Вера (Праздник в честь пророка Илии)

Сегодня святая Церковь прославляет великого Божьего пророка Илию. Пророк Илия жил за 900 лет до Рождества Христова. Почему же и сегодня, по истечении столь продолжительного времени, мы славим его и молимся ему? В лице пророка Божия Илии мы славим его твердую и непоколебимую веру, веру, которую он не только проповедовал, но и защищал перед царями, языческими жрецами и на-родом-идолопоклонником. Прославляя носителя такой веры, мы укрепляем нашу немощную веру и, молясь ему, надеемся, что много может его молитва пред Богом.

Святой апостол Павел в послании к Евреям указывает на ветхозаветных подвижников—тех людей, которых весь мир не был достоин. «Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле» (Евр. 11,13).

Апостол Павел проповедует спасение через веру в Сына Божия. Сам Господь Иисус Христос являл Себя предметом веры Своим ученикам, обещал спасение уверовавшим и осуждение неуверовавшим: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16,16).

Вера, по Писанию, есть стремление души к постижению невидимого Бога, а в самом высоком своем значении вера, дающая спасение,—это порыв доверчивой души, признающей в Иисусе Христе своего Спасителя и Сына Божия.

В чем же сущность христианской веры? Христианская вера—это не слепое верование и не отречение от собственных духовных сил. Вера—это стремление души во всей ее целости, умом, сердцем и волею, к познанию невидимого Бога Таким, Каким Он является нам в Иисусе Христе.

К чему нам нужна вера и нужна ли? Задать такой вопрос может только тот человек, который никогда не ставил перед собой многих других важных вопросов, например: что же такое жизнь и в чем моя будущность? Является ли наша жизнь игрой случая или загадкой, развязка которой—безрассветная ночь? Нет такого человека, которого бы не волновали вопросы смерти, страдания, существования зла. Кто не задумывался над вопросом, куда уносит нас поток годов: к уничтожению или к жизни? Кто не трепетал от ужаса перед окружающей и гнетущей нас тайной? Кому в безмолвии ночи голос совести ни разу не напоминал его прошлую жизнь со всеми ее недостатками? Кому не приходило на мысль, что есть же, наверное, во вселенной что-то, что не только вызвало к бытию этот мир, но и разумно и целесообразно управляет им? Нет человека свободного от подобных вопросов. По справедливости не должно быть и человека, который бы мог спрашивать: к чему нам вера?

Мы имели бы право спросить: к чему?—если бы сами могли ответить на все недоуменные вопросы, если бы наш разум мог просветить мрак, покрывающий их. Мы не отрицаем великой силы разума! Ему принадлежит победа над видимым миром, который он покоряет себе. Ему принадлежит земной шар. Ему подвластны недра земли, откуда он извлекает тепло, свет, жизнь. Ему покорна материя. Им измеряются бесконечные космические пространства. Разум действительно величествен в своем смелом дерзновении, но как же он беден и несведущ в запросах человеческого сердца и совести. Что говорит он совести, угнетаемой сознанием вины? Что дает он раздираемому скорбью сердцу? И что, наконец, он может сказать тебе, человек, когда пробьет твой смертный час? Да, он может анализировать, ставить диагноз, определить в человеческом организме распадение передающего мысль нерва под влиянием разложения мозга, указать на омертвение крови, сказать, что жизнь кончается. Но что становится тогда с этой жизнью? В какие области перешло существо, которое минуту тому назад любило, молилось, надеялось? Разум не знает об этом. После стольких веков исследований он не даст вам ответа, не даст ни света, ни мира, ни даже надежды... а мы говорим «к чему вера»!

Вера нужна! Но в кого мы должны верить? На это отвечает нам святой апостол Павел: «В Господа Иисуса Христа» (Деян. 16,31). Верить—значит довериться, вверить кому-то свою жизнь и судьбу. Почему же мы должны веровать во Иисуса Христа? В течение двадцати веков Его исповедуют миллионы верующих, которые могут вместе с апостолом Павлом воскликнуть: «Я знаю, в Кого уверовал» (2 Тим. 1,12). Вера—дар Божий. Вера должна гармонически проявляться в отношении к Творцу так, чтобы и разум, и сердце, и воля искали познания Бога, стремились навстречу Ему. Вера открывает небо, и мы созерцаем Бога Таким, Каков Он есть, и видим человека таким, каким он должен быть. Господь дал миру Откровение, открыл тайну Божества. И мы вместе с Симоном Петром восклицаем из глубины верующего сердца: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты—Христос, Сын Бога живаго» (Ин.6,68).

В лице Своем Иисус Христос явил нам Бога и доказательство Своего Божественного посланничества дал нам в Своей жизни. В Нем мир увидел воплощенную Истину и Святость. Чем больше мы познаем Иисуса Христа, тем увереннее можем говорить: «Я знаю, в Кого уверовал». Только Он мог сказать о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14,6). Только Он мог призывать: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11,28).

Святай Церковь воспитывает нас в познании Бога и в любви к Нему. На этом пути нам помогают Ангелы-хранители и святые угодники Божии, прошедшие земной жизненный путь и получившие нетленное наследие славы Божией и дерзновение ходатайствовать за мир и людей, населяющих его. «Я знаю, в Кого уверовал» (2 Тим. 1,12),—говорил апостол Павел своему ученику Тимофею перед кончиной своей. И мы знаем, в Кого уверовали. Это знание дает нам Господь и опытно открывает святая Церковь историей своего существования, спасительностью своей миссии.

Мы нуждаемся не только в этой уверенности, в нашей душе есть еще более глубокое и непреодолимое стремление: мы чувствуем себя виновными и жаждем прощения и спасения. И если слово Христово влечет нас к Нему, то покоряет нас Его крест. Благодаря этому апостол Павел и мы с ним говорим: «Я знаю, в Кого я уверовал».

Как же сохранить и укрепить свою веру? «Если ты хочешь веровать в Бога,—говорил один богослов,—живи таким образом, чтобы ты всегда имел нужду в Его существовании». Будем жить для святости, истины и справедливости, и мы уверуем и поймем, что вера не просто отвлеченное понятие, а нечто наиболее существенное в мире.

Мы сказали, что вера—дар Божий, и чтобы сохранить ее, требуются не только человеческие усилия, но необходима помощь Божия, благодать Духа Святого, которая ниспослана на землю в недра Церкви и в сердца верующих людей. «Дух Святой,—говорит слово Божие,—ды-шет где хочет» (Ин.3,8), и дышет, нужно добавить, как хочет. То Он является в буре, ветром, опрокидывающим и ломающим все, то нежным дуновением, проникающим в глубину сердец и растапливающим своим теплом льды гордости.

Воздержимся от желания начертать Ему Его путь, но, по крайней мере, запомним, что на всех ступенях христианской жизни мы ответственны за нашу веру, ибо она всегда зависит от нашего образа жизни.

Вера и жизнь по вере—это целожизненный подвиг. Заблуждаются те христиане, которые думают, что уверовать вполне достаточно для того, чтобы получить какие-то блага в земной жизни и обеспечить себе блаженную будущность. Веровать—это значит нести крест. Все живущие на земле несут крест, но у истинного христианина он бывает нелегким. «Нет царского пути в науке»,— сказал древний философ одному царевичу, который сердился на то, что учение было очень трудным. С уверенностью можно сказать: нет такого доказательства, такой апологии христианства, которая избавляла бы от труда повиноваться истине и познавать смирение, иметь внутреннее самообуздание, без которых вера остается лишь пустым умозрением.

Церковь жива, братия и сестры, и на все воззрения, выдвигаемые сомнением, ее вера, укрепляемая опытом новых душ, которых Христос каждодневно покоряет, отвечает с твердостью и спокойной уверенностью: «Я знаю, в Кого я уверовал».

Прославляя светоча твердой веры—славного пророка Божия Илию, будем молиться, чтоб Господь умножил и укрепил нашу веру и жизнь по вере и не лишил нас жизни вечной. Аминь.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru