Храм Господень

«А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс.5,8).

Давид входит в храм по множеству милости Божией, и, войдя в дом Божий, обращается к Господину этого дома, к Богу. Следовательно, вхождение наше в храм не просто, это не только акт человеческой свободы и воли, это нечто большее, это одновременно действие Божественной воли. Общение человека с Богом предполагает существование и осуществление Божественной милости, Божественной воли наряду с человеческой свободой и волей. Именно богообщение как проявление воли Божией и свободной воли человека является целью вхождения человека в дом Божий.

Затем устами пророка Давида Ветхий Завет говорит нам о том, что храм—это дом Господа и что, следовательно, господство в нем принадлежит Богу. А поскольку храм является домом Божиим, то он свят, и поэтому мы ему поклоняемся. Итак, входящие в храм входят в дом Божий, вступают в общение с Господом и приобщаются Его святости. Далее. Поскольку храм есть дом Господа Бога и дом святой, вступление в него означает, что встреча божественной милости с человеческой волей завершается в нем высшим актом человеческой энергии, то есть поклонением и богослужением: «Поклонюсь святому храму Твоему».

Однако возникает еще один вопрос: как нам входить в храм? На это нам Священное Писание отвечает словами псалмопевца Давида: «В страхе Твоем». Здесь может возникнуть проблема. Значит, мои отношения с Богом держатся на страхе и моя встреча с Ним в храме является неким страшным делом?—Конечно, нет. Одно дело чисто человеческий страх, страх без Бога, и совершенно другое—страх Божий, именуемый по Священному Писанию началом мудрости. «Начало мудрости—страх Господень» (Притч. 1,7). Другими словами, здесь страх Господень имеет связь с божественной мудростью, которая, в свою очередь, имеет глубокую связь с радостью. В данном случае речь идет не о страхе и ужасе, вроде современного терроризма или чего-нибудь подобного ему, а о страхе Господнем, ужасе при одной мысли о том, что можно утратить причастность к Нему, лишиться радости и мира.

Именно этот взгляд на страх Божий был у отцов Востока и Запада, великих светильников и монахов, лежал в основе философии и богословия существования: в их разумении страх Божий это страх, как бы не потерять Источник жизни и радости.

С такими мыслями и чувствами мы должны входить в храм—место единения с Богом и постижения Его неизреченной славы. Пророк Исайя в год смерти царя Озии был удостоен чудесного видения, о котором в книге его говорится: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм (Ис.6,1). Дополнением к этому могут служить слова пророка Иезекииля, подтверждающие истину, что слава Божия открывается в доме Его: «И поднял меня дух, и ввел меня во внутренний двор, и вот, слава Господа наполнила весь храм» (Иез.43,5).

В храме, через который открывается слава Божия, присутствуем сегодня и мы. Вся наша жизнь—в служении, и венец этого служения есть слава Божия. Совершая престольный день храма, мы как члены Церкви говорим: «Слава Богу за все!».

От храма и славы Божией в нем, от пророков и пророческих слов мы переходим к главному—к Церкви. Церковь завершает и открывает Троичное Таинство славы Божией в богочеловеческом Теле Христовом и постоянном присутствии Духа Святого. Поэтому мы и усвояем храму название церкви, в стремлении выразить его содержание и прикоснуться к тайне его.

Церковь Нового Завета не является чем-то вне мира сего, не является чуждой народу. Через исповедание веры и крещение она собирает и присоединяет к себе людей, обожествляя их в богочеловеческом Теле Христовом. Поэтому никто из тех, кто однажды связал себя с Церковью, не остается органически чуждым и не связанным с Телом Христовым, потому что все мы—«тело Христово, а порознь—члены» (1 Кор. 12,27).

Итак, братия и сестры, окружающие алтарь, в котором совершается Божественная Евхаристия, «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф.2,19-22).

Свое слово к вам мне хотелось бы закончить словами любимого ученика Господа—Иоанна Богослова, которые он посвятил храму и Церкви в своем Откровении: «Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель—храм его, и Агнец» (Откр.21,22).

Мы, собравшиеся сегодня в этом храме Божием и пытающиеся прикоснуться к тайне связи Бога и человека, воздаем хвалу Богу и восклицаем: слава Вседержителю и Агнцу! Аминь.

 

Церковные Таинства

—    Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не дает человеку принимать дар Божией благодати, лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, необходимо усиленное внимание к себе, борьба с грешными помыслами и горькое сожаление о своих ошибках.
Подробнее ...

Вопросы и ответы

—    "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт. 1, 27). Различие пола является особенным даром Творца людям. Мужчина и женщина в одинаковой степени являются носителями образа Божия и человеческого достоинства.
Подробнее ...

Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru