрыты для нас все сокровища премудрости и ведения (Кол.2,3). Христос—Лоза, а мы, верующие люди,—ветви. Как ветвь не может сама по себе приносить плода, не будучи на лозе, так и мы, если не будем во Христе, не можем ничего. Тот, кто во Христе, говорит Слово Бо-жие, приносит "плод мног" (Ин.15,5).

Господь даровал нам Божественное Откровение как залог Своей любви и Своего постоянного присутствия с нами. Углубляясь, изучая, анализируя, проникаясь Божественным Откровением и следуя его указаниям, всякий, имеющий желание, вкусит и увидит, "яко благ Господь" (Пс.33,9).

Постижение истины Божественного Откровения дается человеку усилием—путем доверия, искреннего намерения, путем молитвы и добрых дел. В жизни, в добрых делах человек познает Бога, Его истину. Справедливо древнее изречение, соответствующее духу святого Евангелия: "Блажен, кто стремится к истине. Дважды блажен тот, кто познал истину. Трижды блажен, кто живет истиной". Так что нужно иметь не только знание, но необходима еще сама жизнь по Евангелию, если мы признаем его как божественное учение, как благодатную весть нашего Спасителя. Жизнь, растворенная евангельскими заповедями, необходима для того, чтобы познать истину и источник этой истины—Самого Бога.

В поисках Божественной истины и премудрости мы пришли сюда. Здесь с помощью Божией будем трудиться и учиться, постигая человеческую и Божественную премудрость. Слово Божие говорит, что начало премудрости есть страх Божий (Пс. 110,10); страх Божий—не как страх наказания, не как рабский трепет, а как сыновняя любовь и желание не оскорбить своего Творца и Промыслителя, сохраняя незапятнанным Завет с Богом и свое богоподобие.

Пусть же Господь Бог благословит всех нас, чтобы мы в предстоящие годы учебы имели возможность взыскать Господа, вкусить и увидеть благость Его, славить и благодарить, служить Ему и Его народу до скончания дней своих, ибо, по словам псалмопевца Давида, тот, кто взыщет Бога, не лишится всякого блага (Пс.33,11).
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru