Проповедь на Рождество Христово

"И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь" (Лк.2,10-11).

Такими словами возвещено было миру преславное событие воплощения Сына Божия. И кому было возвещено? Пастырям, простым людям. Однако они тотчас уразумели тайну, возвещаемую им Ангелом, и, оставив все, поспешили насладиться ею. "Пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь" (Лк.2,15).

Подобно пастырям, собрались и мы все ныне в Вифлееме—в храме Божием, желая уразуметь тайну воплощения. Возможно ли, чтобы кто-либо из христиан не постигал блаженства, приносимого на землю вочеловечением Сына Божия? Возможно ли, чтобы это блаженство оставалось неведомым для кого-либо из нас, находящихся в совместной молитве, начало и цель которой сосредоточиваются во едином: да будет воздана слава в вышних Богу, благоволившему утвердить на земле мир.

Святая Церковь из года в год устами Ангела со страниц святого Евангелия благовествует нам о радости Бо-говоплощения. С одной стороны, она делает это потому, что блаженство, возвещенное Ангелом, так велико, что сколько бы мы ни слушали и ни уразумевали его, оно всегда остается обильнейшим источником и размышлений, и радости; с другой—Церковь опасается, чтоб кто-либо из детей ее по слабости или по лености не оставался без побуждений к духовной радости. Итак, углубимся ныне в основание радости, возвещенной Ангелом.

Уста человека многоглаголивы, язык же Ангелов краток. Возвещая земнородным радость велию, небесный посланник все побуждения к ней заключает в кратких словах: "Ныне родился вам Спаситель" (Лк.2,11). Слова эти заключают в себе неисчислимые сокровища благодати, как говорят о том богодухно-венные учители—пророки и апостолы. Что же возвещают нам в эту святую ночь Ангелы с пророками и апостолами? Они возвещают: радуйтесь, ибо родился Пророк, наставляющий вас на всякую истину; радуйтесь, ибо родился Священник, примиряющий вас с Божеством; радуйтесь, ибо родился Царь, защищающий вас от врагов видимых и невидимых.

Родившийся Спаситель возвращает нам свет истины, нами потерянный; возвращает правду, у нас похищенную; возвращает безопасность, нас оставившую.

Рождество Христово воссияло миру свет разума!

Для научения нас приходит Сам Сын Божий. Тот, Кому в безмолвии внимают сонмы Ангелов, приходит просветить нашу тьму. Человек! Собери все твои недоумения, измысли новые. Пусть они будут темны, как ночь,—не беда: и ночь, как день, пред Ним. Ты не знал, что такое Бог, с кем Его можно сравнить и кому уподобить? (Ис.40,18). Родившийся—это сияние славы Божией и самый образ существа Его (Евр. 1,3). Ты не знал, откуда ты произошел? Родившийся—это Тот, Кому Творец твой сказал при создании первого человека: "Сотворим человека по образу Нашему" (Быт. 1,26). Ты не знал, что будет с тобою за гробом? Родившийся—это Тот, Который в начале... основал землю, и небеса—дело рук Его (Евр. 1,10). Пусть не устрашит тебя величие твоего Господа. Он является для научения тебя, не с громами синайскими, но с кротостью младенческой; избирает местом наставления не город пышный и шумный, а безмолвный вертеп. А чтоб ты не устыдился предстать перед Ним со скотскими твоими наклонностями,—Он первую речь простирает к тебе из яслей; а чтоб поселить в тебе уверенность в Его сострадании к твоим немощам,— проповедь Его начинается слезами.

Началом всех грехов наших и, следовательно, вражды нашей против Бога было то, что мы с прародителями пожелали быть, как боги, дерзнули на похищение славы Божией,—а вот Ходатай наш отрекается Божественной славы, принимает зрак раба и делается, как человек. Мы от самого рождения стремимся погрузить себя в удовольствия мира—Ходатай наш из утробы матерней ввергается в бездну лишений, самых тяжких для плоти. Для нас корысть есть, если не единственный (ибо порок не терпит единобожия), то любимый идол, которому мы служим и телом и душою,—Ходатай наш рождается в столь бедном состоянии, что не находит для себя пристанища. Мы до самого гроба гоняемся за честью и, будучи прах и пепел, не можем терпеть высших нас—Ходатай наш, будучи Господом всяческих, от самой колыбели вписывается в число последних подданных кесаря. Не довольно ли и этого, душа грешная, чтобы возродить в тебе надежду спасения?

Сам Бог носит образ наш. О человек! Ты пал, ты пал, но, если можно сказать, не вниз, а вверх, ибо ты пал в глубину Божественной любви.

Что же мы, грешные, должны делать, чтобы быть достойными этой любви? Отец Небесный, посылая в мир Сына Своего, то же говорит нам, что некогда говорил Моисею: "Смотри, сделай... по тому образцу, какой показан тебе..." (Исх.25,40). Спаситель наш для того родился и для того пришел в мир, чтобы свидетельствовать истину, и наше бытие на земле, в плане Промысла, не имеет другой цели, кроме той, чтобы свет наш светился перед людьми и чтобы все, видящие дела наши, прославляли Отца, Который на небесах. Спаситель наш пришел дать душу Свою в цену избавления за грехи всего мира, да не будет и для нас меньшей любви, как полагать, в случае необходимости, душу свою за други своя. Спаситель наш явился, чтобы низложить всех врагов нашего спасения, воцарить всюду радость и мир, и для нас нет большей славы, как побеждать собственные страсти, владычествовать над желаниями своего сердца, созидать мир и братство среди людей. Когда мы вообразим в себе эти качества Христа Иисуса, тогда настоящая радость наша будет исполнена и никто не отнимет ее у нас. Тогда Сам Иисус Христос, Виновник нашей радости и спасения, вообразится в нас. Аминь.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Монастыри и храмы Киева bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Mail.ru